Биография мультиинструменталиста, певца, аранжировщика и автора песен
Сергея Рыженко - сюжет для динамичной кинокартины. Его послужной список - добрая половина Энциклопедии российского рока. Он с равным успехом играл всё: от панка до детских песен, от кантри до авангарда, от арт-рока до сатирических куплетов, был на месте в театре и кино, органично смотрелся как на подпольных сейшенах, так и на стадионах.
Сергей Рыженко родился 10 сентября 1957 в Севастополе, интерес к музыке проявлял с младых ногтей, в семь уже начал играть на скрипке и поступил в музыкальную школу одновременно с общеобразовательной, по ходу дела освоив ещё несколько инструментов, включая гитару.
После восьмого класса он поступил в Одесскую консерваторию, но бросил её после второго курса и уехал в Москву, где сходу был зачислен на 4-й курс училища им. Гнесиных (его он по разным причинам тоже не окончил).
Весной 1976 группа
Последний Шанс (в ту пору акустический дуэт
Владимира Щукина и
Александра Самойлова) привлекла
Рыженко к записи фонограммы для научно-популярной телепрограммы "Очевидное - невероятное". Ещё через год
Сергей стал полноправным участником группы, чем ощутимо повысил градус её профессионализма.
Несмотря на идеологические заморозки, особенно крепкие в столице, вторая половине 70-х стала для
Последнего Шанса временем наивысшего расцвета и признания: в 1976-1978 почти каждую субботу он выступал перед сеансами в кинотеатре "Баррикада", привлекая публику необычно звучавшей музыкой, нестандартным инструментарием и сценической эксцентриадой, участвовал в фестивалях авторской песни, после одного из которых в его компанию влился питерский музыкант
Владимир Леви (экс-
САША-218), записывал фонограммы к мультфильмам и детским телепередачам, а в 1979 снялся с пятью песнями в документальной ленте Свердловской киностудии "Скоморохи" (реж.
Николай Гусаров).
Однако, все попытки группы как-то легализоваться успеха не имели. В 1979 её основатель
Володя Щукин, открыв для себя Бога, надолго ушёл из музыки.
Последний Шанс выжил, но его внутренний баланс был нарушен. В ноябре того же года на рок-фестивале в издательстве "Молодая гвардия"
Рыженко познакомился с
Борисом Гребенщиковым, после чего начал сочинять песни (а
Б.Г. позже посвятил ему свой номер "Сергей Ильич").
Чуть позже жизнь свела
Рыженко с
Машиной Времени: они вместе записывали саундтрек к спектаклю по пьесе
Теннесси Уильямса "Стеклянный зверинец". Осенью 1980 и
Последний Шанс устроился на работу в Театр на Таганке: там, по примеру Ленкома (где успешно прижились
Аракс и
Рок-Ателье), их думали привлечь к музыкальному оформлению спектаклей, но после пары репетиций
Сергей ушёл, не увидев для себя перспектив.
Тогда же он попал в ДК "Содружество" на репетицию студенческой группы
Рождественский Дождь, которая неожиданно предложила ему объединить силы. Приняв предложение,
Рыженко дал группе новое имя
Колесо, ввёл в её состав свою тогдашнюю жену, студентку худграфа
Валентину Кашпурову, и начал экспериментировать с аранжировками, звучанием и сценическим движением, в попытке найти общий знаменатель для своих музыкальных, литературных и театральных увлечений.
То, что
Сергей делал в рамках
Колеса, музыкальный критик
Татьяна Диденко позже назвала панк-опереттой: большинство его тогдашних песен нарочито брутально живописали будни городского дна, оборотную сторону соцреализма ("Маленькая девочка в большом гастрономе", "Серый человек", "Монолог из подворотни", "Пиво", "Посвящение портвейну N 33", "Кровать" и т.п.), а их героями были люмпены, бытовые пьяницы и футбольные фанаты. Визуально это сопровождалось хаотично-эффектным шоу в исполнении соответственно одетой массовки из полутора десятков приятелей-студентов.
На протяжении следующего года
Колесо изредка выступало, главным образом, на студенческих вечерах, после чего заглохло, поскольку
Рыженко был обескуражен его скромным исполнительским уровнем. Весной 1981 он вернулся в возрождённый после театральной эпопеи
Последний Шанс, хотя тот тоже выступал нечасто. Тогда же с лёгкой руки пропагандиста новой музыкальной эстетики, журналиста
Артёма Троицкого Сергей сблизился с питерскими музыкантами:
Автоматическими Удовлетворителями,
Зоопарком,
Аквариумом и их юными протеже, дуэтом
Гарин и Гиперболоиды.
В канун Нового 1982 Года на квартире поэта
Алексея Дидурова (позже группа
Искусственные Дети и рок-кабаре "Кардиограмма") прошёл совместный концерт
Гиперболоидов и
Последнего Шанса. Через месяц
Гарин и Гиперболоиды сменили имя на
Кино, а запись этого концерта в 2004 была издана Отделением Выход вместе с архивами раннего
Кино.
В мае того же года молодёжная телепрограмма "Весёлые ребята" обратилась к
Рыженко с предложением записать и отснять несколько номеров
Колеса для свей очередной передачи. Поскольку
Колеса с предыдущей осени, фактически, не существовало,
Сергей за пару недель собрал музыкантов и отрепетировал частично новую программу, буквально в день съёмок сменив название группы на
Футбол.
Плёнка эта благополучно сгинула в архивах центрального телевидения, но в течении следующей пары недель программа
Футбола была записана в домашних условиях, разлетелась по стране как его дебютный альбом, произвела фурор в кругах знатоков и была провозглашена одним из первых и лучших образцов панк-рока по-русски.
Всё той же бурной весной жизнь столкнула
Сергея с певцом, гитаристом и скрипачом
Владимиром Кузьминым, который по уходе из
Карнавала обдумывал новую группу, вскоре получившую имя
Динамик, и был готов видеть
Рыженко в её рядах, но у того уже были другие планы.
Через пару недель, в июне 1982, карьера Рыженко совершила новый поворот, когда он был приглашён в Машину Времени, где следующие полтора года играл на скрипке и пел, блистая, в частности, в явно списанной с него песне Макаревича "Скворец". Увы, творческого союза между двумя талантливыми авторами не случилось, и в ноябре 1983 Сергей ушёл в свободное плавание.
Ещё в бытность свою участником Машины Рыженко сыграл подпольный концерт в подмосковном Жуковском с
Аквариумом, но и этот альянс продолжения не имел. С конца 1983 до весны 1984 он пытался поставить на ноги следующую версию ФУТБОЛА, объединившую его с экс-гитаристом КИНО Лёшей Рыбиным и рядом московских музыкантов, в январе соло участвовал в дебютном концерте ЗВУКОВ МУ в актовом зале школы N 30, однако, времена были смутные, и он почёл за благо вернуться в
Последний Шанс.
Среди других точек приложения сил
Рыженко в этот период можно упомянуть журнал "Ровесник", для которого он на слух снимал ноты песен западных и иных несоветских исполнителей.
7 июля 1984 бас-гитарист
Звуков Му Саша Липницкий затеял в дачном посёлке Николина Гора рок-фестиваль при участии групп из Питера и Москвы. Силы охраны правопорядка прикрыли его, но концерт всё-таки состоялся на даче
Липницкого.
Рыженко там пел с
Браво, подменяя арестованную незадолго до этого
Жанну Агузарову!
Бесконечные и бессмысленные запреты, которые свели музыкальную жизнь в Москве к минимуму, побуждали как любителей, так и профессионалов играть подпольно, на квартирных концертах. В 1985 один из них снова свёл Рыженко с Андреем Макаревичем, который пригласил старого знакомого на запись своего акустического альбома "Песни под гитару" (вышел в 1989).
Более продолжительным и успешным стало сотрудничество Рыженко с лидером опальных уфимских DDT Юрием Шевчуком: летом 1985 их дуэт записал альбом "Москва. Жара", а в ноябре Сергей в электрическом составе DDT отметился на историческом альбоме "Время". Они выступали вместе вплоть до переезда Юрия в Питер.
Творчество Рыженко этого периода несло не столько иронический, сколько социально-критический заряд, касаясь таких тем, как тотальный дефицит в стране ("Плюшевый десант"), рост ревизионистских настроений ("Стань как Сталин"), фальшь в масс медиа ("Антивоенный рок-н-ролл"); в своих лучших вещах ("Идиот" памяти Достоевского или "Сказка о Кривом да Слепом", явно навеянная Салтыковым-Щедриным) он обнаруживал незаурядный дар сатирика.
Весной 1987
Рыженко сыграл эпизодическую роль в фильме
Сергея Соловьёва "АССА" и спел все песни
Гребенщикова за главного героя. На вышедшей по мотивам картины пластинке были представлены оригиналы, и только в 90-х, бонусом к её переизданию на компакт-дисках стали те же номера в версиях
Рыженко. После съёмок он задумал возродить
Футбол, но быстро охладел к идее, а собранные им музыканты объединились с бывшим клавишником
DDT Володей Сигачёвым в группе
Небо И Земля.
С легализацией рок-н-ролла
Рыженко, наконец, получил возможность давать концерты, гастролировать и записываться официально. Он играл на дебютном виниловом диске ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА (1988), был гостем при записи первой официально изданной пластинки ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА (1990), отметился на паре номеров альбома легендарной панк-группы ЛОЛИТА "Печальный уличный блюз" (1990) и т.д.
Осенью 1989 Рыженко собрал акустическое трио БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, в котором участвовали Сергей Быков из московской КВАРДАТУРЫ и Наиль Кадыров из питерской ПОЧТЫ. Они, в частности, выступали на историческом фестивале "Рок-Акустика" в Череповце в январе 1990. Быков позже собрал ЗАПОВЕДНИК, а Кадыров играл в ЗООПАРКЕ, ТРИЛИСТНИКЕ, VERMICELLI ORCHESTRA и т.д. В декабре 1990 Рыженко был гостем Рождественского рок-фестиваля журнала "Аврора" во Дворце молодёжи, но выступить там не смог.
Весной 1994 Юрий Шевчук снова пригласил Сергея Рыженко в DDT, причём, на этот раз в роли не только поющего скрипача, но и клавишника. Он отыграл с группой программу "Это всё", а также принял участие в записи одноименного альбома (1995) и концертного сборника "Рожденный в СССР" (1997). Годом позже талантами Рыженко воспользовалась АЛИСА: его скрипка звучит в трёх номерах альбома "Jazz", в частности, в "Театре". В 1996 компания Master Sound выпустила соло-альбом музыканта "Не в деньгах счастье".
Следующий проект Сергея носил название
Футболс или даже
Фут-Боллз: они дали несколько концертов дома, а в июне 1997 составом
Рыженко (скрипка, гитара, вокал),
Степан Иванов (гитара),
Сергей Охрименко (бас),
Андрей Близнюк (клавишные) и
Алексей Никитин (барабаны) выступили на фестивале Театра DDT "Песни конца XX века". С июля 1997
Сергей выступал в клубе "Петрович" со своим комбо или под одну скрипку. В начале 1999 музыкант также отметился на телевизионном "квартирнике", посвящённом десятилетию "Программы А".
В январе 2001 Рыженко появился на масштабном концерте в честь 30-летнего юбилея
Цветов в ГЦКЗ "Россия". На протяжении следующего десятилетии он изредка выступал напару с основателем
Последнего Шанса Володей Щукиным под вывеской
Предпоследний Шанс в клубе "Гнездо глухаря", а в 2006 стал постоянным участником возрожденной группы ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.
Помимо того, в начале третьего тысячелетия Сергей сотрудничал с молодой фолк-рок группой из его родного Севастополя ТУРГЕНЕВ-BAND.
Старшая дочь
Сергея,
Мария Збандут, родилась в Одессе, после школы уехала в Петербург, где началась её музыкальная биография, а оттуда в Москву. Окончила актёрский факультет ГИТИС, служила в театрах "Школа современной пьесы",
Армена Джигарханяна и "Сфера", собрала недолго просуществовавшие группы
Театр и Рында, была участницей различных рок- и фолк-фестивалей, выпустила несколько альбомов, на одном из которых, "Маскарад", отметился и сам
Рыженко. Начиная с 2008 отец и дочь регулярно выступают вместе.
Долгое время большинство записей
Рыженко оставались недоступны любителям отечественного рока. Лишь в 2013, проведя кропотливую работу по поиску и реставрации его музыкальных архивов, Геометрия Рекордз выпустила бокс "Коллекция" с оригинальными альбомами ФУТБОЛА и ФУТ-БОЛЛЗ. Оба диска были дополнены концертными и квартирными записями музыканта в группах, соло, а также с
Аквариумом и DDT. Помимо того, в "Коллекцию" вошёл DVD с видео
Рыженко, сделанными в период с 1986 по 1997.
Андрей Бурлака.