Festr.. · 19-Авг-20 08:22(5 лет 1 месяц назад, ред. 19-Авг-20 13:25)
Отношения государства и церкви: «симфония властей» Год издания: 2015 Автор: Бальжик И.А. Жанр или тематика: теория государства и права, каноническое право Издательство: Одесса: Фенікс ISBN: 978-966-928-009-1 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Издательский макет или текст (eBook) Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 191 Описание: Монография посвящена общетеоретическому исследованию отношений государства и церкви, в основе которых лежит концепция «симфонии властей». Доказано, что симфоническая модель отношений является характерной только для государства и православной церкви. Раскрываются концептуальные основы традиции воплощения в жизнь «симфонии властей». Обоснована необходимость использования концепции «симфонии властей» в реформировании отношений государства и церкви.
Преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов, а так же всем, кто интересуется каноническим и церковным правом.
Примеры страниц
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ ............ 4 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Типология отношений христианской церкви и государства ............ 6
1.2. Право и государство в условиях православной цивилизации............ 23
1.3. Симфоническая модель отношений православной церкви и государства в трудах отечественных мыслителей.......... 33
1.4. Содержание концепции «симфония властей» и ее символика ............ 52
1.5. Церковное право как юридическая дисциплина в отечественной правовой традиции ............ 67
Выводы ............ 80 Раздел 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ ДО СУВЕРЕННОЙ УКРАИНЫ
2.1. Принятие христианства и закрепление отношений Киевской Руси и Церкви ............ 83
2.2. Патриарший период отношений государственной власти и православной церкви............ 94
2.3. Синодальный период отношений государства и православной церкви ............ 103
2.4. Православная церковь в условиях советского государства........... 110
Выводы ............ 124 Раздел 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
3.1. Традиция единства светского и церковного права в правовом механизме обеспечения «симфонии властей»............ 128
3.2. Законодательное оформление отношений государства и православной церкви в суверенной Украине ............ 139
3.3. Эволюция правовых основ взаимоотношений православной церкви и государства............ 148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............ 163
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............ 167
СОДЕРЖАНИЕ............ 188
Предисловие
«Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13:1).В современном мире принципиально меняются представления о характере соотношения духовного и материального, религиозного и светского, в частности, все большую актуальность приобретает проблема соотношения Церкви и государства. Возрастающий интерес к научным исследованиям в этой сфере закономерен, так как долгое время многие вопросы, связанные с значением Церкви в государстве были в нашей стране под запретом, либо считались уделом прошлого. На протяжении всего сосуществования христианской Церкви и государства они находились и находятся в состоянии диалектического взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношений, которые можно рассматривать как дуальную систему «государствоЦерковь», что обуславливает актуальность общетеоретического юридического исследования концепции «симфонии властей», лежащей в основе данной системы. С позиций современности государство и Церковь предстают не как антагонистические, а как взаимодействующие социальные институты, при этом они сохраняют внутреннюю независимость, самодостаточность и автономность в своих функциональных сферах. Государство и Церковь, имея разную природу, отличаются по происхождению, целям и структуре, но одновременно они тесно связаны между собой. Каждый из этих институтов имеет в обществе особую социальную ценность и значимость. Одной из составляющих вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства в Украине является поиск национальной и государственной идентичности, которая, как показывает историческое прошлое, неотъемлема от религиозного самоопределения. Государство и Церковь, действуя совместно и согласованно, могут решить многие актуальные для современного общества проблемы, в частности, способствовать социальному примирению, согласию, взаимопониманию. «Симфония властей», сформулированная много веков назад, представляет собой такое состояние отношений государства и Церкви, которое направляет нынешнее поколение на стабильность, упорядоченность и постоянство как основание консолидации, единства и сплоченности общества. При общем понимании относительно значимости проблемы взаимодействия Церкви и государства, высказываются различные мнения относительно форм и принципов церковно-государственных отношений. Поляризация взглядов при этом обозначена от идеи возврата к государственной Церкви до жесткого размежевания государственной и религиозной власти. Потому перспективен выработанный веками согласительный по своей природе вариант взаимоотношений Церкви и государства, именуемый «симфония властей». Как некий идеал церковно-государственных отношений, выработанный в православии принцип «симфонии» предполагает сотрудничество Церкви и государства, в основе которого лежит идея гармонии и согласия, когда власти сосуществуют, не сливаясь друг с другом, взаимодействуют, не подчиняя друг друга. В условиях начавшегося в Украине диалога светской и духовной власти, теория их взаимоотношений, базирующаяся на обобщении исторической практики, должна быть востребована. И здесь видится роль юриспруденции, которая может предложить модель отношений государства и Церкви адекватную «симфонии властей» применительно к особенностям настоящего этапа развития украинской государственности. Автор благодарит президента Национального университета «Одесская юридическая академия», академика НАПРНУ Сергея Васильевича Кивалова; Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, за духовное благословение; научного руководителя, заведующего кафедрой теории государства и права Национального университета «Одесская юридическая академия», члена-корреспондента НАПрНУ Юрия Николаевича Оборотова за постоянную поддержку моих научных начинаний; уважаемых рецензентов – профессора, академика НАПрНУ Петра Моисеевича Рабиновича; профессора, члена-корреспондента НАПрНУ Анатолия Федоровича Крыжановского, коллег, родных и близких за помощь и поддержку.