Threvor Jones · 19-Янв-25 13:08(5 месяцев 18 дней назад, ред. 19-Янв-25 22:36)
Только течёт река / Only the River Flows / 河边的错误 Страна: Китай Жанр: детектив, триллер, нео-нуар Год выпуска: 2023 Продолжительность: 01:41:52 Перевод: Любительский (многоголосый закадровый) HeadPack Films Субтитры: английские, французские, китайские (традиционные и упрощенные) Оригинальная аудиодорожка: китайский Режиссер: Вэй Шуцзюнь / Wei Shujun В ролях: Чжу Илун, Цзэн Мэйхуэйцзы, Хоу Тяньлай, Тун Линькай, Кан Чуньлэй Описание: Северо-восточный Китай, 1995 год. В провинциальном городке убита местная жительница — безобидная старушка. Следователь Ма Чжэ берется за дело, поначалу следуя стандартным процедурам: осмотр места происшествия, сбор улик, опрос свидетелей. Почти сразу же появляется и главный подозреваемый, однако вскоре на берегу реки, где убили женщину, находят сумочку, а в ней — аудиокассету, на которой записано загадочное послание. Тогда Ма Чжэ понимает, что пустяковое дело может оказаться куда более запутанным, чем кажется на первый взгляд. Но чем больше он погружается в расследование, тем сложнее становится отличить факты от домыслов, а фантазии — от реальности. Доп. информация:
Экранизация рассказа Юй Хуа. «Только течет река» — уже четвертая экранизация прозы Юй Хуа (первой и самой известной была эпическая драма Чжан Имоу «Жить»), за основу тут взят рассказ 1987 года «Ошибка у реки».
Для воссоздания амосферы 90-х, фильм снят на 16-миллиметровую пленку.
Неплохая рецензия от Disgusting Men
«Только течет река» — проект-долгострой, находившийся в разработке около тридцати лет и добравшийся до экранов совсем недавно. Еще в 1990-х его собирался ставить корифей китайского кино Чень Кайгэ, однако из-за проблем с цензурой идея не пошла дальше концепта и сценарных наработок. Только в начале 2020-х, когда за дело взялся молодой режиссер Вэй Шуцзюнь (уже хорошо известный своими драмами «Навстречу ветру» и «Пульс жизни»), фильм дошел до стадии съемок. Работе мешала пандемия, но несмотря на локдауны и карантины, проект был завершен в начале прошлого года. Затем состоялась премьера в Каннах, где критики дружно захлебывались от восторга, а осенью картина вышла в китайский прокат и немедленно стала хитом. Так что перед нами редкий пример авторского кино, оправдавшего ожидания не только профильной прессы, но и широких зрительских масс. Вэй Шуцзюнь эффектно скомбинировал детектив с драмой, постепенно наполняя извилистый сюжет множеством подтекстов. Учитывая, что «Только течет река» — не просто стильный триллер, а еще и экранизация живого классика китайской литературы, для начала необходимо дать немного пояснений. В течение 1990-х годов Китай накрыла новая волна индустриализации: после старта политики «реформ и открытости» строились гигантские мегаполисы, международные корпорации осваивали местный рынок, а население приобщалось к новым стандартам потребления. Но ценой этих масштабных перемен стало медленное вымирание многих провинциальных городов, жители которых не смогли или не захотели адаптироваться к городским ритмам жизни. В больших городах были свои проблемы: наплыв огромного числа мигрантов из регионов привел к возникновению трущоб на окраинах, где вчерашние крестьяне, теперь работающие за гроши, жили в ужасных условиях. Из-за оттока мужчин на заработки многие села и деревни обезлюдели, а те, в которых еще теплилась жизнь, погрузились в вялотекущую депрессию. Эти процессы активно осмыслялись в китайской литературе, одним из ведущих авторов которой стал Юй Хуа. Многие считают его величайшим китайским писателем современности. В своих романах и рассказах Юй Хуа описывал развитие китайского общества на фоне катастроф ХХ века, особо акцентируя внимание на революционном насилии эпохи маоизма и на том, как разные поколения переживают все возрастающий натиск модернизации. Успех его книг (как в Китае, так и за рубежом) огромен, но власти далеко не всегда относились к его работам позитивно, учитывая, что Юй Хуа в подробностях живописал кошмары Культурной революции, о которых компартия долгое время предпочитала не вспоминать. Сюжет фильма «Только течет река» основан на новелле «Ошибки у реки», и экранизация в целом следует логике первоисточника: на фоне полицейского расследования дается широкая панорама повсеместного развала и отупляющей тоски в китайской провинции 1990-х годов. Так что первое достоинство работы Вэй Шуцзюня — тщательно проработанный сеттинг. С грязно-серого декабрьского неба постоянно льет дождь, на улицах — грязь и слякоть, бетонные коробки домов соседствуют с косыми хибарками, а жители одеты в черное и серое. Многим зрителям из России картина китайской глубинки 1990-х покажется до боли знакомой: похожие картины лет 15-20 назад можно было в изобилии наблюдать на периферии страны, а кое-где они сохранились и сейчас. Эстетика вымирающей деревни дополнена персонажами, которые воплощают привычные социальные типажи. Полицейское начальство сквозь пальцы смотрит на прорехи в деле (лишь бы был хоть какой подозреваемый да парочка улик), врачи в местной поликлинике уделяют пациентке не больше пары минут, а детвора бросается камнями в местного «психа» — парня с задержкой в развитии — пользуясь тем, что он не может дать сдачи. Среди таких людей Ма Чжэ честно старается делать свою работу, но от перфекционизма страдает личная жизнь: жена видит его лишь перед сном, а спор о родах и ребенке идет на повышенных тонах. Замыкая порочный круг, Ма Чжэ возвращается к работе, и поначалу кажется, что дело вот-вот раскроется, но затем находят новый труп, и ситуация вновь усложняется. Размеренная и затягивающая динамика сценария — второй серьезный плюс фильма. При этом акценты в сюжете плавно смещаются: начинаясь как детектив, «Только течет река» заканчивается как драма. И хотя никаких шокирующих открытий или резких твистов сюжет не предлагает, Вэн Шуцзюнь мастерски нагнетает атмосферу тревожности, связанную с нарастающим стрессом главного героя. Чем больше деталей всплывает в расследовании, тем тяжелее понять, что происходит на самом деле, а что — лишь игра воображения Ма Чжэ, который упорно пытается собрать воедино кучу (возможно никак не связанных) фактов. При этом фильм разворачивается так, что грань реальности и вымысла исчезает столь же медленно, сколь и закономерно. Любители строить догадки и фанатские теории наверняка захотят пересматривать фильм в поисках каких-то неявных намеков и скрытых смыслов (в одной из китайских соцсетей пользователи уже оставили 80 с лишним тысяч комментариев, пытаясь понять смысл истории Ма Чжэ). Но ирония в том, что при всей соблазнительности такого подхода картина на самом деле вряд ли создавалась с расчетом на рациональный анализ. C концептуальной точки зрения «Только течет река» ощутимо напоминает если не «Малхолланд Драйв», то «Машиниста» или «Черного лебедя» — фильмы, основанные на принципе ненадежного рассказчика. Эта логика нарастающего сюрреализма обозначена с первых же кадров: фильм открывается цитатой из романа Альбера Камю «Посторонний», отсылающей к идее непостижимости судьбы. Здесь экранизация не только сближается с новеллой-первоисточником, но и с одной из сквозных тем в работах Юй Хуа вообще. Речь идет о всепроникающей и хаотичной бессмысленности человеческой жизни, преодолеть которую можно лишь создавая собственные смыслы. Такая позиция характерна для философии экзистенциализма, и Вэй Шуцзюнь ее последовательно выдерживает на всем протяжении фильма. Отсюда и размытое восприятие Ма Чжэ, и неясности в расследовании (которые никто толком не разъяснит), и неожиданная смерть одного из персонажей в момент душевного подъема. Даже слегка приторный финал, в котором все сводится к семейным ценностям, выглядит вполне логичным при таком подходе: спастись от удушающей рабочей рутины можно через роль отца. С этим подспудным экзистенциализмом связано третье, наиболее любопытное, достоинство фильма. Будучи китайским (хоть и профинансированным частными инвесторами) фильмом, «Только течет река» лишена каких-либо критических выпадов в сторону компартии, а одна из финальных сцен так и вовсе показывает Ма Чжэ образцовым стражем порядка на службе народа. Вместе с тем, общее настроение, равно как и тематическая акцентировка фильма, легко подводят к мысли о том, что жизнь в системе, лишающей людей свободы самовыражения, сводит человека с ума. Вероятно, именно этот — неявный, но вполне ощутимый — аспект фильма вызвал столь мощный резонанс в китайском обществе. «Только течет река» в этом смысле представляет собой не только детективную драму о профдеформации, но еще и рассказ о затененной, но широкой распространенной травме рыночных реформ, выбросившей на обочину жизни десятки миллионов людей. Этот критический взгляд, надо полагать, высоко оценили зарубежные критики, в то время как зрители в Китае распознали в истории измученного детектива Ма Чжэ свой собственный опыт жизни при «социализме с китайской спецификой». Эти глубинные смысловые пласты, однако, не отвлекают внимание ни от детективной линии, ни от психологически точных зарисовок мытарств главного героя. «Только течет река» может заинтересовать в первую очередь даже не любителей китайского кино (хотя и им, скорее всего, не будет скучно), а скорее тех, кто ценит красивые по форме, но тяжелые по содержанию фильмы о борьбе с собственными демонами.
General Unique ID : 162350678898253803774280915951993648889 (0x7A239A784D817C506D901116BF8A76F9) Complete name : D:\Rutracker\Only the River Flows.2023.mkv Format : Matroska Format version : Version 4 File size : 2.65 GiB Duration : 1 h 41 min Overall bit rate : 3 723 kb/s Movie name : Only the River Flows Encoded date : UTC 2025-01-19 09:25:00 Writing application : mkvmerge v43.0.0 ('The Quartermaster') 64-bit Writing library : libebml v1.3.10 + libmatroska v1.5.2 / Lavf60.16.100 Video ID : 1 Format : AVC Format/Info : Advanced Video Codec Format profile : High@L3.1 Format settings : CABAC / 4 Ref Frames Format settings, CABAC : Yes Format settings, Reference : 4 frames Codec ID : V_MPEG4/ISO/AVC Duration : 1 h 41 min Bit rate : 3 300 kb/s Width : 1 280 pixels Height : 720 pixels Display aspect ratio : 1.85:1 Frame rate mode : Constant Frame rate : 24.000 FPS Color space : YUV Chroma subsampling : 4:2:0 Bit depth : 8 bits Scan type : Progressive Bits/(Pixel*Frame) : 0.149 Stream size : 2.33 GiB (88%) Writing library : x264 core 164 r3107 a8b68ebf Encoding settings : cabac=1 / ref=3 / deblock=1:-1:-1 / analyse=0x3:0x113 / me=hex / subme=7 / psy=1 / psy_rd=1.00:0.15 / mixed_ref=1 / me_range=16 / chroma_me=1 / trellis=1 / 8x8dct=1 / cqm=0 / deadzone=21,11 / fast_pskip=1 / chroma_qp_offset=-3 / threads=22 / lookahead_threads=3 / sliced_threads=0 / nr=0 / decimate=1 / interlaced=0 / bluray_compat=0 / constrained_intra=0 / bframes=3 / b_pyramid=2 / b_adapt=1 / b_bias=0 / direct=1 / weightb=1 / open_gop=0 / weightp=2 / keyint=240 / keyint_min=24 / scenecut=40 / intra_refresh=0 / rc_lookahead=40 / rc=abr / mbtree=1 / bitrate=3300 / ratetol=1.0 / qcomp=0.60 / qpmin=0 / qpmax=69 / qpstep=4 / vbv_maxrate=17500 / vbv_bufsize=17500 / nal_hrd=none / filler=0 / ip_ratio=1.40 / aq=1:1.00 Default : Yes Forced : No Color range : Limited Color primaries : BT.709 Transfer characteristics : BT.709 Matrix coefficients : BT.709 Audio #1 ID : 3 Format : AC-3 Format/Info : Audio Coding 3 Commercial name : Dolby Digital Codec ID : A_AC3 Duration : 1 h 41 min Bit rate mode : Constant Bit rate : 224 kb/s Channel(s) : 2 channels Channel layout : L R Sampling rate : 48.0 kHz Frame rate : 31.250 FPS (1536 SPF) Compression mode : Lossy Stream size : 163 MiB (6%) Title : HeadPack Films Language : Russian Service kind : Complete Main Default : Yes Forced : No Audio #2 ID : 4 Format : AC-3 Format/Info : Audio Coding 3 Commercial name : Dolby Digital Codec ID : A_AC3 Duration : 1 h 41 min Bit rate mode : Constant Bit rate : 224 kb/s Channel(s) : 2 channels Channel layout : L R Sampling rate : 48.0 kHz Frame rate : 31.250 FPS (1536 SPF) Compression mode : Lossy Stream size : 163 MiB (6%) Title : Chinese Language : Chinese Service kind : Complete Main Default : No Forced : No Text #1 ID : 2 Format : ASS Codec ID : S_TEXT/ASS Codec ID/Info : Advanced Sub Station Alpha Duration : 1 h 38 min Bit rate : 63 b/s Count of elements : 878 Compression mode : Lossless Stream size : 45.5 KiB (0%) Title : French Language : French Default : No Forced : No Text #2 ID : 5 Format : UTF-8 Codec ID : S_TEXT/UTF8 Codec ID/Info : UTF-8 Plain Text Duration : 1 h 34 min Bit rate : 36 b/s Count of elements : 894 Stream size : 25.5 KiB (0%) Title : English Language : English Default : No Forced : No Text #3 ID : 6 Format : ASS Codec ID : S_TEXT/ASS Codec ID/Info : Advanced Sub Station Alpha Duration : 1 h 33 min Bit rate : 79 b/s Count of elements : 1067 Compression mode : Lossless Stream size : 54.6 KiB (0%) Title : Chinese [Simplified] Language : Chinese Default : No Forced : No Text #4 ID : 7 Format : ASS Codec ID : S_TEXT/ASS Codec ID/Info : Advanced Sub Station Alpha Duration : 1 h 33 min Bit rate : 79 b/s Count of elements : 1067 Compression mode : Lossless Stream size : 54.6 KiB (0%) Title : Chinese [Traditional] Language : Chinese Default : No Forced : No
Смотрел полгода назад, знатная конечно шиза, если я правильно понял, то это нечто "бойцовского клуба", только по китайски)) Короче не понравился, атмосферный - да, но мне не зашёл. Лично для меня - потеря времени,
Присоеднияюсь к предыдущему оратору. Ну очень атмосферный, музыка редко, далеко и в тему. Но шиза. Детектив, который не просто ничем не закончился, а расщепился на ряд взамиоисключающих сцен.
87337679Присоеднияюсь к предыдущему оратору. Ну очень атмосферный, музыка редко, далеко и в тему. Но шиза. Детектив, который не просто ничем не закончился, а расщепился на ряд взамиоисключающих сцен.
Очень понравилось. Люблю то, как китайцы передают своё не столь далёкое прошлое — фильм действительно выглядит так, словно снят в 90-х, и дело не только в 16-мм плёнке. Зрителю не следует ждать от фильма увлекательного детектива, фильм точно не про весёлый поиск убийцы нищей старухи.