Khakhin · 12-Июл-23 23:25(2 года 2 месяца назад, ред. 10-Янв-25 10:42)
«Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Всё остальное — слова» • Мераб Константинович Мамардашвили
Философ, мыслитель • • Год изданий, представленных в раздаче: 1958-2018
Издательство: Ad Marginem, Аграф, Азбука, Азбука-Аттикус, Азбука-классика, Высшая школа, Лабиринт, Логос, МШПИ, Прогресс, Прогресс-Традиция, РХГИ, Тайдекс Ко, ФММ, Языки русской культуры
Язык: русский || Формат: PDF/DjVu || Качество: изд. макет, отсканир. страницы, слой распознанного текста• Список книг:
А-М
Беседы о мышлении - 2015 (ФММ) [ISBN 978-5-9905505-6-8] Фонд Мераба Мамардашвили представляет второе дополненное и исправленное издание курса лекций под названием "Беседы о мышлении", прочитанного М.К. Мамардашвили (1930-1990) студентам Тбилисского государственного университета в 1986-1987 гг.
"Беседы о мышлении" - это беседы о философии, рассматриваемой автором не в качестве академической дисциплины, а в качестве того акта, который может совершаться в общечеловеческих жизненных ситуациях, акта мысли как события в мире. Такое понимание мышления предполагает обращение внимания на самый трудноуловимый слой мысли, который, тем не менее, составляет основу ее включенности в реальные процессы движения и установления смысла человеческой жизни и истории - а именно на образный, или символический, слой мышления; в этом аспекте рассматриваются также некоторые социальные и культурные процессы и события.
В разделе «Из архива» впервые публикуются подготовительные материалы к лекциям М.К. Мамардашвили о мышлении, относящимся к периоду 1986-1990 гг, а также выступления разных лет, имеющие непосредственное отношение к тематике курса лекций «Беседы о мышлении». В тексте доклада «Метафизика Арто» исправлены ошибки и восстановлены купюры более ранних публикаций.
К книге прилагается CD c аудиозаписью 24 лекций курса «Беседы о мышлении».Беседы о мышлении - 2018 (ФММ) [ISBN 978-5-9905505-2-0] Фонд Мераба Мамардашвили представляет второе дополненное и исправленное издание курса лекций под названием "Беседы о мышлении", прочитанного М.К. Мамардашвили (1930-1990) студентам Тбилисского государственного университета в 1986-1987 гг.
"Беседы о мышлении" - это беседы о философии, рассматриваемой автором не в качестве академической дисциплины, а в качестве того акта, который может совершаться в общечеловеческих жизненных ситуациях, акта мысли как события в мире. Такое понимание мышления предполагает обращение внимания на самый трудноуловимый слой мысли, который, тем не менее, составляет основу ее включенности в реальные процессы движения и установления смысла человеческой жизни и истории - а именно на образный, или символический, слой мышления; в этом аспекте рассматриваются также некоторые социальные и культурные процессы и события.
В оформлении обложки использована работа Франциско Инфанте "АРТЕФАКТЫ" из цикла "СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ" (1968).Как я понимаю философию - 1992 (Прогресс) [ISBN 5-01-002570-1] В книгу вошли избранные статьи, доклады, выступления и интервью известного советского философа. Ее сквозные темы: смысл человеческой жизни и проблема смерти, роль и место философии в обществе, сознание и культура, проблемы искусства, науки и религии - рассматриваются автором в контексте европейской духовной исторической традиции. М. К. Мамардашвили считает, что начавшееся в стране - благодаря гласности - возрождение философии и открывающаяся в этой связи возможность развития грамотного социального мышления имеют принципиальное значение для идущих процессов демократизации и общественного обновления.
В книге нет готовых ответов на практические вопросы, которые волнуют сегодня общество, но она поможет читателю сформировать собственный нравственный взгляд на происходящее и занять по отношению к нему осознанную позицию.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией.
2-ое издание, измененное и дополненное.
Составление и общая редакция Ю.П. Сенокосова.
В оформлении обложки использована работа художника Франциско Инфантэ «Источение — поглощение энергии» 1964 года из серии динамических спиралей.Кантианские вариации - 1997 (Аграф) [5-7784-0032-2] Составивший эту книгу курс лекций о философии Канта был прочитан М. Мамардашвили в начале 1982 года в Москве.
Читая лекции о своих любимых философах, Мераб Константинович никогда не предпринимал специальных усилий для их публикации. Единственное исключение — “Кантианские вариации”. Он мечтал еще при жизни издать эту книгу, но обстоятельства сложились так, что только сейчас издательство “Аграф” выпускает в свет это уникальное издание.Кантианские вариации - 2002 (Аграф) [5-7784-0032-2] Составивший эту книгу курс лекций о философии Канта был прочитан М. Мамардашвили в начале 1982 года в Москве.
Читая лекции о своих любимых философах, Мераб Константинович никогда не предпринимал специальных усилий для их публикации. Единственное исключение — “Кантианские вариации”. Он мечтал еще при жизни издать эту книгу, но обстоятельства сложились так, что только сейчас издательство “Аграф” выпускает в свет это уникальное издание.Картезианские размышления - 1993 (Прогресс) [ISBN 5-01-003997-4] Работа М. Мамардашвили «Картезианские размышления» открывает «золотую серию», которая будет составлена из трудов российских и зарубежных авторов, естественным образом вошедших в мировую гуманитарную культуру.
Издание «золотой серии» позволит широкому кругу читателей познакомиться с классическими работами в области гуманитарного знания и будет способствовать восстановлению диалога культур.
Издание осуществляется при поддержке Международного фонда «Культурная инициатива» и группы «МОСТ».Классический и неклассический идеалы рациональности- 2010 (Азбука, Азбука-Аттикус) [ISBN 978-5-389-01166-3] Книга «Классический и неклассический идеалы рациональности» открывает серию публикаций работ М.К. Мамардашвили (1930—1990) в издательстве «Азбука».
В работе М.К. Мамардашвили «Классический и неклассический идеалы рациональности» на примерах из физических и гуманитарных наук рассмотрены основные (имеющие философский характер) посылки и допущения, которые определяют как требования, предъявляемые к объективности научного анализа, так и возможности достижения такой объективности познающим субъектом. Проанализирована эволюция этого рода онтологических и эпистемологических представлений в XX веке, обусловленная новейшими открытиями в физике, в социальных теориях, в психологии и т.п. Основной задачей в работе явилось рассмотрение того, как в современной картине мира неклассически формулируется идеал рациональности нашего знания о мире.
В издании также представлены две работы, написанные М.К. Мамардашвили совместно с Э.Ю. Соловьевым и В.С. Швыревым. Их публикация стала событием в отечественной философской жизни 70-х годов прошедшего века. В центре внимания авторов критический анализ неклассических вариантов философского самосознания.
Завершает книгу статья В.В. Калиниченко, в которой прослеживается эволюция оппозиции «классическое/неклассическое» в философии М.К. Мамардашвили.Лекции о Прусте - 1995 (Ad Marginem) [ISBN 5-88059-008-9] Настоящие лекции издаются по расшифрованному с магнитофонных записей и просмотренному, но не правленному автором тексту, оригинал которого находится в его архиве. Основной идеей издаваемых лекций является идея М. К. Мамардашвили о невероятной трудности постижения человеком истины, связанной с топологией прохождения собственного жизненного пути.Лекции по античной философии - 2002 (Аграф) [ISBN 5-7784-0021-7] Книга Мераба Мамардашвили (1930-1990) «Лекции по античной философии» открывает философско-культурологическую серию «Путь к Очевидности».
Лекции, прочитанные М.К. Мамардашвили в 1979-80 гг. во ВГИКе, печатаются впервые и представляют собой уникальную попытку гениального философа раскрыть тайну древнегреческой философии, посвященной проблеме бытия, мысли и человека, в ее современной проявленности для нас.Лекции по античной философии - 2009 (Прогресс-Традиция, ФММ) [ISBN 978-5-89826-321-7] Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили (1930-1990) — один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978-1980 гг. студентам Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений о предельных основаниях отношений человека и мира. В центре его внимания проблема бытия существующего, возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Раскрывая бытие как нечто становящееся, автор прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, в целом европейского идеала мышления и понимания мира и человека.
Настоящее издание является дополненным и исправленным по сравнению с более ранней (1997, 2002) публикацией «Лекций по античной философии».
В оформлении книги использованы фотография модели скульптуры Эрнста Неизвестного «Пантеизм» (1990 г.) и фотографии Игоря Пальмина «Мераб Мамардашвили» (1980 г.). Скульптура «Пантеизм» датирована 1972-1975 гг. Увеличенная модель этой любимой Мерабом Мамардашвили скульптуры была выполнена Эрнстом Неизвестным в Нью-Йорке в 1990 г.Лекции по античной философии - 2016 (ФММ) [ISBN 978-5-9905505-7-5] Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990) — один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978–1980 гг. студентам Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений о предельных основаниях отношений человека и мира. В центре его внимания проблема бытия существующего, возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Раскрывая бытие как нечто становящееся, автор прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а в последующем — европейского идеала мышления и понимания мира и человека.
В оформлении обложки использован фрагмент работы из серии «Пророки» (2001 г.) Эрнста Неизвестного и фотография Игоря Пальмина «Мераб Мамардашвили» (1980).Мой опыт нетипичен - 2000 (Азбука) [ISBN 5-267-00287-9] В двухтысячном году у М. Мамардашвили двойная дата: семьдесят лет со дня рождения и десять лет со дня смерти. Интерес к личности М. Мамардашвили огромен и в нашей стране, и за рубежом, наверное, еще и потому, что за феноменом философа в нем явственно просматривается феномен человека.
Н-Я
Необходимость себя - 1996 (Лабиринт) [ISBN 5-87604-124-6] Книга Мераба Константиновича Мамардашвили (1930-1990) включает три раздела: цикл лекций “Введение в философию"; заметки дневникового характера; доклады, статьи. Разножанровость разделов не противоречит смысловой целостности книги, а скорее подчеркивает неканоническое единство взгляда мыслителя.
Мамардашвилили умел видеть сложное в простом и просто говорить о сложном, поэтому диапазон его читательской аудитории потенциально неограничен: от профессиональных философов, ученых гуманитарных и негуманитарных специальностей до школьников, только начинающих самостоятельно мыслить.
Рекомендуется как учебное пособие для студентов университетов.Опыт физической метафизики - 2009 (Прогресс-Традиция) [ISBN 5-89826-305-5] В настоящем издании впервые публикуется курс лекций по социальной философии известного философа М.К. Мамардашвили (1930-1990).
В этих лекциях он излагает свое понимание социальности, прослеживает сложные взаимосвязи между устройством общества, его функционированием и мышлением. Нив одном другом своем тексте автор не утверждает столь прямо и последовательно зависимость мышления от включенности в отношения с другими людьми, от того, что он называет «со-общностью» и «со-бытием». Речь в лекциях идет не столько о самом социальном порядке, сколько о том, что является вытесняемым, невидимым условием этого порядка, о тех силах совместного существования людей, которые не сводятся к функционированию государственных институций, и даже того, что называется гражданским обществом.
Книга будет интересна не только философам, но и более широкому кругу образованных читателей.Очерк современной европейской философии - 2010 (Прогресс-Традиция, ФММ) [ISBN 5-89826-333-1] В книге представлена первая публикация лекций, прочитанных М.К. Мамардашвили (1930-1990) студентам ВГИКа в 1978-1979 гг. Внутренний сюжет «Лекций о современной философии» образует переплетение двух тем: единократное историческое событие рождения современности с ее специфическими возможностями и невозможностями и вечно возобновляющееся, но ничем не гарантированное событие сознания. Мамардашвили разбирает ситуацию становления неклассического мышления, особо останавливаясь на феноменологическом и психоаналитическом проекте. Осуществление акта сознания оказывается началом подлинной исторической жизни.
Также впервые публикуется полный вариант беседы М.К. Мамардашвили с У. Тиронсом «Одиночество — моя профессия». В тексте лекции «Вена на заре XX века» исправлены ошибки и восстановлены купюры более ранних публикаций.
В оформлении обложки использованы работа Франциско Инфантэ «Артефакты. Из цикла “Странствия квадрата”» (1977 г.) и фотография Игоря Пальмина «Мераб Мамардашвили» (1980 г.).Очерк современной европейской философии - 2017 (ФММ) [ISBN 978-5-9905505-8-2] В книге представлены лекции, прочитанные М.К. Мамардашвили (1930–1990) студентам ВГИКа в 1978–1979 гг. Текст основан на расшифровке аудиозаписей лекций. Из самих аудиозаписей на сегодняшний день Фонд Мераба Мамардашвили располагает записями 7–11 лекций; в соответствии с ними в настоящее издание внесен ряд исправлений по сравнению с публикацией 2010 г.
Внутренний сюжет «Очерка современной европейской философии» образует переплетение двух тем: единократное историческое событие рождения современности с ее специфическими возможностями и невозможностями и вечно возобновляющееся, но ничем не гарантированное событие сознания. Мамардашвили разбирает ситуацию становления неклассического мышления, особо останавливаясь на феноменологическом и психоаналитическом проекте. Осуществление акта сознания оказывается началом подлинной исторической жизни.
В оформлении обложки использованы работа Франциско Инфанте АРТЕФАКТЫ из цикла «Очаги искривленного пространства» (1979) и фотография Игоря Пальмина «Мераб Мамардашвили» (1980).Психологическая топология пути - 1997 (РХГИ) [ISBN 5-88812-049-9] Публикумые лекции — вторая вариация на темы прустовского романа. Первая — под названием «Лекции о Прусте» (1982 г.) — была издана в Москве в 1995 году. Настоящие лекции, имеющие самостоятельное значение, были прочитаны М. К. на факультете искусства и гуманитарных профессий Тбилисского государственного университета в 1984/85 учебном году по иницативе покойной Т. Г. Твалчрелидзе и декана факультета Б. Б. Бежуашвили.
В их подготовке к изданию на разных этапах принимали участие: Иза Мамардашвили, Давид Лежава, Давид Эбралидзе, Диана Маглакелидзе, Зураб Черкезишвили, а также Инна Фиалкова, Манана Мегрелидзе, Манана Эбралидзе, Вера Гарибашвили, Ирина Тер-Оганесян, Кетино Картвелишвили, Галина Урушадзе. Всем им — и прежде всего Изе Константиновне Мамардашвили, проделавшей огромную работу по редактированию лекций и сверке цитат, — самая искренняя и глубокая благодарность (Ю. П. Сенокосов, Председатель Фонда философских и междисциплинарных исследований им. М. К. Мамардашвили).Символ и сознание - 1997 (Языки русской культуры) [ISBN 5-88766-055-4] Новое (дополненное и переработанное) издание фундаментальной монографии М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского «Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке» (Иерусалим, 1984) призвано «вернуть» в отечественную философию текст, который уже стал крупным событием в философском мире. Соединение, казалось бы, несоединимых метавещей — классической европейской метафизики (от Декарта до Гуссерля) и древнеиндийской философии — позволило авторам выработать собственную оригинальную манеру философствования.Сознание и цивилизация - 2004 (Логос) [ISBN 5-8163-0064-4] В настоящем издании собраны тексты, беседы, интервью и лекционные материалы М. Мамардашвили, посвященные или непосредственно связанные с анализом проблематики гражданского общества. Книга адресована для широкой читательской аудитории: преподавателям и учащимся, исследователям и экспертам, всем интересующимся социальной и политической проблематикой.Сознание и цивилизация - 2011 (Азбука, Азбука-Аттикус) [ISBN 978-5-389-01291-2] Книга «Сознание и цивилизация» продолжает серию публикаций работ М. К. Мамардашвили в издательстве «Азбука».
В книге представлены доклады М. К. Мамардашвили, его выступления и интервью, относящиеся к периоду с 1984 по 1990 годы.
Динамика крушения советской системы и проблемы выбора дальнейшего пути развития общества, кризис современной культуры и вопросы национального самосознания преломляются в представленных материалах через призму философских размышлений о свободе и человеческом предназначении, о все-сообщенности поля сознания и цивилизации как форме человеческого общежития, открывающей пространство свободного действия. Наполненные социальной динамикой ушедших лет, публикуемые тексты звучат сегодня пронзительно точно и современно.
Пятнадцатого сентября 2010 года исполнилось восемьдесят лет со дня рождения М. К. Мамардашвили. Двадцать пятого ноября 2010 года двадцатая годовщина его гибели.
Настоящее издание является исправленным и дополненным по сравнению с изданием 2004 года. Переводные материалы сверены с источниками и представлены в новой редакции без купюр.Стрела познания - 1996 (Языки русской культуры) [ISBN 5-88766-034-1] Существует достаточно важная группа принципов исследования научного знания, которая может быть получена простым развитием соображений, касающихся вообще места сознательного опыта в системе природы, описываемой в нем же самом физически (то есть не в терминах сознания, "субъекта"). Вытекающие отсюда жизнеподобные черты познавательных формаций, ограничения положения наблюдателя в его отношении к миру знания и т. д. порождают законный вопрос об особом пространстве и времени знания как естественноисторического объекта. Этим вопросам и посвящена данная книга.Стрела познания. Сборник - 2004 (Тайдекс Ко) [ISBN 5-94702-026-2] Работу, давшую название всему сборнику, автор снабдил подзаголовком «Набросок естественноисторической гносеологии». Тему, занимавшую знаменитого философа, нашего современника, на протяжении всей его творческой деятельности, можно было бы сформулировать так: естественноисторическое описание сознательных явлений.Философские чтения - 2002 (Азбука-классика) [ISBN 5-352-00221-7] Мераб Константинович Мамардашвили — один из интереснейших современных философов, человек безупречного вкуса, магического обаяния и редкой доброты.
Все его интересы были сосредоточены на человеческой личности, ее ответственности и свободе, на роли философии в жизни и ее месте в культуре. Все три работы, включенные в данное издание: «Введение в философию», «Эстетика мышления» и «Картезианские размышления» — посвящены проблеме сознания, которую М. К. Мамардашвили считал предельным понятием философии.Формы и содержание мышления - 1968 (Высшая школа) Одной из актуальнейших проблем диалектики является изучение тех мыслительных форм, которые сложились в современной науке на основе отражения ею объективной диалектичности процессов и связей действительности и которые это отражение обеспечивают логически. Ф. Энгельс определял в этом плане диалектику как «единственно правильную форму развития мысли».
Необходимым и, плодотворным подходом в таком изучении является рассмотрение истории самой концепции диалектики как особой логической структуры познающей мысли, рассмотрение истории складывания ее специфических проблем и понятий о мышлении. Этой задаче — в связи с центральной для нее проблемой «формы мышления^ (или «формы познания») — и посвящена данная работа.
В качестве необходимого исторического материала в ней берутся определенные стороны гегелевской философской концепции. Но следует заранее оговориться, что мы ни в коей мере не ставим перед собой задачи воссоздать конкретную историю диалектики (даже на таком ограниченном ее этапе, как учение Гегеля), воссоздать всю сложность и многообразие исторических обстоятельств ее становления. Речь идет лишь о том, чтобы в исторической форме проделать исследование некоторых сторон диалектики как «единственно правильной формы развития мысли», имея в виду прежде всего выработку этим путем дальнейших знаний и представлений о современном содержании диалектики. Это исследование предмета диалектики как науки в форме исследования истории знаний о нем. Приводимый исторический материал служит лишь этой цели.
Выбор логической теории Гегеля в качестве материала для решения такой задачи не случаен. Гегелевская философия явилась наиболее развитой из первых исторических попыток теоретически разработать диалектику и практически использовать ее в постижении действительности. В домарксистской философии именно у Гегеля наиболее остро и широко поставлена интересующая нас проблема диалектики как особой формы познания. И, соответственно, в развитой им логической теории на первый план выступала задача по-новому разобраться в вопросе о взаимоотношении формы и содержания мышления, в вопросе о тех руководящих логических понятиях, в которых следует расчленять мышление, чтобы учесть обнаружившуюся диалектичность познавательного процесса. Этот круг проблем логики Гегеля мы и выделяем для специального анализа, оставляя в стороне целый ряд других не менее важных ее проблем. Точно так же мы не рассматриваем в данной работе социально-классовые, естественнонаучные и тому подобные корни и предпосылки гегелевской диалектики, которые в общем достаточно изучены в марксистской литературе. Проблема в том, чтобы с учетом этих уже имеющихся сведений особо выяснить, как строится теория форм познания у Гегеля, каковы ее основные принципы и как они относятся к современной теории познания и логике.Формы и содержание мышления - 2011 (Азбука, Азбука-Аттикус) [ISBN 978-5-389-01503-6] Книга «Формы и содержание мышления» продолжает серию публикаций работ М. К. Мамардашвили в издательстве «Азбука».
Открывающая книгу работа «Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания» впервые вышла отдельным изданием в 1968 г. Это первая опубликованная книга М. К. Мамардашвили. Настоящее издание является первым за более чем тридцать лет переизданием работы.
В центре внимания автора проблема генезиса знания, анализ принципов получения нового знания. В качестве исходного пункта рассмотрения проблемы взята антиномия эмпиризма и рационализма. Понятия «форма» и «содержание» мышления выступают в качестве наиболее общих категорий исследования. В работе исследуются возможности выявления механизма генезиса знания, открывающиеся благодаря выделению особого образования, связи «форма—содержание», впервые появляющегося в философии Гегеля. Дан критический анализ развития вопроса, которое, исходя из утверждения тождества бытия и мышления, предлагает Гегель.
В настоящее издание вошли также три примыкающие по времени и тематике к этой работе статьи «Процессы анализа и синтеза» (1958), «Анализ сознания в работах Маркса» (1968) и «Превращенные формы. О необходимости иррациональных выражений» (1970). Тексты приводятся по их последнему прижизненному изданию в 1990 г. в книге М. К. Мамардашвили «Как я понимаю философию».
Завершает книгу статья В. Ю. Файбышенко «История познания, или Познание как история», в которой представлен опыт современного прочтения работы «Формы и содержание мышления».Эстетика мышления - 2000 (МШПИ) [ISBN 5-93895-002-3] Курс лекций «Эстетика мышления» М.К. Мамардашвили прочитан в 1986/1987 году в Тбилисском университете. После лекционных курсов о Декарте, Канте, Прусте, а также по античной и современной философии, является последним, итоговым курсом известного философа. Он посвящен теме мышления, взятого как эстетический феномен. Выразительные формы не существуют вне мысли и без обсуждения проблемы стиля и формы самого мышления, его предпосылок, уходящих в глубины мысли как таковой, ее невыразимости. Как последовательный кантианец, Мамардашвили полагает, что эстетики еще нет, если ее нет в нас, и задача философа показать это, учитывая, что мы привыкли относиться к мысли как к инструменту или средству достижения цели. Тогда как таким инструментом является наш язык и способ мышления, а целью становится удержание мысли с помощью уже существующего инструмента.Эстетика мышления - 2001 (МШПИ) [ISBN 5-93895-024-4] Курс лекций «Эстетика мышления» М.К. Мамардашвили прочитан в 1986/1987 году в Тбилисском университете. После лекционных курсов о Декарте, Канте, Прусте, а также по античной и современной философии, является последним, итоговым курсом известного философа. Он посвящен теме мышления, взятого как эстетический феномен. Выразительные формы не существуют вне мысли и без обсуждения проблемы стиля и формы самого мышления, его предпосылок, уходящих в глубины мысли как таковой, ее невыразимости. Как последовательный кантианец, Мамардашвили полагает, что эстетики еще нет, если ее нет в нас, и задача философа показать это, учитывая, что мы привыкли относиться к мысли как к инструменту или средству достижения цели. Тогда как таким инструментом является наш язык и способ мышления, а целью становится удержание мысли с помощью уже существующего инструмента. ФММ - Фонд Мераба Мамардашвили
МШПИ - Московская школа политических исследований
РХГИ - Издательство Русского Христианского гуманитарного института
• Журнальные публикации:
Вопросы философии (ВФ)
Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания (ВФ, 12, 1959) Статья дается в порядке обсуждения методологических проблем истории философии, начатого статьей члена-корреспондента АН СССР М.Т. Иовчука «О некоторых методологических проблемах истории философии» (см. «Вопросы философии» № 11 за 1959 год).О философии (ВФ, 5, 1991) От редакции. 25 ноября прошлого года в возрасте 60 лет скончался философ Мераб Константинович Мамардашвили - бывший сотрудник и постоянный автор нашего журнала.
Мераб Константинович часто говорил, что философия - это не профессия, а темперамент и способ жизни. Что это особая страсть человека, страсть чувствовать себя существующим и убеждаться в своем существовании, неотменимом и уникальном, в любом жизненном проявлении. В полной мере это утверждение можно отнести и к его собственной жизни и творчеству, свидетельством чему являются публикуемые ниже материалы, посвященные памяти философа.
В 80-е годы Мераб Константинович читал лекции по философии для слушателей Высших курсов режиссеров и сценаристов при Госкино СССР. Публикуемый конспект одной из таких лекций дает представление об основных положениях и темах философии, которые его волновали в последние годы.Процессы анализа н синтеза (ВФ, 2, 1958) Диалектическое мышление предполагает единство, сочетание анализа и синтеза в ходе исследования предмета. Но сводится ли данное единство, как это иногда изо6ражают, к простому следованию синтеза за анализом, к дополнению одного другим, или между ними есть более глубокая внутренняя связь? Ведь о необходимости сочетания анализа и синтеза, следования одного за другим знали и метафизики (например, материалисты XVII-XVIII веков), и, тем не менее, мы говорим о разрыве анализа и синтеза у них. Очевидно, дело заключается не в простом признании равной необходимости как анализа, так и синтеза. С другой стороны, целый ряд трудностей связан с выявлением логической структуры их единства. Этому ряду вопросов и посвящена данная статья. При этом мы, разумеется, далеко не можем претендовать на исчерпывающую разработку поставленной проблемы.Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть (ВФ, 7, 1987) От редакции. Проблема сознания в последние годы находится в центре внимания многих наук. Ею занимаются не только информатика, когитология, социобиология, но и, казалось бы, столь строго естественнонаучные дисциплины, как физика и космология, в рамках которых обсуждаются квантовомеханические модели сознания и антропный принцип. Вместе с тем существуют фундаментальные философские утверждения о сознании, задающие границы естественнонаучного подхода.
Что это за границы? Что такое феномен сознания и как он связан с основополагающими идеями и постулатами современной науки? Эти и другие вопросы обсуждаются в интервью с М.К. Мамардашвили.
Московский психотерапевтический журнал (МПЖ); Юность
Классический и неклассический подходы к анализу сознания (МПЖ, 2, 2009) Данный текст представляет собой последнюю (и, по-видимому, единственную сохранившуюся) лекцию курса «Проблемы анализа сознания», который М.К. Мамардашвили читал на факультете психологии Московского государственного университета в 1972 году. В ней в резюмирующей форме представлена основная линия всего курса — различение «классического» и «неклассического» способов анализа, реализуемых по отношению к сознанию. Выполняя критическое рассмотрение естественнонаучного мышления, а также классических версий феноменологии Э. Гуссерля и Ж.-П. Сартра, М.К. Мамардашвили здесь впервые прокладывает путь к своей, новой версии феноменологии, которую он впоследствии развернул в лекциях о Прусте.Философия - это сознание вслух (Юность, 12, 1988) На нашей кафедре - доктор философских наук Мераб Константинович Мамардашвили. Те.wой своеzо выступления он избрал предназначение философии и призвание философа. Но вопросы, заданные ему, значительно расширили эту тему.
• Интервью • Выступления • Лекции • Письменное:
Автобиографическое
Мысль под запретом (Место философии в советской системе) Беседы с Анни Эпельбуэн изданы во Франции отдельной книгой (Merab Mamardachvili. La pensee empechee (Entretiens avec Annie Epelboin). Editions d l’Aube, 1991). Эти беседы были записаны по-французски для «France Culture» в ноябре 1989 г., за год до смерти Мераба Мамардашвили и, когда он был в Париже, и переданы по французскому радио 12-16 марта 1990 г.Начало всегда исторично Беседа проведена журналистом, историографом Московского Методологического Кружка М.С. Хромченко 5 апреля 1990 года. Впервые была опубликована в журнале «Вопросы методологии» в 1991 г. (№ 1, 44-53). Текст правился по сохранившимся фрагментам аудиозаписи. В связи с плохим качеством аудиозаписи, некоторые слова пока что восстановить не удалось.Беседа с В. А. Бондаревым об Эрнсте Неизвестном В 1988 г. в ходе подготовки к съемкам документального фильма об Эрнсте Неизвестном режиссер В. А. Бондарев встречался с предполагаемыми участниками фильма, в том числе с М. К. Мы публикуем состоявшуюся тогда беседу.Гражданское общество The Civil Society. A Conversation With Merab Mamardashvili (The Civic Arts Review (CAR). Vol. 2, No 3. 1989). Пер. с англ. К. Голубович. Ред. пер. — Е. Мамардашвили.Жизнь шпиона Интервью состоялось 20 августа 1990 г. в Тбилиси. Впервые опубликовано в: Искусство кино. 1991. No 5. С. 31—39. (Интервью Анн Шевалье)«Мой опыт нетипичен» Беседа состоялась осенью 1988 года. Впервые опубликована в сокращении в: «Независимая газета» от 29 февраля 1992 года. (Беседу вела Пилар Бонэт.)«Одиночество – моя профессия» Интервью Улдиса Тиронса. Весна, 1990 г.
Из архива
ИНТЕРВЬЮ, ВЫСТУПЛЕНИЯИнтервью для Arte France Предположительно 1989 г. Перевод с французского. Европейская ответственность La responsabilité européenne. Выступление на Международном симпозиуме «О культурной идентичности Европы» (Париж, январь 1988 г.). Перевод с французского. Все боятся Опубликовано в журнале Esprit, N 179, fevrier 1992. Перевод с французского. Верю в здравый смысл Опубликовано в газете «Молодежь Грузии» 21.09.1990. Время и пространство Выступление перед Союзом кинематографистов Грузии, весна 1990 г. Язык теней Опубликовано в в журнале Cosmopolitiques / Forum international de politique (1990, N 14-15). Перевод с французского. Очарованные смертью Опубликовано на грузинском языке в сентябре 1990 г. в газете «Тбилиси» Философ может не быть пророком Исправленная и дополненная версия текста интервью с Мерабом Мамардашвили, взятого корреспондентом журнала «Человек» З. Островской в октябре 1990 года и посвященного Александру Блоку. Публикация подготовлена Дмитрием Рындиным. Метафизика Антонена Арто Доклад в Тбилисском университете 20 апреля 1988 года. Опубликовано в 2015 г. в книге “Беседы о мышлении". Идея преемственности и философская традиция Беседа с Юрием Сенокосовым, 1989 г. Текст восстановлен до полного объема на основании сохранившейся аудиозаписи. Публикацию подготовил Дмитрий Рындин.ЛЕКЦИИВена на заре XX века Лекция была прочитана в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в октябре 1990 г. В настоящем издании исправлены ошибки и восстановлены купюры более ранних публикаций этого текста; все изменения сделаны на основании аудиозаписи лекции.Проблемы анализа сознания Лекция 10 из курса «Проблемы анализа сознания» (ф-т психологии МГУ, 1972 г.) опубликована впервые в 2009г. в №2 «Московского психотерапевтического журнала».Мы исправили неточности и ошибки первой публикации.ПИСЬМЕННОЕЛекции о Прусте (фрагмент архивного документа) Фрагмент подготовительных материалов к лекциям «Психологическая топология пути» (1984). Публикация подготовлена Александрой Володиной. Опубликовано в 2014 г. в книге “Психологическая топология пути. т. 2
• Доп. информация:
Об авторе
Мераб Константинович Мамардашвили (1930—1990) — советский философ. Доктор философских наук (1970), профессор (1972). Профессор МГУ.
Т. Дуларидзе. Странствующий философ, который любил кино
Первая же его фраза встряхнула ВГИК: «Выкиньте из головы, будто вы в ответе за все, что происходит в мире. Каждый из нас в ответе только перед собственной бессмертной душой». Он не делил человечество ни по вертикали, ни по горизонтали. Он различал в человечестве людей. Мы, каждый из нас, были для него единственны. «Только между уникальными личностями общение имеет смысл», – сообщал он нам. И мог вести долгие беседы с человеком, даже, на наш взгляд, ординарным. «Беспочемучно только Добро. Зло всегда имеет корысть», – утверждал он. А сам был снисходителен и добр. И не помнил зла. Его любили. Операторы, потому что он был выразительнее любой «звезды». Кинематографисты вообще, потому что он был лучшим зрителем в мире. Умные, потому что в его обществе становились гениальными. Женщины, потому что они любят королей. Друзья, потому что он был создан для дружбы. Философы, потому что даже философию он украшал собой. Он умер в дороге, как странник. Чужой закрыл ему глаза, вряд ли зная, какая вселенная остывает под его рукой. «Философия есть упражнение в смерти, подготовка к ней», – повторял он часто. И невозможно усомниться, что душа его обрела свет и покой. Но никто из нас не оказался подготовленным к его смерти. Мераб Мамардашвили забрел к нам во ВГИК в душные семидесятые и начал с самого главного. «Для того чтобы написать роман «В поисках утраченного времени», Пруст должен был выработать, вырастить то «я», которое способно его написать. И когда эта работа была завершена, роман оказался закончен». Он не грозил, не призывал на борьбу с чем бы то ни было. Но и лазеек никаких не оставлял: «я», способное написать роман «В поисках утраченного времени», осуществляется в процессе написания этого романа и никак иначе. Мамардашвили был учтив и доброжелателен и, казалось, не посягал на основы и устои. Но обнаруживалось вдруг, что никаких основ и нет, а есть химера, тающая в волнах красивого спокойного голоса: «Ни о каком равенстве не может быть и речи. Бог создал нас равными. Но дальнейшее – результат наших усилий. Каждая ступень роста требует усилия, усилия понимания, например. И не могут быть равными тот, кто делает это усилие, и тот, кто этого усилия не делает». Он был очень живописен: красиво вылепленная голова, удобная светлая одежда, трубка, пластика Гулливера среди лилипутов. Грация есть отсутствие лишних движений. Его нездешность бросались в глаза и в Москве, и в Тбилиси. Вгиковские неоязычники колебались в своих предположениях по его поводу по широкой амплитуде – от мощного экстрасенса до пришельца. Его звездное происхождение не очень вязалось, правда, с нескрываемой любовью Мераба к Грузии. Впрочем, какой же марсианин не любит Грузии? Сам Мамардашвили первое время был скорее озадачен явным для него несоответствием аудитории предмету, откровенно признаваясь, что считает художников устроенными не для этой науки. И все же вел этот предмет, которым во все времена занимались избранники и который в нашей системе всеобуча стал обязательным даже для тех, кто и свой-то родной язык учил, преодолевая отвращение и лень. При этом он занимался философией, как занимался ею, наверное, Сократ. И поэтому, конечно, его слушателями, собеседниками должны были быть только философы. А он читал нам, в Институте кинематографии. И, как мне кажется, ничего не упрощал. Как ему казалось, ничего не переводил на наш язык. Ему задавали глупые вопросы: «Дозволяет ли философия самоубийство?» или «Боитесь ли Вы смерти?» Мамардашвили улыбался, разводил руками… и продолжал на своем языке: «Философия есть упражнение в смерти…» За знакомой фразой следовало рассуждение, от которого захватывало дух, нездешним ветром обжигало мозг. И спасти от этой вовсе небезопасной игры, куда вовлекал нас этот глубокий, ясный, могущественный ум, могла разве что безмятежная глупость. И тогда наше, «неприспособленное для философии», как он говорил, мышление переводило в образы полученный только что опыт, открывался душе просвет под знаком впервые осмысленного. Насколько мне известно, никто из вгиковцев, слушателей лекций Мамардашвили, философом не стал. Так же, впрочем, как не претерпела никаких изменений детская любовь Мераба к кино. Кто знает, может быть, он любил в кино то же, что и в романе Пруста? Но как он любил старый американский вестерн и французский детектив, «Детей райка» и «Сансет бульвар», Хичкока и Висконти, так и остался верен этому кинематографу, скажем, кинематографу как таковому. Хотя и соглашался легко посмотреть очередной опус очередного местного гения и великодушно помолчать потом на обсуждении. Его молчание было красноречиво, хотя молчал он на языке еще более другом, нежели говорил. И был при всем том веселым спутником, гурманом, любил тихую беседу с друзьями и шумные студенческие сборища… Одно с другим уживалось в нем органично, как две разные сущности в кентавре. Мераб легко выучивал языки. Французский – язык философии, английский, итальянский – для общения, испанский, чтобы читать Хименеса. «Это легко, – объяснял он, – но надо начинать со сложных текстов, с ритма и звучания, а не отдельных слов с переводом». Я думаю, так он вводил нас в философию. И хотя, повторяю, никто из нас философом не стал, Мамардашвили все-таки научил нас – нет, не философии, но. может быть, мужеству смотреть на вещи прямо. И исторг, пусть не всех или ненадолго, из тьмы самодовольного невежества. Но главным, на мой взгляд, было то, что независимо от того, прослушал ты одну или все лекции, уже невозможно было избежать чудесного воздействия личности Мераба Мамардашвили: обнаружить у себя, почти физически ощутить собственные мыслительные возможности. У одних он вызывал желание присвоить его, у других – страх быть присвоенным. И то, и другое было напрасно – Мераб Мамардашвили был свободен. «Свобода не является предметом, на который можно ответить. Потому что она, как душа. Если человек говорит, что нет души, то единственное, что можно ему ответить: да, если ты так настаиваешь, у тебя нет души. В данном случае знание и есть сам человек, то есть человек есть то, что он знает.» Мераб Мамардашвили знал, что душа есть. И знал свободу. Вряд ли кто-нибудь из нас знал его. И этот маленький мемуар не претендует быть исследованием личности Мамардашвили. Он только дань восхищения, попытка разглядеть подарки, так щедро раздаваемые странствующим философом, забредшим в нашу жизнь. 1991