Devils Soul · 05-Июл-08 11:16(17 лет назад, ред. 05-Июл-08 11:18)
Формула 1. Сезон 1995. Этап 11 из 17. Гран-при Бельгии, Спа-Франкошам (BBC). ГОНKА Год выпуска: 1995 Вид спорта: Формула 1 Продолжительность: 02:08:01 Комментарий: Профессиональный (одноголосый) (Мюррей Уокер) Язык комментариев: Английский Описание: Запись с канала BBC.
11-й этап, 27.08.1995
Погода: Пасмурно, тепло, дождь. Дэймон Хилл наказан штрафом "stop&go" за превышение скорости на пит-лейн.
Михаэль Шумахер наказан отложенным штрафом на одну гонку за нарушение правил обгона.
Описание:
САМАЯ ПОТРЯСАЮЩАЯ ГОНКА СЕЗОНА. В минувший уик-энд в бельгийском Спа состоялась гонка, которая была самой интересной в этом году. Огромный интерес привлекла к себе уже пятничная квалификация, как и в прошлом году проходившая в дождь. Не участвовал в ней второй пилот Бенеттона Джонни Херберт. На утренней тренировке он вылетел в шпильке Источник, разбив машину вдребезги. Выбраться из машины Джонни не мог и ему потребовалась помощь. Когда же англичанин был на полпути к боксам, его догнали медики, уложили на носилки и отправили в местный госпиталь. Механикам команды пришлось собирать автомобиль по частям. Предварительный поул выиграл Бергер, вторым был Шумахер, третьим - Алези. Но все понимали, что это лишь тренировка перед настоящим боем в субботу. А в субботу на утренней тренировке вылетел уже Шумахер. Обходя Форти, он в скоростном вираже наехал на бордюр, потерял управление и влетел в стену из отработанных покрышек, здорово разнеся передок Бенеттона. Бедные бенеттоновские механики! А как только начался отсчет времени второй квалификации, на трассу выехало сразу машин пятнадцать. Над автодромом нависли черные тучи и было понятно, что вот-вот начнется дождь. Через шесть минут начался ливень. К этому моменту большинство пилотов все-таки успели совершить один полный круг. Бергер сохранил поул, Алези вышел на второе место, Хаккинен был третьим, четвертым оказался Ирвин. Хилл и Култхард были в конце десятки, Херберт и Шумахер не выезжали. Не успел выехать и Френтцен, за что и поплатился, оказавшись с шестого пятничного места на дно стартовой решетки. Ливень прекратился через двадцать минут. Тут же на трассе появился храбрец из Форти Роберто Морено. Через десять минут на трассе показался Шумахер и установил восьмое время. Трасса все высыхала и высыхала. Вот уже и Хилл с Култхардом на трассе, они проехали лучше Шумахера, но недостаточно, чтобы оказаться даже в шестерке. Жару задал маклареновец Марк Бланделл, внезапно вышедший на четвертое место. Шумахер, Култхард и Хилл снова рванули на трассу. Удача улыбнулась лишь шотландцу, потеснившему Марка с четвертого места. Хилл был лишь восьмым, а чемпион мира не смог улучшить результата. А Деймон Хилл поддерживал традиции, снова вылетев с трассы, как и на предыдущих Гран-при. Но в отличие от Германии и Венгрии англичанин разбил машину. Пока другие трудились и рисковали, обладатель поул-позишн Герхард Бергер сидел в своем Феррари в полной готовности, впившись глазами в монитор. К концу квалификации трасса почти высохла и австриец мог потерять поул. Но... за три минуты до конца над трассой снова начался дождь. Но главным событием квалификации был далеко не поул Бергера, а шестнадцатое место Шумахера! Бенеттон чемпиона мира сломался и немец больше не выезжал, а ведь он много мог сделать, если учесть четвертое место Джонни Херберта. В воскресенье трасса была сухая, но тучи ходили, грозя в любой момент намочить трассу. Гонку, естественно, все начинали на слике. Старт. Бергер стартует неплохо, но сзади напирает Хаккинен, по обыкновению стартующий лучше. Бергер, понимая, что если пустит, финн займет его второе место, а может, и выйдет в лидеры и выкручивает руль вправо. Мика снова поразил своей реакцией, чудом уйдя от столкновения и сунулся с другой стороны. Бергер теперь выворачивал руль влево и снова чуть не произошло аварии. Хаккинен убрал нос своего Макларена и смирился с четвертым местом. С четвертым, потому что в своих разборках возможные будущие партнеры по Макларену упустили Херберта, просочившегося на второе место. Что было дальше, не поддается никакому описанию. После длинной прямой гонку возглавил именно Джонни. Алези решил пропустить рискованно атаковавшего англичанина. А сзади чудеса творил Шумахер. Стартовал он спокойно, а потом стал методично обгонять Баррикелло, Френтцена, Брандла, Пани. Камнем преткновения стал Ирвин, уж очень не хотевший пропускать Шумми, но тем не менее ирландец тоже вынужден был уступить. Мощь мотора Рено стала решающей в этой дуэли. Ну, а пока Михаэль разбирался с аутсайдерами, впереди с калейдоскопической быстротой происходили изменения. На втором круге в Источнике развернуло Хаккинена и Макларен заглох. Затем вылетел с трассы Херберт. Отвлекшись на атаку Алези, Джонни поздно затормозил и оказался на траве. Совершив разворот на 360 градусов, он продолжил гонку, но уже лишь пятым. Став лидером, Алези на четвертом круге заехал в боксы. Жана там явно не ждали и француз потерял секунд десять, пока до места доставляли резину. А когда Феррари поехал на пит-лейн, стало ясно, что у него повреждена подвеска переднего левого колеса. На кривой машине продолжать гонку было невозможно. А лидерами стали Култхард и Хилл. Шумахер неожиданно оказался пятым. А в этом ему помог Херберт, развернувшийся на автобусной остановке и буквально зажавший у отбойника Макларен Марка Бланделла. Но Марк не унывал и ждал, пока незадачливый Джонни выпустит его из капкана. Култхард отрывался от Хилла, но вдруг остановился. Уильямс не выдержал бешеного темпа. Вскоре гонку покинул и Бергер. После первого пит-стопа на третье и четвертое место дружно вышла команда Лижье, решившая сделать лишь один заезд в боксы. И в один момент, как удар молнии: сначала Херберт чуть не задавил двух механиков команды Лижье, а сзади него в боксах Джордана плескался фонтан из горючего! Конечно, пожар был не такой страшный, как в прошлом году в Хоккенхайме, но с гонкой Ирвину пришлось попрощаться. Залитый пеной болид, естественно, не мог двинуться с места. И в этот же момент около боксов, но на трассе, развернуло Токашихо Инуе. Хорошо, что не произошло лобового столкновения, когда самурай, достойный преемник Агури Сузуки и Юкио Катаямы ехал по трассе против движения! Из претендентов на победу после схода Бергера остались лишь Хилл, да... Шумахер! Немец, продравшийся с шестнадцатого места, шел вторым, оставая от Хилла секунд на двадцать. И все бы, наверное, было хорошо для Хилла, если не разгневались небеса. Видимо, заметив пожар Ирвина, они решили застраховаться от подобных неприятностей и обрушили на трассу дождь. Прилежный Хилл тут же отправился в боксы и одел протектор. Шумахер же продолжал гонку на слике. Хилл догнал его и начал попытки обгона. Чемпион мира же явно не собирался пропускать англичанина. На каждом повороте, каждой прямой Хилл совал нос своего Уильямса, но Шумахер с риском для обоих подрезал соперника! Был даже момент, когда после длинной прямой (там же, где вылетал Херберт) Михаэль дошел до того, что не пропустил Хилла, шедшего уже практически впереди! Бенеттон и Уильямс неслись бок о бок, рискуя всем, что сделали за последние три дня. И все-таки помучившись еще круг, Хилл вышел в лидеры, но лишь на пол-круга, потому что вдруг его Уильямс перестал повиноваться пилоту! В четырех поворотах подряд его заносило и каким-то невероятным усилием Деймон остался в гонке. Шумахер, когда его обогнал Хилл, вылетел с трассы, где раньше вальсировал Херберт, но смог вернуться обратно, хорошенько проехавшись по гравию, а потом уверенно прошел Хилла (на слике!), воевавшего со своим Уильямсом. Тут ливень грянул с удвоенной силой. Шумахер отправился в бокс переобуваться на протектор. Но, правда, в этом уже не было особой неободимости, так как на трассе появился пейс-кар. Круга три он странно себя вел, пропуская все автомобили. Появилось подозрение, что это вдруг стюарды, приняв по стакану, решили покататься по мокрой трассе. Но, наконец, завидя Шумахера, они приостановили гонку. Подтянулся Хилл и двух соперников теперь разделял лишь Форти. Вскоре роскошный Порш покинул трассу. Хилл повоевал с Форти, чуть не развернулся в Источнике, но гонку продолжил. Кто знает, что было бы дальше, если бы комиссары гонки не решили помочь Шумахеру, дав Хиллу пенальти за превышение скорости на пит-лейн. Хилл вылетел на трассу третьим с отставанием от ставшего вторым Брандла на Лижье (а фактически это тот же бриаторовец) более 15 секунд. До финиша оставалось 10 кругов. И тут Деймон проявил чудеса героизма. Рискуя на каждом повороте, еле удерживая машину, разбрызгивая лужи, его Уильямс несся на полной скорости, отыгрывая на каждом круге по полторы секунды! За пять кругов он оставал от Брандла уже на восемь секунд, четыре - шесть, три - четыре секунды, два - две! Финальный круг. Хилл отстает от Лижье на секунду! Вопрос о том, догонит ли Деймон соперника уже не стоял. Но опередить... Хилл выскочил из аэродинамического мешка болида Брандла после длинной прямой. Брандл попытался перекрыть вице-чемпиону мира траекторию, но себе же сделал хуже: его повело и он чуть не зарылся в песок на обочине. Развлекла еще дуэль за четвертое место. Неутомимый Марк Бланделл пытался не отдать его Хайнцу-Харальду Френтцену, который, как известно, пользуется репутацией любителя мокрых трасс. Поначалу у маклареновца удавалось даже уходить от Заубера, но как только на трассу снова обрушился дождь, Френтци почувствовал свой час. Через круг он был уже на хвосте англичанина, а через круг уже атаковал. Еле удержав машину, Бланделл, сохранил четвертое место, но уже в Бас стоп немец обошел его на торможении! А если бы дистанция гонки была бы, скажем, 47 кругов, то Френтцен мог даже подняться на подиум, ведь за оставшиеся круги он отыгрывал у Брандла почти по секунде, отрываясь от Бланделла тоже на секунду! Да, не будь бы этого штрафа, мы могли бы стать свидетелями потрясающей борьбы за победу между Шумахером и Хиллом, ведь на финише их разделило 19 секунд. А если учесть, что на отбывание штрафа здесь где-то теряется такое время и то, что когда Хилл гнал за Брандлом, еще покрутился в Источнике, то... Может, именно это и говорил Шумахеру Хилл, подойдя к нему в отстойнике для финишировавших автомобилей. Шумми ему что-то ответил. Разговор был не из приятных, так как после этого рукопожатия не последовало. После перебранки с Хиллом Шумахер дружески пожал руку Брандлу и поздравил его с удачей. На подиуме Шумахер поливал зрителей в одном углу балкона, Хилл - в другом. А Брандл от души облил Флавио Бриатторе, как бы намекая ему о возможном месте в Бенеттоне-96. Но события на этом не закончились. Команда Уильямс подала протест против действий Михаэля Шумахера, который, по их мнению, несколько раз нарушил правила об обгонах, принятые в Венгрии, и что один раз Шумахер чуть не вытолкнул Хилла с трассы. Комиссары гонки отклонили протест после долгих прений с участием обоих пилотов, но наложили отложенный штраф на Шумахера на будущие четыре гонки. То есть, если Шумми отличится на одном из четырех следующих Гран-при, то отправится на отдых на одну гонку. Бенеттон, недолго думая, подал апелляцию. Так что снова придется FIA собираться, чтобы разнять двух соперников, вцепившихся друг в друга мертвой хваткой. ПРОСТ СНОВА В МАКЛАРЕНЕ! Слухи, появившиеся на Гран-при Венгрии, усиленно муссировавшиеся в Бельгии, оправдались. Шефу Макларена Рону Деннису удалось уговорить Алена Проста потестировать MP 4/10. Результаты команды Денниса в этом сезоне просто удручающие: ни одного подиума, оба пилота за пределами десятки в общем зачете, в кубке конструкторов лишь шестое место. Команда на глазах теряет силу и вкус к высоким результатам. Последнюю победу красно-белым принес Айртон Сенна на Гран-при Австралии в ноябре 1993 года. В 1991 году Макларен, выигрывавший чемпионаты три года подряд, почувствовал конкуренцию со стороны Уильямсов. В середине 1991-го многие специалисты утверждали, что по технической базе Уильямс-Рено уже впереди. Однако Сенна и Бергер делали все, чтобы не позволить Мэнселлу и Патрезе вырваться вперед. Невероятным усилием Сенна выйграл и этот чемпионат, но для Макларена он стал последним на сей момент успехом. 1992 год начался почти трагически. Пять этапов - пять дублей Уильямса подряд! На шестом этапе в Монако Айртону Сенне все-таки удалось переиграть Мэнселла и наконец выиграть гонку. А через три недели и Бергер одержал победу. Однако начались скоростные трассы и преимущество моторов Рено стало очевидным. Макларен-Хонда явно не тянул и красно-белым приходилось довольствоваться третьими местами. В конце чемпионата японцы, поняв, что их время прошло, объявляют об уходе из Формулы-1. Рон Деннис оказался в сложном положении. Надо было искать новых партнеров, а ведь это было очень непросто после шести лет сотрудничества с хондовцами. Макларен попытался отбить движки Рено у команды Лижье, но французские моторостроители заявили, что с Маклареном дела иметь не желают. Пришлось довольствоваться моторами Форд, которые явно не удовлетворяли амбициям команды. Айртон Сенна, поняв, что в Макларене он не сможет больше побеждать, схватился с Простом за место в Уильямсе, но было поздно. Рону Деннису стоило огромных усилий и большой суммы денег, чтобы убедить Айртона остаться. В 1993 году красно-белые стали проигрывать не только Уильямсу, но и Бенеттону. Но если бразилец еще добывал для команды очки и поначалу чемпионата даже боровшийся с Простом за лидерство, то второй пилот - Майкл Андретти лямку тянуть не хотел и заработав для Макларена одно третье место, уехал обратно за океан. Последние две гонки Айртон Сенна выиграл, став вице-чемпионом мира, и ушел в Уильямс. С тех пор у Макларена явные проблемы с пилотами. Сенна был не только великим гонщиком, но и потрясающим настройщиком автомобиля, за счет чего команда оставалась наверху таблицы чемпионата. Теперь трехкратный чемпион мира ушел, и Макларен остался с молодым талантливым финном Микой Хаккиненом. Он и стал первым пилотом команды. В 1994 году Рон Деннис вошел в альянс с Пежо. Поначалу этот союз приносил лишь пожары на трассах, но во второй половине сезона Хаккинен завоевал пять подиумов. Но лучшими результатами были вторые места Брандла в Монако и Хаккинена в Бельгии и ни одной победы... В межсезонье Рон Деннис ведет переговоры, направленные на увеличение конкурентоспособности его автомобилей. Он расходится с Пежо и заключает контракт с Мерседесом, который уходит из Заубера, не блиставшего результатами. В команду приглашается Мэнселл. Но Найджел, приняв участие в двух гонках и с треском провалившись (на фоне Хаккинена, взявшего уже 5 очков), покинул команду. Его заменил Марк Бланделл, который сейчас и зарабатывает очки, а Хаккинен с Гран-при Сан-Марино (с апреля этого года!) никак не может заработать ни одного очка и скатился на 13-е место в зачете пилотов. Но ни одного подиума! Это - полный провал. В этом году Рон Деннис попытки по спасению Макларена начал уже летом. В интервью он говорил, что его пилоты в гонках делают все возможное, но главная причина провала - это то, что механики не могут совершенствовать машину, так как и у Хаккинена и у Бланделла нет ни опыта, ни навыков по работе на тестах. Они плохо чувствуют машину и не могут на тест-заездах свободно общаться с механиками, давать им нужную информацию. Понятно, что команде нужен хороший тестер. А Прост - просто гений в этом! 30 августа четырехкратный чемпион мира в Сильверстоуне впервые сел за руль MP 4/10, проехал один круг в тренировочном темпе, после чего испортился движок. Но Прост заявил журналистам, что машина неплоха и что он, может быть, будет помогать команде Рона Денниса на тестах, но в гонках участия принимать никогда не будет. Что ж, если Ален согласится работать на Макларен, возможно, результаты повысятся. Наверное, это последний шанс красно-белых удержаться на плаву. Возвращается в команду знаменитый инженер Стив Николз. Союз Макларен - Мерседес - Николз - Прост может сделать многое. Специалисты, гонщики утверждают, что в следующем году Макларен может стать конкурентноспособней. Остается подождать 1996 года, который может стать поворотным в судьбе Макларена. Продолжение неудач может означать гибель команды. Некоторый подъем результатов - началом выхода из кризиса. Будем надеяться, что легендарная команда не впадет в жуткий кризис, с которым не справился Лотус, и еле-еле справилась Феррари. Источник к сожалению не сохранил.