LM'Smith ·
04-Авг-24 11:32
(спустя 3 месяца 10 дней)
Музыку в аудиокнигах я тоже не люблю. Но тут она мне показалась уместной, а в "Сёстрах" даже понравилась, в "Хмуром утре" - ударное подчёркивание, усиление значения смысла сказанного (написанного, прочитанного).
"Сёстры" - самая сильная часть трилогии. Максимум мелодрамы, минимум идеологии (всякой - белой, красной...) Дореволюционная Россия - потерянный рай для элиты в корсетах из китового уса... губы, вздохи, поцелуи и нет никакого корчагинского садо-мазохизма "восемнадцатого" и последующих "хмурых" лет... Это из-за времени написания романа, восемнадцатый, двадцать второй годы, когда совок ещё не успел въесться во все поры, и из-за времени описываемого - до февральско-октябрьского, когда врать о действительности особого смысла не было, кроме мелочей разве, как то - о роли секты большевиков в происходящем и оценке этой организации вообще.
Самый тяжёлый схематоз, понятно, "Хмурое утро". При этом первое появление Сталина, что называется, в кадре, и его решение по сосредоточению артиллерии подано так просто и доступно, его решение на грани фола выказывает героический риск, гениальность, способность божественно предвидеть в естестве принявшего решение и неизбежно побеждать, что фальши в подаче этого образа практически не наблюдается.
Да, в "Сёстрах" полудвусмысленно как-то так оговаривается... и не понятно - то ли Толстой сознательно только намекает, то ли у него это вышло мимоходом, что февральский переворот 1917 года, все эти выступления рабочих, ответные меры администрации предприятий и органов власти - организовали англичане, большевиков тогда в Петрограде в помине не было.