Этот многоликий иудаизм. Религиозные течения в современном иудаизме
Год издания: 2003
Автор: Розенталь Г. , Хомолка В.
Переводчик: Эпштэйн Н.
Жанр или тематика: религиозный ревизионизм
Издательство: Еврейское издательство в Берлине
ISBN: Не для продажи, ISBN отсутствует
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 205
Описание: "Историки, занимающиеся изучением религиозных реформ в иудаизме, обращают своё внимание, прежде всего, на иудаизм события, происходившие в Западной Европе, в России. Однако уже в 20-е годы 19-го столетия и на территории Восточной Европы - в Польше, Авс-тро - Венгерской и Российской империи - появились первые ростки реформы в иудаизме: и на идеологическом уровне, и на практике. Идеи религиозной реформы стали проникать в русско-еврейское гетто с Запада вместе с идеями Просвещения. В отличие от Западной Европы в России эти ростки не успели оформиться в единую крепкую общинную структуру, но ими была охвачена вся страна. С проектами религиозной реформы в российском еврействе выступали: выдающийся еврейский поэт Й. Л. Гордон, историк С. Дубнов (в статье «Какая эмансипация нужна евреям?», 1883), писатель и общественный деятель М. Л. Лилиенблюм (в серии статей «Пути Талмуда» и «Дополнения к путям Талмуда», 1867-1869), создатель языка эсперанто д-р Л. Заменгоф (в брошюре «Гилелизм», 1901), переводчик Мишин на русский язык Н. Пере-феркович, официально зарегистрировавший реформистскую общину в Санкт-Петербурге в 1913 году, и многие другие.
По-видимому, основные причины того, что религиозные реформы не получили в среде российского еврейства того времени такого широкого распространения, как это произошло среди евреев Западной Европы, заключены не в самой общине, а в окружающей её нееврейской среде. Последние годы правления императора Александра Второго не оправдали надежд русско-еврейской интеллигенции на скорое слияние с нееврейским обществом. С возобновлением строгих экономических ограничений и физических преследований (включая погромы) в дни правления Александра Третьего (1881-1894) большинство евреев России перешли от идей религиозной реформы к попыткам спасения страдающего народа более земными путями, среди которых эмиграция, социализм и (или) сионизм. Погромы 80-х годов нанесли серьёзный удар попыткам религиозной реформы среди евреев России, революция 1917 года окончательно их похоронила.
Более 70 лет евреи России и Советского Союза были насильно оторваны от своих национальных и религиозных корней.", цитата из книги.
Доп. информация:
Украина считается родиной самого мощного религиозного направления современного иудаизма — хасидизма. Само слово «хасидизм» происходит от ивритского слова «хасидут» («праведность») и название движения можно перевести как «учение благочестия». Хасидизм представляет собой религиозно-мистическое течение в иудаизме, которое считает основой иудаизма не традиционное еврейское изучение Закона (Торы), а истинное религиозное переживание отдельного человека и его нравственное поведение. Хотя своеобразие хасидизма проявилось не столько в разработке новых идей, сколько в придании нового смысла старым идеям. Хасидизм не создал нового религиозного учения, а явился движением за возрождение традиционной иудейской религии.
Возникновение хасидизма напрямую связано с именем рабби Исраэля бен Элиэзера, которого также назвали Баал-Шем-Тов (сокращенно Бешт), что переводится как «обладатель доброго имени». Приблизительно в 1730 г. Бешт начал свою проповедь, в которой знакомил небольшую группу единомышленников со своими мистическими откровениями и учением о единении с Богом. Похоронен Бешт в местечке Меджибож Хмельницкой области. После его смерти движение возглавил рабби Дов Бер (он же — Магид), который обогатил хасидизм системой кабалистических представлений, организовал внутреннюю жизнь хасидской общины. Именно благодаря Магиду хасидизм укрепился в Украине и распространился в Беларуси (первая хасидская община здесь появилась в местечке Карлине под Пинском), Литве и центральной Польше. После смерти Магида в 1773 г. хасидизм раскололся на множество направлений, во главе каждого из которых стоял цадик («праведник», человек, отличающийся особенно сильными верой и набожностью, духовный вождь хасидской общины). И сегодня различные группы хасидов называются «династиями» с указанием названия местечка, из которого они происходят (например, сатмарские хасиды, гурские хасиды, брацлавские хасиды и т.д.). Одним из руководителей белорусских хасидов в 1788 г. стал рабби Шнеур Залман из Ляд (Альтер Ребе, «Старый ребе»), основавший династию Шнеерсонов и мощное на сегодняшний день движение Хабад, о котором речь пойдет ниже. Во время Второй мировой войны все центры хасидизма были уничтожены. Цадики, которым удалось спастись, переехали в США и Израиль, где многие из них основали новые хасидские центры и восстановили связь с рассеянными по всему миру хасидами [1, с.397]. И хотя хасидское движение вернулось в Восточную Европу несколько десятилетий назад, на сегодняшний день центрами хасидизма продолжают оставаться США и Израиль.
Всегда хасидизм был ортодоксальным течением в иудаизме. Хасиды выполняли все законы Галахи, соблюдали мицвот («заповеди»), однако хасидизм обладал и некоторыми особенностями: повышенной эмоциональностью, экстатичным служением Богу, популяризацией основ мистики (которые прежде были известны лишь небольшому кругу кабалистов) и появлением нового типа духовного лидера — харизматического руководителя, цадика [5, кол.274].
Как отмечают раввины Гилберт С. Розенталь и Вальтер Хомолка «в принципе, хасидизм нельзя сегодня рассматривать как целостное движение: он объединяет группу небольших течений, каждое из которых имеет собственные убеждения и теорию. Возникшее первоначально в качестве харизматического движения протеста…, хасидизм быстро потерял свой нонконформизм, избежав однако слияния с другими течениями ортодоксального иудаизма» [7, с.179].
Различные направления хасидизма довольно сильно отличаются друг от друга идеями, т.к. учителя хасидизма не выработали единого для всех учения. И хотя теоретические разногласия часто были поводом для споров между хасидами, тем не менее в хасидизме можно выделить некоторые общие черты. Это отношение хасидизма к приходу Машиаха (Мессии) и к «избавлению» еврейского народа: в хасидизме ожидание Машиаха всегда было достаточно сильным чувством, считалось, что евреи обязаны приближать его приход идеальным служением Богу. Тем самым хасидизм переводил мессианские порывы из сферы общей эсхатологии в область личного служения. Второй общей чертой является панэнтеизм, согласно которому мир возникает и развивается в процессе Божественной эманации. На основе этого принципа хасидизм развивает далее учения о человеке и его месте в мире, о цадиках, о преданности Богу, об исправлении мира, о раскаянии.
В целом, в развитии хасидизма можно выделить два основных направления: польско-украинское и литовско-белорусское. Первое направление полностью переняло идеи Бешта, который видел основой иудаизма сердечную, интимную привязанность человека к Богу. Он подчеркивал необходимость оптимистического отношения к людям и жизни вообще. Особую популярность среди хасидов Польши и Украины приобрела идея о том, что в мире не существует абсолютного зла и что к грешнику следует относиться, как к праведнику. Польско-украинское направление хасидизма отличается эмоциональностью и личностным подходом. Яркими представителями литовско-белорусского направления хасидизма являются движение Хабад и карлин-столинские хасиды, которые считают главным источником веры «разумную душу», а не чувство и экстаз. Слово «хабад» — это акроним ивритских слов «хохма» («мудрость»), «бина» («понимание») и «даат» («знание»). Тем самым подчеркивается характерная черта учения Хабада — приоритет разума и, как следствие, важность изучения Торы.
Сегодня в Украине в основном представлено два хасидских движения: Хабад-Любавич и карлин-столинские хасиды. Карлин-столинские хасиды более активны в Западной Украине, а Хабад-Любавич действует по всей территории Украины. Например, в Киеве синагога Бродского и раввин Моше Асман принадлежат движению Хабад-Любавич, а раввин синагоги на Подоле Яаков Дов Блайх происходит из карлин-столинской династии. По мнению исследователя иудаизма Владимира Матвеева, ультра-ортодоксы занимают в Украине главенствующие позиции вследствие своей организованности и материальной обеспеченности [6, с.17]. Информации о деятельности Хабада достаточно много, поэтому далее мы сосредоточим свое внимание на более подробном исследовании роли этого движения в возрождении и усилении еврейской общины Украины.
В Украине, как и в других странах бывшего СССР, Хабад применил свой многолетний опыт работы с секуляризированным и ассимилированным еврейством. «Высокая институциональная мобильность, внутренняя дисциплина, культурная гибкость и нацеленность на экспансию в еврейской диаспоре позволяют движению Хабад-Любавич хорошо адаптироваться в разных странах современного мира и достаточно крепко укореняться в них», вследствие чего «движение Хабад-Любавич стало наиболее успешным институционализированным феноменом еврейской религиозной жизни последней трети ХХ — начала ХХІ вв.» [3, с.11]. Хабад поставил себе целью приобщить как можно большее число евреев к ортодоксальному учению хасидов. Он активно использует современные рекламные методы, например, широко известны так называемые «мицва-бусы», небольшие минивэны с несколькими эмиссарами Хабада, которые путешествуют в самые отдаленные местечки, и предлагают взрослым мужчинам-евреям наложить филактерии (тфилин). Подобная активность обусловлена установкой Менахема Мендла Шнеерсона, Седьмого Любавичского Ребе, на практическую деятельность адептов иудаизма и активную социальную роль религии вообще. Одной из причин популярности Хабада является также их большая просветительская работа, образовательно-культурные мероприятия, которые организовывает Хабад, рассчитаны на все возраста, от утренников в детском саду до чествования ветеранов. Вся эта активная деятельность привела к тому, что еврейская община, которая периодически посещает на праздники синагогу Бродского в Киеве, сегодня составляет около 6 000 (!) человек. Цифра очень внушительная, если учесть, что в этом году на Рош-га-Шана на могилу рабби Нахмана в Умань приехало 15 300 брацлавских хасидов со всего мира.
Проанализировав все вышесказанное, можно прогнозировать, что ортодоксальная еврейская община в Украине будет активно расти вследствие работы Хабада и хасидов других направлений. Такой рост может быть обусловлен несколькими факторами: высокая рождаемость, активная социальная деятельность хасидизма, религиозная бескомпромиссность в сочетании с модернизацией своих взглядов на взаимодействие с обществом и финансовая самоокупаемость. Высокий показатель рождаемости в хасидских семьях присущ не только Украине, но и всем странам, в которых проживают хасиды. Преподаватель географии Университета Флориды Джошуа Коменец подсчитал, что количество хасидов в США увеличивается в 2 раза каждые 20 лет. В то время как в неортодоксальных семьях рождаемость либо остается на том же уровне, либо падает. И хотя хасидизм не запрещает категорически аборты, разводы и контрацепцию, а только неодобрительно к ним относится, в среднем в хасидской семье рождается 6-8 детей. Если такая тенденция сохранится, то, по мнению Дж. Коменца, к 2050 году хасиды будут составлять большинство еврейского населения США [2]. Не исключено, что такая же картина будет наблюдаться и в Украине. Активная социальная деятельность хасидизма проявляется в правильной организации образовательно-культурной работы со всеми возрастными категориями евреев. Существует выражение, что еврей может прожить полноценную жизнь, не выходя за рамки общины, т.к. в общине есть детский садик, религиозная школа, йешива (высшее религиозное учебное заведение), возможность устроиться на работу в самой общине и организация досуга для пожилых людей в еврейском доме престарелых. Религиозная бескомпромиссность хасидов, которые четко отстаивают принципы Галахи и не допускают либеральных идей или подходов к иудаизму, умело сочетается с модернизацией позиций хасидизма по отношению к окружающему обществу. Так, за последние десятилетия хасиды постепенно отказываются от языка идиш, как единственного языка общения, традиционный хасидский костюм XVII века был заменен на простой темный костюм и шляпу, запрет на занятия в университетах стал неприемлем и т.п. [4, с.260]. Отличительной чертой хасидских общин в Украине стала их финансовая самоокупаемость. После распада Советского Союза возрождение иудаизма было финансово организовано благодаря постоянной поддержке евреев США и Израиля. С каждым годом эта поддержка уменьшается, что приводит к замедлению темпов развития деятельности консервативного и реформистского иудаизма. Хасидским общинам удалость привлечь на свою сторону большинство местных еврейских бизнесменов, благодаря финансовой поддержке которых хасиды не только продолжают вести уже начатую ранее деятельность, но и открывают новые синагоги и еврейские религиозные школы по всей Украине.
На наш взгляд, потенциальными препятствиями для стабильного роста ортодоксальной еврейской общины могут быть лишь возможная последовательная антисемитская политика со стороны государства и эмиграция евреев в Израиль, США или Германию. Антисемитская политика в Украине пока отсутствует, а эмиграция заметно снизилась за последнее десятилетие. Таким образом, эти факторы возможны скорее теоретически, нежели практически.