Techtrans ·
24-Апр-23 12:59
(спустя 29 дней)
Рецензия А. Бухарина на переиздание 2009 года:
Российский музыкальный рынок сейчас как никогда перенасыщен альбомами «Центра», поскольку вот уже пару лет идет методичное переиздание огромного творческого наследия Василия Шумова. В этом изобилии легко потеряться, поэтому надо как-то определить ориентиры.
Понятно, что предпочтения у каждого свои, но помимо очевидной, всеми любимой пластинки «Сделано в Парииже», я хотел бы выделить весьма необычный альбом «Время три», выпущенный «Мелодией» в 1990 году на виниле как сольник Шумова. И в самом деле, Василий записал его в одиночку в своей домашней студии на Ленинском проспекте — как раз перед тем, как покинуть родину на долгие девятнадцать лет. Это во всех смыслах переломная, пограничная работа: пик успеха «Центра» вместе с интересом нашей публики к рок-музыке в целом остались позади, и альбом стал своего рода подведением итогов и поиском путей в будущее (собственно, в нем лежат истоки чисто цифровых записей «Центра» последнего десятилетия). Группы как таковой уже не существовало, перестройка двигалась к своему неожиданному финалу, и, по признанию самого музыканта, «делать в Москве было совершенно нечего — я жил в родном городе как на подводной лодке». Возможно, все это вместе и придало записи столь тревожную, потустороннюю атмосферу, хотя формально Шумов наговаривал на завораживающие ритмы чуть ли не бытовые тексты.
К тому моменту Шумов уже видел в западных студиях в действии первые персональные компьютеры, но сам еще
пользовался сэмплером и синтезатором, секвенсором и драм-машиной, а также гитарой с разными примочками. То есть тем же, по сути, инструментарием, которым оперировали и другие электронные новаторы 80-х. Вкупе с мрачным настроением и вышеупомянутым нездешним сквознячком треки эти напоминают Cabaret Voltaire или Chris & Cosey — не уверен, кстати, что сам Шумов их тогда слышал. «Время три» была выпущена одним пакетом с тремя другими работами авангардной ассоциации «Лава» (пластинка Владимира Рацкевича и еще пара сборников) — их конверты, сложенные вместе, составляли известную фотографию Родченко «Трубач». Соответственно, по отдельности обложки представляли собой нечто невразумительное —
именно поэтому нынешнее CD-издание получило новый дизайн, в котором использован фото-арт самого Шумова, а также пару бонус треков, в свое время просто не уместившихся на виниле.