(Romance) [WEB] Валентина Левко, Григорий Зингер: Романсы Сергея Рахманинова (1974) (2023, Мелодия, MEL CO 1355, Digital Release), FLAC (tracks), lossless

Страницы:  1
Ответить
 

ley-barmaley

Стаж: 15 лет 7 месяцев

Сообщений: 1330

ley-barmaley · 13-Фев-25 11:05 (5 месяцев 10 дней назад)

Валентина Левко, Григорий Зингер: Романсы Сергея Рахманинова
Валентина Николаевна Левко (1926-2018) – вокал (меццо-сопрано)
Григорий Соломонович Зингер (1913-2003) – фортепиано
Жанр: Romance
Выпуск фонограммы на грампластинке / WEB релиз: 1974 / 2023 (10.11.2023)
Издатель, номер по каталогу: Мелодия, MEL CO 1355
Время звучания: 0:41:37
Тип издания: WEB / Digital Release
Источник: Deezer
Кодек: FLAC (*.flac)
Тип рипа: tracks
Обложка: front
01. Ночь (Сергей Рахманинов - Даниил Ратгауз)
02. Давно в любви отрады мало (Сергей Рахманинов - Афанасий Фет)
03. Дума (Сергей Рахманинов - Алексей Плещеев, Тарас Шевченко)
04. Сумерки (Сергей Рахманинов - Жан Мари Гюйо, Иван Тхоржевский)
05. Кольцо (Сергей Рахманинов - Алексей Кольцов)
06. Пред иконой (Сергей Рахманинов - Арсений Голенищев-Кутузов)
07. Не верь мне, друг! (Сергей Рахманинов - Алексей Толстой)
08. Ветер перелётный (Сергей Рахманинов - Константин Бальмонт)
09. Речная лилея (Сергей Рахманинов - Алексей Плещеев, Генрих Гейне)
10. Она, как полдень, хороша (Сергей Рахманинов - Николай Минский)
11. В молчаньи ночи тайной (Сергей Рахманинов - Афанасий Фет)
12. Ночь печальна (Сергей Рахманинов - Иван Бунин)
13. Островок (Сергей Рахманинов - Константин Бальмонт, Перси Биши Шелли)
14. Молитва (Сергей Рахманинов - Алексей Плещеев, Иоганн Вольфганг фон Гёте)
15. О, нет, молю, не уходи! (Сергей Рахманинов - Дмитрий Мережковский)
Тексты романсов размещены в тегах релиза
Композитор: Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Звукорежиссёр: Валентин Скобло
Релизы:
12" – 1974, Мелодия, С10 05155-56, СССР
WEB – 2023, Мелодия, MEL CO 1355, Россия

Рецензия музыковеда Елизаветы Даттель, опубликованная в журнале «Советская музыка» № 11 за 1972 год

Елизавета Даттель
ВОКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ВАЛЕНТИНЫ ЛЕВКО
ПАРТИЯ ФОРТЕПИАНО — ГРИГОРИЙ ЗИНГЕР
«Мой дорогой друг! Вы доставите мне большую радость, если тотчас займётесь моей сценой из «Андромеды»... Больше всего рекомендую Вам: Выразительность! Хорошо обдумайте смысл и силу слов! Со всей серьёзностью вникните в состояние Андромеды и в ситуацию. Представьте себе всё это, станьте сами этим лицом... С Вашим благородным голосом и с Вашей прекрасной манерой пения Вы вскоре достигнете наивысшего...»
(Из письма Моцарта к певице Алоизии Вебер») *
Восхищение и тут же рождающееся чувство благодарности не ослабевают весь концерт. Восторг не туманный, не безотчётный,— объяснимый «точным словом».
Валентина Левко одарена щедро природой. Редкостной красоты обаятельнейшее контральто, ровное, полнозвучное во всех регистрах — словно извлекаемое совершенным движением смычка, тембром своим воздействует, как колдовство, как таинство. Природная естественность, чистота и «непринуждённость» её пения овеяны благородной простотой, будь то трагическая ария Дидоны Перселла, «Форель» Шуберта или романс Чайковского «Он так меня любил». Ни аффектации, ни ложного пафоса, певица следует священному закону артистического искусства — исполнительской сдержанности, никогда ему не изменяя.
У Валентины Левко отличная дикция на всех языках — важнейшее средство выразительности. Точно и ясно произнесённое слово (declamando и cantabile), его смысловая интонация и отчётливое звучание отдельных гласных и согласных приобретают в её интерпретации тончайшее психологическое значение и рождают речевое ощущение мелодии. Левко достигает полного слияния музыкальных и поэтических акцентов. Поэтому и ария Дидоны Перселла, у которого такое слияние акцентов является органической чертой стиля, в устах певицы выразительна и стилистически безукоризненна.
Обращает внимание и строгость трактовки трагического монолога. «Со всей серьёзностью вникает» певица в драматическую ситуацию Дидоны, воссоздаёт её душевное смятение: страсть, отчаяние и покорность судьбе. Ария Перселла воспринимается как развитая драматическая сцена в строго очерчённой обоими исполнителями форме пассакальи. Свойственное Левко благородное филирование звука придаёт тончайшую выразительность каждому эмоциональному оттенку.
Альтовая ария (№ 4) из «Рождественской оратории» Баха «Bereite dich Zion» — полный контраст перселловской. Быстрый темп, подвижный ритм, звонкая «летящая» мелодия. В исполнении Левко ария «фанфарна» по настроению и тембровой окраске голоса. И особенности баховского вокального стиля раскрылись в естественной декламации певицы, интонационно выразительной, ясной дикции, «лёгкости» и пластичности в строгом соответствии с вокальной и инструментальной фразировкой. Стилистическая безупречность достигнута также редкостной гармоничностью ансамбля певицы и пианиста: единый темп, нерастянутые кадансы и ярко очерченные диалоги голоса и инструмента. Выдающееся пианистическое мастерство Григория Зингера позволяет «расслышать» оркестровые тембры и полифоническую ткань баховского голосоведения.
Три песни Шуберта — из самых известных; в каждой отражено было обоими исполнителями нечто своеобразно шубертовское. Выразительность фантастически образной легенды-баллады «Лесной царь» несколько отличалась от обычной, подчёркнуто драматической. Выделяя характерность и тембровое различие интонаций каждого персонажа, Левко не доводила их до полной разговорной реалистичности. Её обычно отточенная декламация в каждом слове и в маркировании букв здесь звучала таинственно мягко, словно под властью сказочных чар. При такой трактовке поэтические образы баллады, олицетворённые звуковой живописью, приобретали оттенок фантастичности (тому способствовал и быстрый очень, словно несущийся темп исполнения). И в фортепианной партии не акцентировалась звуковая образность (скачка, порывы ветра, «шелестящего листвой», погоня...). Доминировало общее, единое состояние: нарастающая до катастрофы тревога. Непрестанное биение триолей (фортепианная партия) — не удары копыт, это «кровь стучит», бьётся объятое страхом сердце.
Итак, стилистически обоснованная художественная доминанта исполнения «Лесного царя» у Левко и Зингера — балладность, дышащая романтической взволнованностью.
«Форель» и «Приют» можно было назвать маленькими «поэмами», поэма — это ведь и рассказ о путешествии, а песни Шуберта повествуют о странствиях одинокого, бесприютного путника. Музыкальные картины природы неотделимы от душевного состояния скитальца, иногда как грустный контраст («Форель»), иногда как гармоничное слияние общего драматического тона («Приют»).
Глубина и серьёзность трактовки несложной, куплетного народного склада песни «Форель» проявилась в том, что раскрыты были не только очаровательная безмятежная умиротворённость картины природы, но и психологический подтекст. «Форель» Шуберта не безмятежная «поэма без героя», и певица «показывает» грусть и печаль бесприютного путника, рождённую в контрасте со светлым летним днём и ласково манящей радостной природой. Сколько нежной прелести (и мастерства!) в обрисовке «пейзажа», с лёгкими, грациозными всплесками вокальных украшений, какое отменное владение кантиленой, а в передаче лирической меланхолии — мастерски выработанное mezza voce и piano.
В драматически цельной по настроению песне «Приют», где образы природы становятся участниками действия, герой «обращается за сочувствием» к оцепеневшей скале, бурному потоку, шумящему лесу (так бывает в народных песнях), исполнение певицы полностью соответствует авторскому замыслу. Разнообразие эмоциональных оттенков выражено мастерской дикцией и стиховой декламацией. Резкая отчётливость согласных в словах: Rauschender Strom, Rauschender Wald, и особенно Starrender Fels, заостряет гневное отчаяние, тогда как льющееся cantabile на словах Fliessen Tränen и широкий распев гласных «mein Herz» проникнуты тоской. «Монолог» протекает на фоне ровной фортепианной фактуры неизменных, неакцентированных триолей, трепетно-затаённые, словно «бьющиеся», они создают образ движения-странствия.
Серьёзному, тонкому музыканту, отличной актрисе, Левко удалось создать из пяти песен Г. Свиридова драматически цельный цикл, хотя взяты они из разных сборников **. Объединяют этот новый цикл стихи прекрасного поэта Армении Аветика Исаакяна (два из пяти переведены Блоком, который «полюбил поэта нежно»). Сюжет цикла — «страдания любви» (так называется одна из песен) — внутренне обоснован: любовь интимная (лирическая), любовь к отечеству, к родному краю, к дому, к матери: но во всей многоликости не идиллическая: то безответная, то печальная из-за разлуки и тоски изгнанничества. Взволнованно прозвучала песня «Чёрный взор» («Не глядись в чёрный взор»). Мрачный, таинственно-зловещий обряд гадания. В исполнении певицы особенно воздействовали обаяние «тембровой магии» её голоса и декламационная выразительность прекрасных строк Исаакяна — Блока (тот же «секрет» Левко, придающей стиху столь же важное значение, что и музыке).
Песня «Изгнанник» — «Мне грезится: вечер мирен и тих...» (стихи, посвящённые поэтом своей матери) — своеобразная лирико-драматическая сцена, в которой развивается внутренний монолог героя — «грёзы», тоска о покинутом доме и так «реально» слышимое им моление матери «о странниках далёких». Тонко и убедительно создала певица «внутреннюю атмосферу» сцены, раскрыв полное печали душевное состояние человека, в которое внезапным контрастом врывается трагическое моление матери (суровый псалмодический напев) и почти импрессионистски лёгкий образ — символ дома — струйка тонкого дыма («шлейф дыма»).
Но вот, словно перерождаясь, стряхивая печаль, звонкой, полной решимости интонацией звенит у Левко песня «В дальний путь». Пластичность звука, просветлённость тембра отвечают весенней цветущей, ликующей природе...
Второе отделение концерта было посвящено Чайковскому и Рахманинову.
Среди романсов Чайковского, давно снискавших всенародное признание и «всенародную исполняемостьь» профессионалами и любителями, почти невозможно найти малоизвестные, редко петые или забытые. Программа Левко составлена из самых излюбленных (иные снобы сказали бы — «самых запетых»). Не стремясь поразить «новинкой» из архива, певица, возможно, намеренно избрала самые популярные. И в этих произведениях, досконально знакомых едва ли ни каждому слушателю, ансамбль Левко и Зингера поразил и захватил совершенством, с каким прозвучала музыка Чайковского. Никаких вольностей в угоду эмоциональному «разгулу», ни фермат, ни замедлений, ни ложных вздохов. Итак, Чайковский предстал в безукоризненной форме, исполненной благородной меры, вкуса и сдержанности. Даже мелодраматичный романс «Он так меня любил» прозвучал композиционно «закованным». И снова то же достоинство вокального искусства Левко, особенно выделившееся в интерпретации романсов Чайковского,— мастерское умение «пропеть стихи» в музыке! «Сохраняя меру и ритм поэзии», Левко безупречно «поёт стихи», не изменяя музыкальной форме фразы.
С художественной требовательностью относится певица к песенному складу таких романсов, как «Я ли в поле да не травушка была», или «Кабы знала я, кабы ведала». Последний вырос у Чайковского в большую театрально развёрнутую сцену. Левко удаётся сохранить строгость народных черт мелодии и передать драматическую напряжённость. Благодаря слиянию сценического, музыкального и вокального дарования певицы «Кабы знала я, кабы ведала» в её исполнении превращается в настоящую оперную арию с развитым действием.
Далеко простирается признание Рахманинова, выдающегося мастера романса; его вокальная лирика, эмоционально взрывчатая, с широкого дыхания мелодией, тревожно смятенная, открытая по чувствам, давно завоевала своего слушателя. В исполнении Левко рахманиновские романсы предстали во всём своём мелодическом, эмоциональном великолепии и жанровом разнообразии. Непогрешимое стилистическое прочтение музыкального текста и точность формы у обоих исполнителей создали гармоничную цельность трактовки. Проявление эстетической сдержанности сказалось в порывисто взволнованном «О нет, молю, не уходи» (стихи Мережковского) и в романсе на стихи Гёте «Молитва».
Трудно отдать предпочтение какому-то одному из исполненных романсов Рахманинова, ибо в каждом выявилось артистическое своеобразие Левко. «Кольцо» — сцена гадания, выросшая из трагической песни Кольцова, в том же духе драматизированная Рахманиновым, в исполнении Левко отвечало духу и характеру сцены интонационно-правдивой декламацией народного склада, распевной мелодией и ярким драматизмом формы. И в «Кольце», как и в такого же рода песне «Кабы знала я...» Чайковского (и в упоминавшейся уже «сцене гадания» из «Чёрного взора» Свиридова), покоряет всё та же «тембровая магия»... Полная противоположность жанра, гармонического языка, приёмов музыкального развития и фактурного рисунка фортепиано в романсах «Ветер перелётный» (стихи Бальмонта) и «Речная лилея» (стихи Гейне). Тут с голосом Левко произошло чудесное превращение — он словно «обернулся» лёгким сопрано. Написанный в импрессионистской манере, «Ветер перелётный» требует мелодического изящества, парящей «невесомости», и передать всё это превосходно удалось певице. Как сильно прозвучал контраст смены «сумрачной ночи» и по-рахманиновски торжествующего «сияния дня»! Светлым восторгом сверкал кантиленный распев на слове «облако» и на том же подъёме, но затаённо (ritenuto) звучала строка «День сильнее ночи».
«Речная лилея» — удивительной лаконичности рахманиновский романс, до идеальности созвучный гейневскому стиху, чуть ироничному, напоённому неуловимо одухотворённой прозрачностью (любовь месяца к речной лилее). Левко прекрасно удалось передать очарование и «неуловимость», сохранив отточенность формы.
Мастерство и благородная манера проявились и в рахманиновском «восточного стиля» романсе «Она, как полдень, хороша» (стихи Минского), прозвучавшем у Левко мечтательно-страстно, но необыкновенно сдержанно.
«Пианистические романсы» Рахманинова в исполнении Григория Зингера блистали технической свободой, своеобразием рахманиновского пианизма.
Исполнительское искусство этого мастера отличают высокие достоинства, а более всего творческое проникновение в тайну композиции,— он наделён «магическим кристаллом» художника-творца, постигающего внутреннюю сущность произведения.
Когда слушаешь игру Зингера, невольно вспоминаешь идеальный эстетический закон, неоднократно высказанный великими художниками: «Исполнитель должен играть так, чтобы слушатели подумали, будто он сам сочинил эту музыку» ***. Каждая интерпретация Зингера — чудесный сплав ума, чуткости, стиля и строжайшей формы.
Длительное творческое содружество В. Левко и Гр. Зингера привело их совместное исполнение к органичному единству замысла и реального воплощения, к прекрасной естественности в слиянии голоса и инструмента.
Завершая «рассказ» о чудесной певице, нельзя не упомянуть ещё об одном драгоценном художественном свойстве Валентины Левко, проявившемся в каждой исполненной вещи, — покоряющем умении с первого звука сразу ввести слушателей в то состояние и настроение, которое откроется в музыке.
* Письмо написано в Париже 30 июля 1778 г. Перевод Е. Даттель.
** Три песни взяты из сборника «Страна отцов», а две — из других изданий.
*** В данном случае цитирую высказывание Моцарта в одном из его писем.
auCDtect

-----------------------
DON'T MODIFY THIS FILE
-----------------------
PERFORMER: auCDtect Task Manager, ver. 1.6.0 RC1 build 1.6.0.1
Copyright (c) 2008-2010 y-soft. All rights reserved
http://y-soft.org
ANALYZER: auCDtect: CD records authenticity detector, version 0.8.2
Copyright (c) 2004 Oleg Berngardt. All rights reserved.
Copyright (c) 2004 Alexander Djourik. All rights reserved.
FILE: 15 О, нет, молю, не уходи!.flac
Size: 10070674 Hash: 40C9C4ADCB16685A8A0F5C0994E7147E Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 4E43589E7323DE77390530086E63F34513EA0EDD
FILE: 14 Молитва.flac
Size: 15744311 Hash: 79E736A8399DC7219B705A6571C988F2 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 1E18D10FEC89399F109232A32C153191D0F12AE5
FILE: 13 Островок.flac
Size: 10341304 Hash: 7BBAF13AC367E1D1982A2E7937BD4168 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 3E484380A6F0D58C93EB331A659F7351B155D47D
FILE: 12 Ночь печальна.flac
Size: 11496573 Hash: 08E7888A53147D964AFB93627D879003 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 99%
Signature: 314DE59171E7C39A40F00F02ACE6330A87D15A0F
FILE: 11 В молчаньи ночи тайной.flac
Size: 13000561 Hash: 5D8B3684DCD6EA2FD701AC64BC826B87 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: E4537A6D8CD757C2D860104ACABCF399E4D30B75
FILE: 10 Она, как полдень, хороша.flac
Size: 13030243 Hash: 352FDEF5779E9F8B0FE7089F43C5BDA5 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: A33210590F806DE52374D5A1D645305E2590DFDB
FILE: 09 Речная лилея.flac
Size: 7902091 Hash: 3891D2B3F2EC1A734D72DE9954E3DC6D Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: D8413CE69F78973D6A0FC28E6A10F95B4E6893D3
FILE: 08 Ветер перелётный.flac
Size: 13006870 Hash: 61599478B7561C622E10DD3556B6161C Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 2D55091B8473128C7C7917C0A83FB6670B3D9669
FILE: 07 Не верь мне, друг!.flac
Size: 8982114 Hash: ECCBBD91F81B80713AC12536FC2519C7 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: A4D68B20A1A5A3BE2B9B02B51FD542F84B41D30B
FILE: 06 Пред иконой.flac
Size: 18726174 Hash: 1100CBACF7D5EC39836F9A9708B70609 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 428CA5CE827596924DE0D6E650A2E73C52EAF6E2
FILE: 05 Кольцо.flac
Size: 16417307 Hash: BC976F1D4D2C9481EEFFF3772D96A596 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 55C6ABA08AEB0B86D4DE061C533B7858EA9F4D01
FILE: 04 Сумерки.flac
Size: 9797496 Hash: BCF4A6C7B7FA640F218456AB027E7A9E Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 99%
Signature: 05637874399A0904850B90209CB272E19DDBF5C4
FILE: 03 Дума.flac
Size: 16649855 Hash: 37247B9C27A008CAF2916169B971F781 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 2433655C6E78ED0A404B9124AD7168301E5B0B8D
FILE: 02 Давно в любви отрады мало.flac
Size: 8080282 Hash: 990BE806ABF72F0D41A4C1B79C22733F Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 100%
Signature: 241EC9CDBA626798A62B9412F4DD43DE64A056FD
FILE: 01 Ночь.flac
Size: 16353012 Hash: 48287E3AE1105FF285A4B7B6EFFC8B47 Accuracy: -m0
Conclusion: CDDA 99%
Signature: DED34C52B1CC49B01B5629164C1EC5A1DDABFCA6
Dynamic Range Meter

foobar2000 1.3.8 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2025-02-12 14:37:14
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Валентина Левко, Григорий Зингер / Романсы Сергея Рахманинова (Мелодия, MEL CO 1355)
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -1.27 dB -18.85 dB 3:41 01-Ночь / Night
DR9 -2.59 dB -18.01 dB 1:41 02-12 романсов, соч. 14: No. 3, Давно в любви отрады мало / 12 Romances, Op. 14: No. 3, For Long There Has Been Little Consolation in Love
DR10 -0.80 dB -17.67 dB 3:33 03-6 романсов, соч. 8: No. 3, Дума / 6 Romances, Op. 8: No. 3, Brooding
DR12 -1.40 dB -20.77 dB 2:13 04-12 романсов, соч. 21: No. 3, Сумерки / 12 Romances, Op. 21: No. 3, Twilight
DR9 -1.62 dB -16.22 dB 3:35 05-15 романсов, соч. 26: No. 14, Кольцо / 15 Romances, Op. 26: No. 14, The Ring
DR10 -2.98 dB -18.22 dB 4:13 06-12 романсов, соч. 21: No. 10, Пред иконой / 12 Romances, Op. 21: No. 10, Before the Ikon
DR9 -1.13 dB -15.75 dB 1:48 07-12 романсов, соч. 14: No. 7, Не верь мне, друг! / 12 Romances, Op. 14: No. 7, Believe Me Not, Friend!
DR11 -1.17 dB -18.02 dB 2:56 08-14 романсов, соч. 34: No. 4, Ветер перелётный / 14 Romances, Op. 34: No. 4, The Migrant Wind
DR12 -4.38 dB -22.08 dB 1:45 09-6 романсов, соч. 8: No. 1, Речная лилея / 6 Romances, Op. 8: No. 1, The Water Lily
DR8 -1.98 dB -17.35 dB 2:53 10-12 романсов, соч. 14: No. 9, Она, как полдень, хороша / 12 Romances, Op. 14: No. 9, She Is as Lovely as the Noon
DR10 -1.50 dB -17.05 dB 2:50 11-6 романсов, соч. 4: No. 3, В молчаньи ночи тайной / 6 Romances, Op. 4: No. 3, In the Silence of the Secret Night
DR9 -1.42 dB -18.65 dB 2:35 12-15 романсов, соч. 26: No. 12, Ночь печальна / 15 Romances, Op. 26: No. 12, Night is Mournful
DR12 -5.02 dB -23.33 dB 2:22 13-12 романсов, соч. 14: No. 2, Островок / 12 Romances, Op. 14: No. 2, The Isle
DR9 -2.55 dB -17.72 dB 3:25 14-6 романсов, соч. 8: No. 6, Молитва / 6 Romances, Op. 8: No. 6, A Prayer
DR7 -2.53 dB -15.35 dB 2:05 15-6 романсов, соч. 4: No. 1, О, нет, молю, не уходи! / 6 Romances, Op. 4: No. 1, Oh No, I Beg You, Forsake Me Not!
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 15
Official DR value: DR10
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bits per sample: 16
Bitrate: 618 kbps
Codec: FLAC
================================================================================

Статья к 110-летию со дня рождения Григория Зингера в журнале «Музыкальная жизнь» №5, 2023
Hi-Res Digital Release
Мелодия ● Digital Release
YouTube Music
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error