foobar2000 1.1.15 / Dynamic Range Meter 1.1.1 log date: 2025-06-12 17:15:01 -------------------------------------------------------------------------------- Analyzed: Z. M. Dagar / Todi, Ahir Lalit, Panchamkauns -------------------------------------------------------------------------------- DR Peak RMS Duration Track -------------------------------------------------------------------------------- DR14 -1.44 dB -20.00 dB 29:22 01-Todi DR16 -0.67 dB -20.54 dB 32:36 02-Ahir Lalit DR15 -1.07 dB -21.81 dB 16:57 03-Panchamkauns -------------------------------------------------------------------------------- Number of tracks: 3 Official DR value: DR15 Samplerate: 44100 Hz Channels: 2 Bits per sample: 16 Bitrate: 717 kbps Codec: FLAC ================================================================================
Об исполнителе (рус.) | About Artist (ru)
Зиа Мохиуддин Дагар Устад Зиа Мохиуддин Дагар (14 марта 1929 – 28 сентября 1990) – представитель 19-го поколения музыкальной династии Дагар. Зиа Мохиуддин Дагар (также известный как Устад З.М. Дагар) родился в городе Удайпуре провинции Раджастан. Он обучался музыкальным основам индийской классики у своего отца, Устада Зиауддина Хана Дагара (Ustad Ziauddin Khan Dagar), служившего придворным музыкантом у правителя Удайпура. З.М. Дагар овладевал параллельно вокальным искусством и игрой на рудра-вине. В то время рудра-вина чаще использовалась классическими музыкантами в качестве вспомогательного инструмента, дополняющего вокал. Молодой Зиа Мохиуддин решил изменить эту традицию и стал использовать рудра-вину как основной инструмент, впервые выступив с ним с сольной программой в 16 лет. Хотя при жизни отец и не рекомендовал сыну экспериментировать со структурой вины, однако после его смерти Зиа Мохиуддин решил-таки видоизменить инструмент. Чтобы лучше приспособить рудра-вину для индивидуальных выступлений, он существенно её преобразовал. Заручившись технической поддержкой музыкального дома Kanailal & Brother, З.М. Дагар увеличил не только длину бамбукового грифа вины (для большего мелодического диапазона), но и величину и без того громоздких тыквенных резонаторов (для качественного звукоизвлечения более протяжных нот и более тонких микротональных модуляций). Из-за подобных модификаций инструмент получил название «вина Дагара». Кроме сольных концертов, проходивших в сопровождении тампуры (реже – пакхаваджа), Зиа Мохиуддин нередко давал концерты в дуэте с младшим братом, вокалистом Зиа Фаридуддином Дагаром (15 июня 1932, Удайпур, Индия — 8 мая 2013, Панвел, Индия), который после кончины брата стал музыкальным наставником для его сына Бахауддина Мохиуддина Дагара, ныне известного бинкара (исполнителя на рудра-вине). Источник: материал арт-дайджеста «Солонеба» «Мохи Бахауддин Дагар: опьянение музыкой» https://www.last.fm/ru/music/Zia+Mohiuddin+Dagar/+wiki
Об исполнителе (англ.) | About Artist (en)
Zia Mohiuddin Dagar The honorific Dagar is synonymous with dhrupad, one of the world’s oldest classical vocal genres. Zia Mohiuddin, who died in 1990, was a foremost player of the rudra veena (or been) – one of India’s oldest lutes, which is closely related to the vocal tradition. His brother Zia Fariduddin (born in 1932 and one of dhrupad’s oldest living exponents) performed this rare duet in Bombay, as Mumbai was then known, way back in 1968. This is truly a priceless recording, not only in that it takes place in the intimate surroundings of the maestros’ home but alo because one gets that delicious feeling of eavesdropping on what is strictly a private and intimate early morning affair between the performers and their recordists. Representing the 20th generation of dhrupad performers from a family that has almost singlehandedly preserved and nurtured the tradition, the two Dagars perform an exquisite “Miyan ki Todi”, an early morning raga, composed by the legendary court musician Tansen, who was a favourite of the 16th century Mughal emperor Akbar. Needless to say, this is an absolute must for dhrupad fans and is best heard at sunrise, when the vina and vocals seem to merge, becoming one and the same sound – almost as though the musicians themselves had ceased to exist. http://countryandeastern.se/records/zia-mohiuddin-dagar-zia-fariduddin-dagar-2/
Об альбоме (рус.) | About Album (ru)
Info for 'Raga Todi, Raga Ahir Lalit, Raga Panchamkauns' Raga Todi Самайа (время исполнения): позднее утро (9-12 час.) Раса: бхакти (поклонение, полное любви), шрингар вирах-милан (обожание, близкое к поклонению) Raga Lalit Самайа (время исполнения): утро (6-9 час) Раса: бхакти (устремленность к Богу), шрингар вирах-милан Рага Лалит имеет «второе рождение». Этим она обязана Навабу Ваджид Али Шаху (правившему в Лакнау в первой половине XIX века) - известному певцу и танцовщику катхака. Его излюбленным занятием были постановки музыкальных драм при его непосредственном участии. В "Индра сабха" Ваджид Али Кхан выступал в роли бога Индры, но особенно славились драмы, в которых он играл роль Кришны. Али Шаха окружали знаменитые музыканты. Один из них, устад Базит Кхан по идее правителя и "приблизил к жизни" рагу Лалит. В сцене, где можно увидеть Радху, как безумно любящую и признающую своего возлюбленного своим единственным божеством, Кришна предстает и в красоте своего достоинства (бога-человека), и в неуёмности своих чувств любви (где и тяга к любимой, и обожание и заигрывание, и поддразнивание). Всю силу этого чувственного порыва (такой земной, и такой возвышенной любви героев) талантливые танцор и музыкант попытались выразить с помощью раги Лалит.
Деликатное применение вновь введенной альтерации рага приобрела дополнительную шрингар, причем с игрой оттенков вирах и милан.
Очень скоро интерпретация раги была принята почти всеми музыкантами традиции Хиндустани. Описание раг на основе комментариев ув. yes-1970
Об альбоме (англ.) | About Album (en)
Info for 'Raga Todi, Raga Ahir Lalit, Raga Panchamkauns' Released by arrangement with Pramilla Dagar and Baha-Ud-Din Dagar. Two unidentified tanpura players. Recorded at University of Washington, Seattle, February 27, 1981. Master tape courtesy University of Washington Ethnomusicology Archives. Special thanks to Laurel Sercombe, Jeff Lewis and Sunil Dutta. Research Consultant: Ira Landgarten. Produced by John Wilton. Produced in conjunction with North American Dhrupad Association. NADA advances knowledge of Dhrupad in North America. Info: NADA, PO Box 361, Agoura, CA 91376 https://www.raga.com/cds/219/219.html