Рисовать лагерь : язык травмы в памяти японских военнопленных о СССР
Год издания: 2016
Автор: Гучинова Эльза-Баир
Жанр или тематика: военнопленные, принудительный труд, психология
Издательство: Slavic-Eurasian Research Center, Hokkaido University
ISBN: 978–4–938637–87–3
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 233
Описание: Из резюме на английском:
Эта монография посвящена тому, как травматический опыт отражается в рисунках и создает язык травмы. Мой анализ касается рисунков бывших японских военнопленных, — будь то профессиональные художники или любители — которые вернули свой опыт в советском лагере после возвращения домой: Ясуо Кадзуки, Шин Миядзаки, Киси Сато, Цуйоши Хисанага, Йошио Уэцухара, Нобуо Киучи, Исаму Йошида, Кинсе Такеучи, Моринари Оучи и Йошио Ватанабе.
Визуальный метатекст, созданный бывшими военнопленными после их репатриации, и комментарии к нему, можно считать историческими доказательствами, поскольку в нем содержатся все символы лагеря, мировой порядок и важные отношения внутри него.
Оглавление
Summary .............................................................................................................v
Благодарности ................................................................................................viii
Кюзо Като. Книга о лагерной жизни .............................................................x
Андрей Головнев. Иероглифы плена ...........................................................xi
Введение. Память о лагере, визуальность и язык травмы ......................1
1. Плен в социальной памяти японского и российского общества....................1
2. Цели, источники и научные подходы исследования.....................................12
3. Сибирь в биографиях художников плена.......................................................21
Глава 1. Образы лагеря...................................................................................29
1. Чужбина — зима, холод, солнце.....................................................................30
2. Лагерь, ограда, вышка......................................................................................33
3. Барак, котелок, ложка.......................................................................................37
4. Карцер, одиночество.........................................................................................39
Глава 2. Работа и досуг....................................................................................41
1. Лесоповал..........................................................................................................45
2. Строительные работы.......................................................................................47
3. Каменоломни и шахты.....................................................................................49
4. Сельскохозяйственные работы........................................................................50
5. Досуг..................................................................................................................50
Глава 3. Голод и еда.........................................................................................57
1. Пайка..................................................................................................................57
2. Пищевое поведение..........................................................................................62
3. Кризисная еда....................................................................................................70
Глава 4. Стратегии выживания....................................................................77
1. Смекалка и планы побега.................................................................................78
2. Черный рынок...................................................................................................80
3. Вера, молитва....................................................................................................81
4. Япония за пазухой.............................................................................................82
5. Любование красотой.........................................................................................84
6. Гадание и амулеты............................................................................................86
Глава 5. Индоктринация................................................................................89
1. Политико-воспитательная работа...................................................................89
2. «Нихон синбун» и агитационная фотография...............................................99
Глава 6. Лагерное письмо.............................................................................105
1. Письма благодарности...................................................................................105
2. Поднадзорный рисунок..................................................................................115
3. Письма домой..................................................................................................120
4. Лагерная катакана...........................................................................................122
Глава 7. Человеческие отношения..............................................................127
1. Внутри японского сообщества......................................................................127
2. Советские солдаты: хороший и плохой........................................................136
3. Местное население: женщины и дети..........................................................140
Глава 8. Маскулинность и утрата субъектности.....................................151
1. Тело и телесность...........................................................................................151
2. Болезни............................................................................................................155
3. Одежда и солдатские ботинки.......................................................................160
Глава 9. Значимые сюжеты..........................................................................165
1. Мародерство....................................................................................................165
2. Медосмотр.......................................................................................................167
3. Поверка............................................................................................................172
4. Дележ хлеба.....................................................................................................174
5. Блохи, вши и клопы........................................................................................175
6. Нечистоты........................................................................................................178
7. Самокалечение, инвалидность......................................................................182
8. Самоубийства, смерть, трупы........................................................................184
Глава 10. Приемы языка травмы................................................................193
1. Снижение статуса...........................................................................................193
2. Обнажение.......................................................................................................198
3. Инфантилизация.............................................................................................198
4. Деперсонализация..........................................................................................200
Заключение. Рисунки по памяти................................................................205
Список сокращений......................................................................................208
Иллюстрации..................................................................................................208
Словарь японских выражений....................................................................212
Библиография.................................................................................................213
Благодарности
Эта книга писалась долго, и я смогла ее закончить благодаря помощи, которая выражалась всегда по-разному — помощи многих людей и организаций.
В первую очередь я хотела бы поблагодарить бывших японских военнопленных, с кем мне удалось встретиться и кто рассказывал мне о своем опыте жизни за колючей проволокой в СССР — это почетный профессор Национального Музея этнологии Кюзо Като, профессор права Исаму Фудзита, архитектор Киёси Сато, пенсионеры Нобуо Киути и Ивао Нисимура.
Моя глубокая благодарность:
— японским славистам, переводившим комментарии к картинам и рисункам художников, вместе с которыми мы переживали заново чужой лагерный опыт — проф. Коити Иноуэ и проф. Тэцуо Мотидзуки, д-рам Санами Такахаси, Куми Татэока, Юкари Нагаяма и Цутому Цукада, а также д-ру Сиро Ханъя и д-ру Акира Сакурама;
— коллегам из Центра славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо, который славится не только замечательными библиотечными и архивными фондами, но и уникальной рабочей атмосферой, персонально — проф. Тэцуо Мотидзуки, проф. Томохико Уяма, проф. Дэвиду Вульфу, проф. Го Косино, чьи квалифицированные советы и сердечное отношение способствовали моей интенсивной работе, а также д-ру Юдзуру Тонаи и бесценному сотруднику Центра Мике Осуга за помощь в поиске книг и технической подготовке издания;
— художникам Нобуо Киути и Киёси Сато, любезно разрешившим использовать рисунки, размещенные на их личных сайтах;
— историкам сибирского плена — почетному профессору университета Сэйкэй Такэcи Томита и профессору Иркутского университета С.И. Кузнецову за полезные советы и рецензии;
— архивистам: заместителю директора РГВА В.И. Коротаеву — за помощь в поисках необходимых в исследовании документов РГВА и д-ру Райнеру Мёллеру, директору архива KZ Gedanken Statte Noengamme, который не только помог увидеть рисунки бывших узников, но и предоставил возможность пожить некоторое время на территории лагеря, что дало незабываемое впечатление об июньских днях 2013 г. в пригородах Гамбурга;
— члену-корреспонденту Российской Академии наук проф. Сергею Арутюнову — за тщательно прочитанный черновик жарким летом 2014 г., за неравнодушные беседы и воспоминания о личных встречах с японскими пленными в послевоенном Тбилиси;
— проф. А.Н. Мещерякову, чьи труды и консультации мне существенно помогли в понимании специфики многих вопросов, связанных с культурой и историей эпохи Сёва;
— коллегам — д-ру Елене Здравомысловой, чл.-корр. Национальной Академии наук Армении Левону Абрамяну, д-ру Ирине Благодатских, которые консультировали, давали бесценные советы на разных этапах написания книги и выражали уверенность в ее необходимости;
— д-ру Цыпылме Дариевой (в 2009 г. Университет Цукуба), проф. Нобуо Симотомаи (Университет Хосей), д-ру Гаяне Шагоян (ИЭА НАН РА), проф. Сергею Абашину (ЕУ в СПб.) — за организацию моих семинаров по этой теме;
— особую благодарность Эде Абрамян за редакторскую работу, существенно улучшившую исходный текст, и проф. Георгию Левинтону, строгие комментарии и исправления которого стали уроком для меня в искусстве выбора точных выражений;
— Японскому фонду (JF) — за стипендию в Центре славистских и евразийских исследований Университета Хоккайдо в 2011–2012 гг., которая позволила собрать необходимый для исследования материал и в основном написать текст монографии;
— Японскому фонду поддержки ученых (JSPS) — за стипендию в 2015 г., которая позволила мне завершить работу над текстом и подготовить рукопись к печати;
— Фонду им. Александра фон Гумбольдта — за стипендию в июне 2013 г., которая помогла мне посетить Германию и «места памяти», связанные с концентрационными лагерями, что дало мне более глубокое понимание сущности лагеря как тотального института и знакомство с постлагерным искусством бывших заключенных;
— Моей семье за любовь и безусловную поддержку.
Доп. информация: Найдено на сайте Центра славяно-евразийских исследований (Slavic-Eurasian Research Center) университета Хоккайдо в г. Саппоро (src-h.slav.hokudai.ac.jp/kaken/Guchinova2016/).
Отдельные главы собраны в один файл, добавлены обложка и интерактивное оглавление.
Смотрите также:
Швалина Йоханнес - Молчание говорит. Настоящее остается, только время проходит. Укреплять мир, осмысливая прошлое. Импульсы для успешной дипломатии [2017, DjVu/PDF, RUS] - книга о том, как проявляются травмы у людей и народов и как их прорабатывать.