Festr.. · 04-Июл-20 18:57(5 лет назад, ред. 05-Июл-20 01:43)
Молчание говорит. Настоящее остается, только время проходит. Укреплять мир, осмысливая прошлое. Импульсы для успешной дипломатии Год издания: 2017 Автор: Йоханнес Швалина (Johannes Czwalina) Переводчик: Александр Плевако (с нем.) Жанр или тематика: конфликты поколений, общественная психология, предотвращение этнических конфликтов Издательство: К.: ДУХ І ЛІТЕРА ISBN: 978-966-378-498-4 Язык: Русский Формат: DjVu, PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 312 (314) Описание: В эту книгу вошли многочисленные рассказы, жизненные истории, наблюдения психологов, убедительно доказывающие, что тяжелые травматические события имеют долгосрочные последствия и передаются через поколения. О Холокосте молчали преступники, молчали уцелевшие жертвы, молчали свидетели, по чьему равнодушному согласию совершались преступления. За это молчание платят их потомки. На наших глазах развиваются драматические конфликтные ситуации в мире. Одна из главных причин конфликтов - это бремя предыдущих травм. Книга показывает, что тщательная проработка травматических событий прошлого является важным фактором успешного решения насильственных конфликтов настоящего.
Примеры страниц
Оглавление
Содержание ........ 11 Предисловие ........ 13 Часть 1 | Молчание говорит ........ 19 I. Решение молчать ........ 21
1. Молчание жертвы ........ 24
2. Молчание преступников ........ 38
3. Молчание молчащего большинства ........ 58
4. Молчание мира ........ 64
5. Молчание Церкви ........ 70 II. Наследие молчания ........ 77
6. Наследие молчания: влияние на будущие поколения ........ 80
7. Наследие детей жертв ........ 83
8. Наследие детей преступников ........ 88
9. Наследие Церкви ........ 111 III. Горькие корни прорастают вновь ........ 115
10. Горькие корни в насилии левого толка ........ 117
11. Горькие корни в насилии правого толка ........ 122
12. Горькие корни в рыночной экономике современности ........ 124
13. Горькие корни неоантисемитизма ........ 127
14. Горькие корни в психологии: «психологическая» вина. Доклад Сусанны Гуски-Лейнванд ........ 128
15. Горькие корни инструментализации непроработанной травмы народа ........ 133 Часть 2 | Импульсы успешной дипломатии с учетом конфликта между Россией и Украиной ........ 137 IV. Россия и Украина на распутье ........ 139
16. Сохранение памяти о Холокосте в России: особенности и тенденции. Илья Альтман ........ 142
17. Украина между прошлым и будущим. Борис Забарко ........ 148
18. Убийство жертв и убийство памяти в Бабьем Яру. Вольфрам Bemme ........ 163
19. Шансы для примирения в конфликте между Россией и Украиной. Йоханнес Пост ........ 175 V. Характеристика стойких, успешных усилий по достижению мира ........ 181
20. Нарушить молчание ........ 181
21. Люди, которые начали высокоэффективные процессы примирения ........ 186
22. Южноафриканская комиссия правды: прощение для всего народа? ........ 197
23. Социальное и политическое значение прощения ........ 210 VI. Новая дипломатия? Переосмысление и обновление ........ 247
24. Портрет личности в «интегративной» дипломатии ........ 253
25. Составляющие эффективной «интегративной» дипломатии ........ 259
26. Проработка в четырех контекстах ........ 276 VII. Уже завтра сегодняшний день станет вчерашним. Наследие наших детей ........ 281 Авторы ........ 285 Ссылки ........ 289
Посвящение
Большая часть времени на пути к достижению мира тратится напрасно, потому что путь не продуман до конца. Для того чтобы двигаться вперед быстрее, люди оставляют вне поля зрения реалии, которые имеют большое значение. Эти реалии часто не совпадают с нашими формулами достижения успеха, основанными на логике. Они не подчиняются нашим представлениям о мире, но мы обязаны подчинить этим реалиям наши мирные концепции. «Рассудительные» люди действуют по выработанным планам и не замечают преграды на пути. Однако прогресс зависит от «безрассудных» людей, которые сдерживают себя от быстрого продвижения, отвергая привычные стереотипы мышления, безоговорочно принимая реальность. Одна из таких реалий - всепронизывающее присутствие прошлого в настоящем. Мы обязаны хранить и интерпретировать нашу коллективную память, чтобы понять настоящее и представить будущее. Прошлое должно трансформироваться и стать материалом для новой действительности, которая приблизит нас к миру.Йоханнес ШвалинаПосвящение князю Альбрехту Кастель-Кастелю Ваш личный пример, умение благородно прощать и искренне просить прощения, работать над уроками прошлого и прокладывать пути для примирения, великодушно посвященное мне Ваше время и Ваши молитвы, как и Ваши мудрые советы, открывающие новые горизонты, сделали возможным написание этой книги. Благодарю Вас за это духовное родство, которое я испытывал во время работы над книгой и чувствую до сих пор*.Йоханнес Швалина* Князя Альбрехта Кастель-Кастеля (13.08.1925 - 09.05.2016) считали образцом «старой гвардии» немецкой аристократии. - Прим. ред.Ты открыл мне глаза на людей, которые вследствие сильного потрясения замкнулись в себе и, не найдя ответа о смысле пережитого, в скорбном молчании провели остаток жизни. Было время, когда и мне казалось, что мой отчаянный крик души слышал лишь пролетающий ветер. Но он перенес мой призыв в другое место, место, которое я сам не мог отыскать. Когда во время прогулок на природе ты чувствуешь дуновение ветра на лице, думай и ты о том, что ветер не поглощает твой крик, как это часто кажется, он несет его в то предназначенное место. В такой момент вспомни о моей благодарности. Твое имя навсегда останется со мной.Йоханнес
Предисловие
Тот, кто закрывает глаза на прошлое, слеп для настоящего. Кто не хочет вспоминать о бесчеловечных деяниях, тот подвержен опасностям новых заражений. Рихард фон Вайцзеккер, федеральный президент Германии, речь в зале пленарных заседаний Бундестага на памятном мероприятии, посвященном 40-летию окончания войны, 08.05.1985После Второй мировой войны в Европе остались непроработанными многие травмы, и среди них - Холокост и система лагерей ГУЛАГ. Эти травмы не прошли бесследно, и складывается впечатление, что нам не хватило силы духа дать отпор новым вспышкам насилия. Теперь мы за это расплачиваемся. Как льдины при ледоходе, сталкивающиеся и громоздящиеся в торосы, повсюду дает о себе знать непроработанное прошлое. Прямо на наших глазах в мире развиваются конфликтные ситуации. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2016 года министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайн-майер подвел неутешительный итог: никто не мог предвидеть, что так стремительно будет увеличиваться количество кризисов и конфликтов. «Мы не ожидали такого» [Junghold, Thorsten: Münchner Sicherheitskonferenz 12.-14. Februar. DIE WELT, 14.2.2016]. Дипломатия сталкивается с серьезной проблемой из-за сложности новых конфликтов. Бремя прошлых травм как одной из составляющих конфликта, как и прежде, остается без внимания. Почему не привлекают профессионалов и психологов, которые могли бы совершенно по-иному понять и интерпретировать язык и чувства конфликтующих сторон, не так, как понимают их знающие лишь теорию подкованные дипломаты, которые никогда лично не рисковали жизнью под бомбами? Учитывая весь комплекс конфликтных структур, в котором резко смещаются и наслаиваются интересы различных участников конфликта, мы должны срочно выработать меры по адаптации наших дипломатических инструментов. Непроработанное прошлое дает о себе знать и в другом отношении. Последующие поколения ищут прояснения прошлого, которое чувствуют в себе как настоящее. Они догадываются, что прошлая жизнь родителей связана с их нынешним состоянием. Они подозревают, что для ориентации им совершенно необходим недостающий фрагмент из головоломки прошлого, чтобы лучше интерпретировать свое происхождение, мир чувств, собственную идентичность. Они хотят выйти из бессознательного состояния. У них нет дорожной карты истинного прошлого. Но они осознают, насколько эта карта важна для них. Без нее трудно найти недостающий фрагмент в биографиях и сформировать индивидуальность. Эта книга критически отображает недостаточную проработку ужасающих событий прошлого века. В ней описываются последствия дефицита проработки для следующих поколений. Книга призывает к проработке, к примирению и прощению. В ней изложены конкретные шаги по практическому применению проработки, указаны препятствия, с которыми можно столкнуться на этом пути. Книга показывает, что тщательная проработка травматических событий прошлого - это фактор успеха для предотвращения насильственных конфликтов настоящего времени! В первой части книги подробно описаны примеры наиболее тяжелых травматических событий прошлого века. Их последствия долгосрочные, они передаются через поколения. Их проработка по разным причинам не может быть осуществлена в полной мере. Мы рассматриваем Холокост. Можно было бы также описать Архипелаг ГУЛАГ, бесправие и террор при сталинизме, длинные зловещие тени которых прослеживаются и по сей день. Чтобы приблизиться к пониманию структуры и закономерностей нашего психоисторического наследия и его влияния на современность, необходимо рассмотреть одно событие крупным планом. Мы сознательно отказываемся от всей сложности событий того времени, чтобы сосредоточить внимание на зловещих закономерностях и примерах одного события. Надо понять сам механизм наследования и интерпретации события последующими поколениями. Непроработанное наследие всегда обуславливает возникновение новых конфликтов. Читатель узнает, как не вырванный горький корень прорастает вновь, как повторяется прошлое. Непроработанное наследие - одна из причин постоянного разгорания нового, но по сути того же самого пламени. В книге показывается, что история была бы другой, если бы преступники не прятались под покровом молчания, а нашли бы в себе силы заговорить. Молчание родителей вызывало у детей вопросы, которые остались без ответов для первого поколения. Потребность получить ответы все более увеличивалась во втором и третьем поколении. Молчание родителей послужило причиной развития у одних детей чувства отчаяния или разочарования, а у других - протеста и ярости. У многих детей и внуков преступников и особенно жертв Холокоста жажда получить ответы переросла в острую потребность выкорчевать наконец горькие корни и рассеять густой туман молчания предков. Они хотят знать, откуда они пришли и кто они. Они чувствуют, что нужно дойти до самого тайного и сокровенного, чтобы понять себя. Во второй части книги говорится о настоящем и доказывается, что прошлое и настоящее едины, их нельзя рассматривать отдельно, что, только зная о прошлом, можно понять и оценить настоящее. Чтобы разрешить проблемы настоящего, сначала нужно разобраться с проблемами прошлого. Книга поясняет, почему недостаточно привычного дипломатического инструментария, сфокусированного только на сегодняшнем дне. При таком подходе не принимаются во внимание факты, чрезвычайно важные для достижения стабильных результатов в пресечении конфликтов. Для рассмотрения предлагаются альтернативные подходы, дающие превосходные результаты, и описывается профиль личности миротворца, способствующего стабильным долгосрочным изменениям. В этой части книги обосновывается, почему крайне необходим новый подход к дипломатии - гибкой, интегративной дипломатии, способной интуитивно распознавать эмоциональные реалии конфликтующих сторон и профессионально решать глубинные проблемы. В конце концов, понимание «слов за словами», понимание, выраженное без слов, то есть психологическое понимание, в дальнейшем будет приобретать все большее значение для успешного ведения дипломатических переговоров. Тот, кто знает, как интерпретировать эмоции, не сомневается, что их распознавание и правильная интерпретация кардинально влияет на результаты переговоров. Из всех бесчисленных конфликтов в мире мы сосредоточились на конфликте Россия - Украина. Зловещие тени недостаточно проработанных Холокоста и сталинизма образуют сложную смесь, влияют на восприятие и мышление, в том числе на мышление государственных лиц, принимающих ответственные решения, ослабляют вероятность скорейшего достижения стабильного мира. Каковы перспективы и шансы обеих стран? Достигнут ли они мира? Что спасет нас от того, чтобы непроработанное прошлое не переходило по наследству из поколения в поколение? Один из вариантов решения показан на примере истории ЮАР. В Южной Африке прошел структурированный процесс примирения, он стал противоядием от забвения и молчания, благодаря ему была преодолена смертоносная система апартеида. Вопреки ожиданиям, произошло сближение враждующих сторон, было инициировано примирение, которое, несмотря на рецидивы, расценивается как успех. Непреодолимые барьеры между жертвами и преступниками были сняты с помощью покаяния и прощения, таким образом была основана новая, внеюридическая практика примирения. Что удалось бы изменить в Германии после 1945 года или после падения Берлинской стены в 1989 году, если бы была применена сходная с южноафриканской модель примирения? Какие возможности мы не использовали - лично, в социуме, в политике? Сегодня мир нуждается в глубокой проработке и налаживании путей примирения, в новых парламентариях, отличающихся от уполномоченных властями кадровых дипломатов. Нужно активно искать таких личностей и наделять их полномочиями к действию. Они должны получить необходимое социальное признание, наделяющее их мандаты политическими полномочиями. Мотивацией должны стать устойчивые перемены, которые берут начало в людских сердцах. Если мы не рассмотрим причины ненависти, то плоды наших усилий будут недолговечны. Где же те пророки, которые взяли бы на себя вину своих предков, своего народа? Где же те люди, которые бы не боялись рисковать жизнью и встречаться на переговорах в горячих точках планеты? Мы стали беспомощными зрителями, которые смотрят на бесчисленные тлеющие мировые пожарища. Мы должны предпринять все возможное, чтобы в сложном мире, преисполненном ненависти, выработать и применить действенные практики примирения. Но прежде всего мы должны изучить истории тех людей, тех личностей, действия которых привели к успеху. Очевидно, что путь к примирению нелегок. С самого начала процесса снова обостряется боль жертв, и становится явной вина преступников. Я жажду культуры примирения, свободной от расщепления и вытеснения, от молчания, от переложения вины на другого, от преуменьшения, от красивых речей, от отрицания и сокрытия. Культуры примирения, которой присуща смелость и которая начинается с признания собственных проступков. Такая культура ознаменует новое качество политического и социального начал. Каждый день, когда мы не работаем на примирение и прощение, - это потерянный день. Каждый день, когда мы молчим из чувства вины, ложного понимания лояльности или от боли, - это день, когда бремя, лежащее на плечах потомков, становится все тяжелее. Для травмированных людей время имеет особенное измерение. Как только приходит воспоминание, вчерашний день становится сегодняшним. Прошлое живет в настоящем, сегодняшний день остается, и только время проходит. Мы знаем, что конфликтующие стороны носят в себе прошлое как настоящее, и мы должны использовать шанс, чтобы вылечить травмы, связанные с насильственными конфликтами прошлого, освободить от них сегодняшний день. Настоящее остается, только время проходит. Сегодня негативно пережитый день останется негативным и завтра. Сегодняшний день завтра станет вчерашним, а вчерашний будет жить в сегодняшнем. Травматический опыт отдельных людей и целых народов не должен оставлять за собой последнее слово.Йоханнес Швалина Риен близ Базеля, апрель 2016 года
Авторы
Илья Альтман Илья Александрович Альтман родился в 1955 году. Российский историк, (вместе с Аллой Гербер) - основатель и сопредседатель Российского научно-просветительного центра «Холокост» в Москве. Автор более 300 публикаций по истории Холокоста и Восточного фронта, многие из которых были опубликованы в США, Израиле и странах Западной Европы. Профессор Российского государственного гуманитарного университета. Йоханнес Швалина Дипломированный богослов Йоханнес Швалина (Johannes Czwalina) известен как опытный тренер и посредник по укреплению лидерства в политике и бизнесе. Он востребованный оратор, автор по вопросам лидерства и опытный посредник в сложных политических конфликтных ситуациях. Родился в Берлине, в 1993 году основал СС Czwalina Consulting AG. Сеть опытных, ориентированных на практику консультантов, инструкторов и тренеров компании консультирует менеджеров всех уровней в различных отраслях бизнеса и производства. Йоханнес Швалина изучал археологию в Иерусалиме и теологию в Базеле. Десять лет служил городским пастором. Сыграл важную роль в строительстве ряда важных социальных и общественных объектов, которые помогают многим людям. Параллельно с созданием СС Czwalina Consulting AG основал Общество для консультирования руководящего состава (GBF) y которое консультирует тех, кто в силу различных обстоятельств не может оплачивать консультативные услуги. GBF - это социальный проект СС Czwalina Consulting AG. В начале 2011 года в Риене в бывшем доме стрелочника немецких железных дорог (Deutsche Bahn) Йоханнес Швалина открыл мемориальный музей, в котором собраны материалы о судьбе преимущественно еврейских беженцев на швейцарской границе, которым во время нацистского режима отказали швейцарские власти. Это первый и единственный Мемориал Холокоста в Швейцарии. Его многолетний опыт работы в консалтинговой практике отражен в нескольких книгах, таких как «Если бы я мог начать все сначала», «Карьера без сожалений» и «Между давлением работы и качеством жизни: Почему у рынка нет души». Д-р Сусанна Гуски-Лейнванд Сусанна Гуски-Лейнванд (Susanna Leinwand) получила диплом психолога в Гейдельбергском университете имени Рупрехта и Карла. Затем в течение 10 лет преподавала там профессиональные этические аспекты психологии. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию в Гейдельберге на тему генезиса психологии в Германии. В своем докторском проекте исследовала причины, последствия и результаты «научного» антисемитизма в Германии и упадок гуманистической мысли в психологии в период 1915-1945 годов. Ее научные интересы: история и этика психологии, трансгенерационные последствия войны и изгнания. С июня 2014 года - доцент кафедры истории и этики в Йенском университете имени Фридриха Шиллера. С сентября 2014 года также работает приглашенным профессором психологии в Fachhochschule в Дортмунде (прикладные социальные науки). В 2012-2013 годах занимала должность профессора психологии в колледже здравоохранения. С 1994 года успешно консультирует руководителей и их команды. Борис Забарко Борис Михайлович Забарко (род. в 1935 году в с. Калининдорф в Херсонской области) - украинский историк и с 2004 года - президент Всеукраинской ассоциации евреев - бывших узников нацистских концлагерей и гетто. Борис Забарко ребенком сбежал из гетто в Шаргороде. После войны учился в Черновицком университете, в аспирантуре Института истории Академии наук Украины в Киеве, где защитил диссертацию в 1971 году. В 1969-1988 годах - сотрудник Института истории, с 1971 по 1991 год - участник советско-германской комиссии историков, в 1989-2002 годах - научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины. Забарко - автор около 230 книг и статей, опубликованных в Израиле, Австрии, России, Чехословакии, Украине и Венгрии. В Германии вышла его многотомная серия о Холокосте в Украине и составленная им книга воспоминаний «Живыми остались только мы». Он также является инициатором документальных фильмов об антисемитских изданиях и преступлениях в Украине. С 1998 года - директор Института социальных и общинных работников. 21 октября 2009 года Борис Забарко был награжден орденом «За заслуги» - седьмой из украинцев. Живет в Киеве. Д-р Йоханнес Пост Йоханнес Пост (Johannes Posth) с 1988 по 2013 год был дипломатом, юристом, консультантом в России и Украине. Работал в посольстве Германии в Москве, в Банке реконструкции и развития, в Deutsche Telekom, в Обществе по техническому сотрудничеству Германии в рамках проекта ЕС по приближению украинского законодательства к европейским стандартам, а также в юридической фирме Beiten Burkhardt. Йоханнес Пост изучал право в Берлине, Геттингене и Фрайбурге и защитил докторскую степень по теме «Правовые основы Deutschen Reichsbahn в Западном Берлине». Является одним из основателей Немецко-украинского форума, членом Геттингенского общества поощрения международного права и одним из друзей Института европейского права. Д-р Вольфрам Ветте Вольфрам Ветте (Wolfram Wette) родился в 1940 году, изучал политические науки, историю и философию. С 1971 по 1995 год работал во Фрайбургском военно-историческом научно-исследовательском институте (MGFA) в Брейсгау, с 1998 года - профессор современной истории исторического факультета Фрайбургского университета. Один из основателей рабочей группы исторических мирных исследований (AHF), соредактор серии «Geschichte und Frieden» и ежегодника «Für Historische Friedensforschung».
Информация с задней обложки
Настоящее остается, только время проходит После Второй мировой войны в Европе остались неосмысленными много травм, в частности связанные с Холокостом и системой лагерей ГУЛАГа. Нам не хватило духовной стойкости, чтобы дать отпор новым вспышкам насилия. В этой книге критически рассматривается недостаточный анализ истории и уроков Холокоста - одного из страшнейших явлений прошлого века. Описываются последствия дефицита проработки ШОА для новых поколений, важность примирения и прощения. Тщательный разбор травматических событий прошлого - ключ к разрешению насильственных конфликтов настоящего. В книге предпринимается попытка объяснить, почему привычного дипломатического инструментария, сфокусированного только на настоящем, оказывается недостаточно. При таком подходе не принимаются во внимание факты, чрезвычайно важные для достижения результатов в разрешении конфликтов. Предлагаются альтернативные подходы, которые могут привести к успеху. Речь идет о дипломатии - гибкой, интегративной, способной распознавать и профессионально решать глубинные проблемы и учитывать эмоциональные реалии сторон конфликта. Мы должны приложить все усилия, сделать все возможное, чтобы в сложном, исполненном противоречий и ненависти мире были найдены и применены практики примирения. Йоханнес Швалина Благодарю Вас за книгу «Настоящее остается, только время проходит», которую Вы посвятили теме, важной и для меня: серьезного, ответственного обращения с темными главами нашего прошлого, благодаря которому становится возможным примирение. Я очень ценю то, что Вы, как и многие другие, поднимаете этот вопрос. Йоахим Гаук, Федеральный президент Германии