УИЛЬЯМ У.БАРТЛИ III ВИТГЕНШТЕЙН:
Перевод Т.Нестеровой
и О.Сапрыкиной
WILLIAM W.BAIEY III
WITTGENSTEIN
New-York 1973
IV
Витгенштейн вдруг обнаружил, что третий район, ко-
торый он выбрал из-за удобства расположения, подходит
ему по еще одной совершенно неожиданной причине. Де-
сять минут ходьбы на восток по Марксергассе через
Соффиенбрюкке (он теперь называется Ротунденбрюк-
ке) - и Витгенштейн добирался до парковых лужаек
Пратера. Там грубые молодые люди всегда были готовы
удовлетворить его в сексуальном отношении. Витгенш-
тейн отыскал это место и вскоре, к своему ужасу, обнару-
жил, что ему нелегко удержаться вдали от него. По не-
скольку раз в неделю Витгенштейн вырывался вечером
из своей квартиры и быстро шел в Пратер. Он говорил
своим друзьям, что в такие минуты им овладевал дьявол,
которого невозможно было остановить. Витгенштейн яв-
но предпочитал грубых и сильных гомосексуалистов,
прогуливавшихся по дорожкам и аллеям Пратера, всем
тем лощеным молодым людям, которые посещали бар
==156
<Сирк Эке> на Кертнерштрассе, а также другие бары по-
близости на границе внутреннего города. Именно в это
место, которое до сих пор используется по ночам с той же
целью и так же опасно, как и прежде, всегда тянуло Вит-
генштейна, когда он жил в Вене или приезжал сюда. Не-
что подобное происходило и годы спустя в Англии, когда
он время от времени пытался избегать светских молодых
интеллектуалов, готовых предложить ему свои услуги в
Кембридже. Витгенштейн предпочитал компанию грубых
парней в лондонских пабах.
К счастью, Витгенштейну удалось встретить гетеро-
сексуального молодого автомеханика Арвида Сёгрена,
который впоследствии женился на его сестре. К ноябрю
Витгенштейн переехал в большой и уютный дом Сёгре-
нов в Хитцинге, подальше от третьего района. Оттуда в
колледж или чтобы навестить родных ему приходилось
ездить на городском автобусе. Окруженный теплом и за-
ботой Сёгренов, Витгенштейн отыскал способ защиты от
самого себя. Но в апреле 1920 года он был вынужден на
время порвать с Сёгренами и буквально бежать от них: в
него влюбилась мать Сёгрена. Эта история похожа на ко-
мическую оперу, хотя для самого Витгенштейна это был
трагический эпизод. Он вернулся в квартиру в третьем
районе, на этот раз на Разумовскигассе, которая была
еще ближе и к Соффиенбрюкке и к Пратеру. В сексуаль-
ной жизни Витгенштейна наступил наиболее беспорядоч-
ный период. В последний день этого месяца он написал
своему другу Паулю Энгельману в Олмютц: <В послед-
нее время дела у меня идут ужасно. Конечно, только из-
за моей собственной низости и испорченности. Я постоян-
но думал о том, как расстаться с жизнью, да и теперь эта
мысль меня преследует. Я упал на самое дно. Не желаю
тебе никогда оказаться в таком положении!>*
Если человек боится самого себя, как это было у Вит-
генштейна, то он пытается создать такую среду обитания,
в которой он мог бы защититься от того, что он не дол-
жен делать, хотя ему этого и очень хочется. Так поступил
и Витгенштейн. В том, что он создал, таится объяснение
всех его странных поступков.
______
* Engelmann, ор. cit. S. 32.
==157
Витгенштейну нужно было искать средства или ситуа-
ции, которые бы удовлетворяли двум условиям: во-пер-
вых, ему надо было избегать искушения вступать в лег-
кие и случайные связи с доступными юношами с улицы,
а во-вторых, быть окруженным молодыми людьми, с ко-
торыми он мог бы наслаждаться платоническими отноше-
ниями, которые могли <вернуть его к жизни>. Так возни-
кала дружба с миловидными юношами, наделенными ус-
тупчивым и мягким характером, не глупыми, но без осо-
бого <ума>. К ним Витгенштейн сильно привязывался.
Молодые люди такого типа всегда нравились Витгенш-
тейну - с юности и до последних дней его жизни. Имен-
но таким образом многие вошли в его жизнь - начиная с
друзей по Кембриджу и кончая студентами. Как говорил
Витгенштейн, все они были физически привлекательны-
ми, с <хорошими лицами>. Всеми ими он с легкостью уп-
равлял и мог расслабиться в их присутствии. Общение с
ними могло отвлечь Витгенштейна, защитить его от оди-
ночества, которое толкало его на улицы на поиски новых
связей. Другой путь, который Витгенштейн выбрал для
защиты самого себя, - избегать <опасных зон>, таких,
как Вена, Манчестер и Лондон. Здесь ему был доступен
секс, лишенный какого бы то ни было интеллектуального
и духовного содержания. Этим можно объяснить его мо-
нашеское уединение в Норвегии, в отдаленных деревнях
Земмеринга в Нижней Австрии и даже в Кембридже.
В дружбе Людвиг Витгенштейн видел моральную опо-
ру. С друзьями он становился творческим человеком, до-
верчивым и даже шаловливым. Секс же был аморален,
друзей он не касался.
Вот так Витгенштейн был вынужден жить. Его жизнь
была окрашена в траурный цвет. Он не мог избежать сексу-
альных связей. В его жизни были случаи, которые он пере-
живал как провалы. Тогда Витгенштейн вступал в мимо-
летные связи с неизвестными молодыми людьми, которых
он отыскивал в темноте. Потом они навсегда исчезали из
его жизни. Второй сон, в котором он видел знак своей <из-
бранности>, преследовал его после таких случаев. Витген-
штейн всегда безжалостно осуждал себя за свои приключе-
ния. Прошел год после второго сна, и 2 января 1921 года
Витгенштейн снова написал Энгельману:
==158
<Больше года я был морально мертв... Я один из тех
людей, которые нередко встречаются сегодня: у меня бы-
ла цель, но я ее не достиг, а теперь неудача ломает мою
жизнь. Я должен был бы сделать со своей жизнью что-
нибудь хорошее, может быть, стать звездой в небе. А
вместо этого я остался на земле. Теперь я понемногу уга-
саю. Моя жизнь стала бессмысленной. Она состоит толь-
ко из пустых эпизодов. Люди вокруг меня не замечают
этого и никогда не поймут, но я знаю, что у меня есть по-
рок. Радуйся, если не поймешь, что я имею в виду>.
Когда читаешь его пронзительно-грустное и трога-
тельное письмо, то почти видишь Витгенштейна, при-
стально глядящего в запретное окно или стоящего перед
алтарем. Его взгляд прикован к молитвенному коврику
- богатству, которое он никогда не получит. Однако те-
перь мы знаем, что то, о чем Витгенштейн написал в
письме, вряд ли справедливо. Он вовсе не угасал, его
звезда воссияла в последующие пять лет и дала новый
поворот философской деятельности. Кто-то сказал, что
Витгенштейн прожил свою жизнь на грани сумасшест-
вия. Возможно, именно те <пустые эпизоды>, которые он
время от времени разрешал себе, давали ему расслабить-
ся, и это сохранило разум и жизнь. А вот Вейнингер в
конце концов совершил самоубийство.
http://mr-kaev2009.narod.ru/Lib/VitgensM/text.htm /и там ещё много всяких воспоминаний на эту тему, приводимых разными авторами... Дабы упредить возможные эскапады по поводу одиозности Уильяма Бартли III.
Читайте. Этой широкоизвестной хрестоматии -
17 лет/