Пролегомены к истории понятия времени
Год издания: 1998
Автор: Хайдеггер М.
Жанр или тематика: философия
Издательство: Водолей
ISBN: 5-7137-0102-6
Язык: Русский
Формат: DOCX/EPUB/PDF
Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 383
Описание: «Пролегомены к истории понятия времени» — лекционный курс, прочитанный Мартином Хайдеггером в 1925 г. в Марбургском университете. Курс непосредственно предшествует главной работе философа «Бытие и время» и содержательно подготавливает ее основные идеи.
Детальная экспозиция и основательная критика феноменологического метода, данная в этих лекциях, демонстрирует генетическую связь экзистенциальной аналитики с феноменологией Э. Гуссерля и контрастно оттеняет особенности философского мышления М. Хайдеггера.
В раздачу также включен английский перевод 2009 года издания.
Немецкий оригинал есть в
этой раздаче, в томе №20.
Оглавление
Код:
ВВЕДЕНИЕ. ТЕМА КУРСА И СПОСОБ ЕЕ РАЗРАБОТКИ...........................................................................................................6
§ 1. Природа и история как предметные области наук................................................................................................6
§ 2. Пролегомены к феноменологии истории и природы на путеводной нити истории понятия времени.....................................................10
§ 3. План курса...................................................................................................................................13
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. СМЫСЛ И ЗАДАЧА ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...............................................................................17
ГЛАВА I Становление и первый прорыв феноменологического исследования..............................................................................17
§ 4. Положение философии во второй половине XIX в. Философия и частные науки..................................................................17
а) Позиция позитивизма....................................................................................................................19
b) Неокантианство — второе открытие Канта в теории науки..................................................................................20
с) Критика позитивизма — дильтеевское требование самостоятельного метода для наук о духе..................................................21
d) Тривиализация дильтеевской постановки вопроса Виндельбандтом и Риккертом...............................................................22
е) Философия как "научная философия" — психология как основная философская наука (учение о сознании)......................................23
α) Франц Брентано.....................................................................................................................24
β) Эдмунд Гуссерль....................................................................................................................29
ГЛАВА II Фундаментальные открытия феноменологии, ее принцип и смысл ее названия...................................................................32
§ 5. Интенциональность........................................................................................................................32
а) Интенциональность как структура переживаний: демонстрация и первое прояснение..........................................................34
b) Превратное понимание феноменологии и интенциональности Риккертом.......................................................................38
с) Фундаментальная конституция интенциональности как таковой..............................................................................43
α) Воспринятое в восприятии: сущее само по себе (вещь окружающего мира, природная вещь, вещность).....................................43
β) Воспринятое в восприятии: способ (das Wie) интендированности (данность сущего в восприятии, характер живого присутствия)...........47
γ) Первое указание на базовую форму интенциональности: взаимопринадлежность intentio и intentum.......................................52
§ 6. Категориальное созерцание................................................................................................................56
а) Интенциональное подразумевание и интенциональное исполнение............................................................................57
α) Идентификация как удостоверяющее исполнение........................................................................................57
β) Очевидность как идентифицирующее исполнение........................................................................................59
γ) Истина как удостоверяющая идентификация............................................................................................60
δ) Истина и бытие.....................................................................................................................63
b) Созерцание и выражение.................................................................................................................65
α) Выражение восприятий...............................................................................................................66
β) Простые и ступенчатые акты.........................................................................................................71
с) Акты синтеза...........................................................................................................................74
d) Акты идеации...........................................................................................................................78
α) Предупреждение неверных толкований.................................................................................................81
β) Значение этого открытия............................................................................................................84
§ 7. Изначальный смысл априори................................................................................................................85
§ 8. Принцип феноменологии....................................................................................................................89
а) Значение максимы "к самим вещам".......................................................................................................89
b) Самопонимание феноменологии в качестве аналитической дескрипции интенциональности в ее априорности.....................................93
§ 9. Прояснение имени "феноменология".........................................................................................................94
а) Прояснение изначального смысла составных частей имени..................................................................................95
α) Изначальный смысл слова "phainomenon"..............................................................................................95
β) Изначальный смысл слова "λόγος" (λόγοσ άποφαντνκός и λόγος σημαντικός).............................................................98
b) Определение полученного смыслового единства и соответствующее ему исследование.........................................................100
с) Типичные ошибки в понимании феноменологии, проистекающие из ее названия................................................................103
ГЛАВА III Первоначальное оформление феноменологического исследования и необходимость радикального осмысления внутри него самого и на его основе...105
§ 10. Разработка тематического поля: фундаментальное определение интенциональности............................................................106
а) Экспликация границ тематического поля феноменологии и фиксация рабочих горизонтов у Гуссерля и Шелера..................................106
b) Основополагающее осмысление региональной структуры тематического поля в ее оригинальности: вычленение чистого сознания как особого
бытийного региона......................................................................................................................110
§ 11. Имманентная критика феноменологического исследования: критическое обсуждение четырех определений чистого сознания.......................118
а) Сознание есть имманентное бытие........................................................................................................119
b) Чистое сознание есть абсолютное бытие в смысле абсолютной данности.....................................................................120
с) Сознание есть абсолютная данность в смысле "nulla re indiget ad existendum"............................................................121
d) Сознание есть чистое бытие.............................................................................................................122
§ 12. Демонстрация упущения вопроса о бытии интенционалъного как основного поля феноменологического исследования..............................125
§ 13. Демонстрация упущения вопроса о смысле самого бытия и о бытии человека в феноменологии..................................................132
а) Необходимое отграничение феноменологии от натуралистической психологии и ее преодоление................................................134
b) Дильтеева попытка построения "персоналистической психологии" — его идея человека как личности..........................................135
с) Восприятие персоналистической тенденции Гуссерлем в "философии как строгой науке"......................................................138
d) Основополагающая критика персоналистической психологии на феноменологической основе....................................................143
е) Неудавшаяся попытка Шелера определить способ бытия актов и их исполнителя..............................................................146
f) Результат проведенного критического анализа: упущение вопроса о бытии как таковом и о бытии интенционального коренится в ниспадении
самого-вот бытия.......................................................................................................................148
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА И ВЫРАБОТКА ПОНЯТИЯ ВРЕМЕНИ...........................................................................................153
РАЗДЕЛ I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПОЛЯ, В КОТОРОМ СТАНОВИТСЯ ЗРИМЫМ ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ.............................................................153
ГЛАВА I. Феноменология на основе вопроса о бытии..............................................................................................153
§ 14. Экспозиция вопроса о бытии на основе радикально понятого принципа феноменологии.....................................................153
а) Восприятие традиции как подлинное возобновление....................................................................................156
b) Модификация тематического поля, способа его научной разработки и современного самопонимания феноменологии в результате
критического осмысления фундаментального вопроса о бытии как таковом...............................................................157
с) Разворачивание вопроса о бытии на путеводной нити времени..........................................................................159
ГЛАВА II. Разработка вопроса о бытии в смысле первоначальной экспликации вот-бытия............................................................161
§ 15. Возникновение вопроса о бытии из неопределенного предпонимания вот-бытия — вопрос о бытии и понимание бытия.........................161
§ 16. Структура вопроса о бытии...........................................................................................................162
§ 17. Взаимосвязь вопроса о бытии и вопрошающего сущего (вот-бытия).......................................................................165
ГЛАВА III. Первоначальная экспликация вот-бытия на основе его повседневности. Фундаментальная конституция вот-бытия как бытие-в-мире..........169
§ 18. Выявление базовых структур фундаментальной конституции вот-бытия....................................................................170
а) Вот-бытие существует в том, что оно "всякий раз имеет быть собой" (Dasein ist im "jeweilig es zu-sein")............................170
b) Вот бытие, как оно "имеет быть" в повседневной ситуативности.......................................................................172
§ 19. Фундаментальная конституция вот-бытия как бытие-в-мире. Бытие-в (In-Sein) вот-бытия и бытие-в наличных вещей........................175
§ 20. Познание как производный модус бытия-в вот-бытия....................................................................................179
§ 21. Мировостъ мира......................................................................................................................188
а) Мировость мира как то, в чем сущее встречается вот-бытию...........................................................................188
b) Мировость окружающего мира: окружающее, первичный пространственный характер "вокруг" как конститутивная черта мировости............191
§ 22. Традиционное упущение вопроса о мировости мира на примере Декарта...................................................................192
§ 23. Выявление положительного содержания базовой структуры мировости мира................................................................207
а) Анализ характерных особенностей самообнаружения мира (отсылка, целокупность отсылок, освоенность, "некто").........................208
b) Интерпретация структуры самообнаружения окружающего мира: феноменальная связь фундирования между самими моментами самообнаружения
мира...............................................................................................................................212
α) Уточненная феноменологическая интерпретация окружающего мира озабоченности — мир труда.........................................214
β) Характеристика специфической функции, которую исполняет мир труда в самообнаружении ближайших вещей окружающего мира,
— специфический характер реальности подручного.................................................................................217
γ) Специфическая функция мира труда как позволяющего обнаружить себя тому, что уже всегда присутствует. — наличное................222
с) Определение базовой структуры мировости в качестве значимости......................................................................224
а) Ошибочная интерпретация феномена отсылки как субстанции и функции..............................................................225
β) Значимость как смысл структуры самообнаружения мира............................................................................225
γ) Взаимосвязь феноменов значимости, знака, отсылки и отношения...................................................................229
δ) Понимающее озабоченное бытие-b мире размыкает мир как значимость...............................................................235
§ 24. Внутренняя структура вопроса о реальности внешнего мира.............................................................................241
а) Реальное бытие внешнего мира не нуждается б каком бы то ни было доказательстве или вере............................................242
b) Реальность реального (мировость мира) нельзя определить, исходя из ее предметности и постижимости..................................244
с) Реальность не следует интерпретировать как нечто "в себе"; напротив, сам этот характер еще требует истолкования....................246
d) Телесность воспринимаемого не дает первичного понимания реальности.................................................................247
е) Феномен сопротивления как предмета для влечения и стремления не обеспечивает достаточного прояснения реальности....................248
§ 25. Пространственность мира.............................................................................................................251
а) Выделение феноменальной структуры окружающего как такового конституировано феноменами отдаления, местности и ориентации
(направления)......................................................................................................................253
b) Первичная пространственность самого вот-бытия: отдаление, местность и ориентация суть бытийные определения вот-бытия
как бытия-в-мире...................................................................................................................256
с) Опространствление окружающего мира и его пространства. пространство и протяжение в математическом определении на примере Лейбница..265
§ 26. "Кто" бытия-в-мире..................................................................................................................267
а) Вот-бытие как со-бытие — бытие Других как сосуществующее вот-бытие (Mitdasein) (критика проблематики вчувствования)................268
b) "Некто" как "кто" бытия друг-с-другом в повседневности.............................................................................276
ГЛАВА IV. Более изначальная экспликация бытия-в: бытие вот-бытия как забота...................................................................284
§ 27. Бытие-в и забота — план.............................................................................................................284
§ 28. Феномен открытости..................................................................................................................286
а) Структура открытости вот бытия в его мире: расположенность.........................................................................286
b) Бытийное осуществление открытости: понимание.......................................................................................291
с) Формирование понимания в истолковании..............................................................................................294
d) Речь и язык........................................................................................................................296
а) Речь и слушание................................................................................................................300
β) Речь и молчание................................................................................................................302
γ) Речь и молва...................................................................................................................303
δ) Речь и язык....................................................................................................................306
§ 29. Ниспадение как основное движение вот-бытия..........................................................................................308
а) Молва..............................................................................................................................308
b) Любопытство........................................................................................................................311
с) Двусмысленность....................................................................................................................315
d) Характеристики ниспадения как особого движения.....................................................................................318
е) Фундаментальные структуры вот-бытия в горизонте ниспадения.........................................................................320
§ 30. Структура "не-по-себе"..............................................................................................................321
а) Феномен бегства и боязни...........................................................................................................321
α) Боязнь как боязнь чего-то, рассмотренная в ее существенных моментах............................................................323
ß) Модификации боязни.............................................................................................................326
γ) Боязнь в смысле боязни за что-то...............................................................................................327
b) Страх и феномен "не-по-себе".......................................................................................................328
c) Более изначальная экспликация ниспадения и страха (феномена "не-по-себе") в предварительном рассмотрении фундаментальной
конституции вот бытия как заботы...................................................................................................332
§ 31. Забота как бытие вот-бытия..........................................................................................................333
а) Определение расчлененной структуры заботы..........................................................................................333
b) Феномены влечения и склонности.....................................................................................................335
с) Забота и открытость................................................................................................................337
d) Забота и характер "пред" в понимании (предобладание, предусмотрена, предвосхищение)................................................339
е) "Cura-фабула" как пример изначального самоистолкования вот-бытия...................................................................342
f) Забота и интенциональность.........................................................................................................344
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ. ВЫЯВЛЕНИЕ САМОГО ВРЕМЕНИ...........................................................................................................345
§ 32. Результат и задача фундаментального анализа вот-бытия: разработка вопроса о самом бытии.................................................345
§ 33. Необходимость тематического начинания феноменологической интерпретации вот-бытия как целого. Феномен смерти.............................347
§ 34. Феноменологическая интерпретация смерти как феномена вот-бытия..........................................................................354
а) Предельная возможность смерти в повседневном бытии.....................................................................................357
b) Собственное бытийное отношение вот-бытия к смерти......................................................................................360
§ 35. Воля-иметь-совесть и виновность.........................................................................................................361
§ 36. Время как бытие, в котором вот-бытие может быть собственной целостностью................................................................362
Хайдеггер М. - Пролегомены к истории понятия времени [1998, PDF/DjVu, RUS]