Лосев А.Ф. - Гомер [1960, PDF/DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Алькофрибас_

Стаж: 15 лет 11 месяцев

Сообщений: 3352

Алькофрибас_ · 11-Сен-21 10:30 (4 года назад)

Гомер
Год издания: 1960
Автор: Лосев А.Ф.
Издательство: М.: Учпедгиз
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 352
Описание: От автора:
Лежащее в основе настоящей книги исследование касалось трех главных проблем гомероведения. Мы, во-первых, хотели по возможности точно формулировать основы эпического стиля, не только ограничиваясь общим и популярным изложением, но пытаясь систематически развернуть все необходимые принципы художественного эпоса. Во-вторых, мы пытались не просто говорить о принципах стиля, но и рассмотреть все гомеровские материалы с точки зрения этих принципов, так что мы ввели целые главы, посвященные художественной действительности, изображенной у Гомера, включая изображение природы, общества, индивидуального человека, богов и демонов, а также понимания судьбы. Имея в виду объем книги, главы о природе, искусстве и поэтическом языке у Гомера в настоящем издании пришлось опустить. Наконец, в-третьих, мы руководствовались историческим подходом к Гомеру, что привело к необходимости усматривать в нем отражение самых разнообразных эпох социально-исторического развития. Идея рассмотрения Гомера в связи с окружающей его действительностью и в связи с рудиментами предыдущего исторического развития является основной идеей книги. В этом отношении нам пришлось строго критически отнестись почти ко всем более ранним периодам гомероведения, несмотря на колоссальную значимость многих его представителей и несмотря на то, что во многом еще и до сих пор приходится пользоваться методами и результатами этих старых исследований по Гомеру. Точно формулировать все решения трех указанных проблем, несомненно, является труднейшей задачей, которую не разрешил еще ни один гомеровед, и на это даже и сейчас еще невозможно претендовать. Поэтому автор предлагаемой книги рассматривает ее лишь как скромное введение в современную гомеровскую проблематику.
Книга эта возникла из нашего специального курса по Гомеру в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина. Лежащее в основе этого курса исследование было произведено нами еще во второй половине 30-х годов и неоднократно перерабатывалось в течение 40-х и 50-х годов.
То, что настоящая книга возникла из лекций и семинарских занятий, объясняет собою и ту ее особенность, что многие затрагиваемые в ней проблемы и уже подвергавшиеся тому или иному обследованию излагаются иной раз с помощью реферирования наиболее интересных исследований, старых или новых. Автор хотел этим ближе познакомить читателя с научной литературой по гомероведению, хотя и здесь пришлось использовать только небольшую часть имеющихся у него материалов.
В тех случаях, где автор находил нужным, он самолично переводил греческий текст Гомера и ради точности, конечно, в прозаическом виде. Это мы делали по изданиям Гомера: Homeri Ilias ed. G. Dindorf, — Hentze Lips. 1935; Homeri Odyssea ed. Dindorf — Hentze Lips. 1935. В остальных случаях, когда не нужна была особенно тщательная точность, цитаты из Гомера приводились по переводам В. В. Вересаева.
Примеры страниц
Оглавление
От автора 4
Введение 6
1. Вступительные замечания 6
2. «Илиада» 7
3. «Одиссея» 10
4. Переводы Гомера 14
5. Необходимая литература дл-л ознакомления с Гомером 16
6. Мифологические руководства 19
7. Исторические руководства 19
8. Школьные греческие тексты Гомера 19
9. Пособия для изучения греческого текста Гомера 20
10. Марксистско-ленинское изучение Гомера 20
I ЧАСТЬ. ГОМЕР И ЕГО ВРЕМЯ 24
I. Противоречия у Гомера 26
1. Сюжетные противоречия 26
а) «Илиада» 26
б) «Одиссея» 26
2. Другие противоречия 27
а) Культурно-социальные противоречия 27
б) Религиозно-мифологические противоречия 28
в) Языковые противоречия 28
г) Противоречия автора поэм с самими поэмами 29
3. Что такое гомеровский вопрос? 29
II. Гомер в истории античной культуры 29
1. Распространение, исполнение и первая запись поэм Гомера 29
а) Распространение поэм 29
б) Закон Солона 30
в) Первая запись поэм 30
2. Вопрос об отношении Гомера к недавно расшифрованной крито-микенской письменности 30
3. Популярная традиция о Гомере 32
а) Древние биографии Гомера 32
1) Фантастичность биографии 32
2) Наиболее древние черты 33
3) Традиционный образ Гомера 33
б) Время жизни Гомера 34
в) Место рождения Гомера 34
г) Произведения Гомера 34
4. Античная критика о Гомере 35
а) Порицатели Гомера 35
б) Почитатели Гомера 36
в) Ученая критика 36
г) Аристотель о Гомере 37
III. Гомер и новое время 38
1. Гомеровский вопрос на Западе до Вольфа 38
2. Ф. А. Вольф 38
3. Гомеровский вопрос после Вольфа 39
а) Теория индивидуального творчества 39
б) Теория коллективного творчества 40
в) Синтетические теории 41
4. Новейшие работы по Гомеру 43
IV. Некоторые выводы из истории Гомеровского вопроса 47
1. Народ как творящий индивидуум и индивидуум как творящий — народ 47
а) Художественное единство 47
б) Противоречия в поэмах, совместимые с коллективным и индивидуальным творчеством 47
в) Невозможность для общинно-родовбго строя глубокого и резкого разрыва индивидуума и коллектива 47
2. Гомер — отражение истории греческого народа 48
а) Общесоциальное развитие 48
б) Военно-политическая история 49
3. Личность Гомера и оформление его произведений 49
а) Имманентный автор 49
б) Художник 50
4. Эпический художник 51
5. Греческий эпический художник 51
6. Греческий ионийский эпический художник 52
7. Греческий ионийский эпический художник эпохи разложения общинно-родового строя и перехода его в рабовладельческую формацию 52
8. Аттическое завершение гомеровского эпоса 53
а) Восходящая классическая демократия 53
б) Исследователи аттического завершения Гомера и общая характеристика этого завершения 53
в) Специальные аргументы в пользу аттического завершения Гомера 54
г) Невозможность грубою понимания аттических интерполяций 56
д) В чем заключается подлинное аттическое завершение Гомера 58
е) Аттические языковые элементы 59
9. Народность Гомера 59
10. Время и место жизни Гомера 65
11. Современное положение вопроса о комиссии Писистрата и гомеровской реформе Солона 67
а) Самый факт комиссии Писистрата 67
б) Значение редакционной деятельности Писистрата 71
в) Упорядочение рецитаций Гомера при Солоне 72
12. Текст Гомера в древности 72
13. Основной тезис гомероведения 80
14. Очередная проблематика 82
V. Социально-историческая основа 83
1. Борьба нового со старым 83
а) Упоминание в эпосе о племенах и фратриях 83
б) Большое развитие частной собственности и частной инициативы 84
в) Большая дифференциация гомеровского общества и его пестрота 84
2. Сословия 84
а) Родовая знать или аристократия 84
б) Развитие обмена и торговли 85
в) Ремесленники 86
г) Рабство в патриархальном виде, но с предвестьем наступающей классовой борьбы 87
3. Организация власти 91
а) Цари 91
б) Совет старейшин 93
в) Народное собрание 93
г) Верховная власть 94
4. Военная демократия 95
5. Отсутствие юридического формализма 95
6. Итог 95
VI. О прогрессивных тенденциях у Гомера 96
1. Антивоенная тенденция 97
2. Мирный уклад жизни в сравнениях Гомера 101
3. Антиаристократическая тенденция 108
4. Другие прогрессивные тенденции 112
II ЧАСТЬ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ГОМЕРА 117
I. Эпос и его социально-историческая основа 118
1. Неправильное понимание эпического стиля 118
2. Сущность эпического стиля 119
3. Срединное положение эпоса 120
а) Между первобытной дикостью и цивилизацией 120
б) Восходящий патриархат 120
II. Принципы стиля Гомера 121
1. Строгий эпический стиль и свободный (смешанный) эпический стиль 121
а) История стиля и история общества 121
б) Всякий стиль находится в процессе становления 122
2. Объективность эпоса 122
а) Характеристика 122
б) Повествование 123
в) Зарождение субъективизма 123
3. Обстоятельная деловитость эпоса 125
4. Живописность и пластика эпоса 126
а) Свет и солнце 126
б) Цвета и краски 126
в) Пластика 127
5. Периоды пластического мировосприятия у Гомера 127
а) Закон хронологической несовместимости, или закон плоскостного изображения 127
б) Геометрический стиль 131
в) Пластика в собственном смысле слова 142
г) Более точное понимание пластики 144
6. Антипсихологизм и вещественное изображение психики 147
а) Что такое антипсихологизм? 147
б) Примеры 147
в) Внешнее изображение внутренних переживаний в эпосе 148
г) Внешняя мотивировка поступков и чувств 148
д) Зарождение психологического анализа 149
7. Совмещение у Гомера божественного предопределения и свободной психологии 150
а) Общий тезис 150
б) Классификация эпических типов изображения божественной и человеческой воли. Первый тип 151
в) Второй тип 152
г) Третий тип 153
д) Четвертый тип 155
е) Пятый тип 155
ж) Итог 155
з) Гегель о соотношении богов (или всеобщего) и индивидуумов (или единичного) в эпосе 156
8. Традиционность и стандартность эпоса 157
а) Необходимость традиции для эпоса 157
б) Характеристика эпической традиционности 158
в) Традиционность гомеровской поэтики 158
г) Колебание эпического стандарта и выход за его пределы 159
9. Монументальность эпоса 163
а) Характеристика 163
б) Типы монументальности 164
в) Снижение монументальности 164
10. Отсутствие мелочей в эпосе и его наивность 165
11. Уравновешенно-созерцательное спокойствие эпоса 166
а) Эпическое настроение 166
б) Эпическое спокойствие не есть безразличие 166
в) Эпическое спокойствие предполагает великие события и даже катастрофы жизни 167
г) Человеческое 168
д) Вечное возвращение 169
е) Эпическое спокойствие не мешает изображению героических подвигов, а является его основой 170
ж) Итог 171
12. Героический характер эпоса 171
а) Развитие личности и частной инициативы 171
б) Связь личности с родовой общиною 172
в) Гомеровское богатырство, его внеклассовый и внесословный характер 172
г) Идеология героя 173
д) Терминология героизма 173
е) Неправильная теория героизма 176
ж) Позднейший героизм 176
13. Природно-телесный и самостоятельно-материальный характер эстетики, этики и религии в эпосе 177
а) Эпическая эстетика 177
б) Эпическая этика 178
в) Эпическая религия 182
14. Общий обзор всех рассмотренных выше основных принципов эпического стиля 183
III. Зарождение новых стилей и жанров, кроме героической поэмы 184
1. Неизбежность зарождения новых стилей 184
2. Эпический стиль 184
а) Сказка 184
б) Роман 186
3. Лирика 187
а) Воинственно-патриотическая лирика 187
б) Лирика героической любви 188
в) Лирика страстной любви к жизни в условиях обреченности этой последней 189
4. Трагедия 191
а) Сущность трагического 191
б) Ахилл 191
в) Гектор и Андромаха 192
г) Троянская война 193
д) Гибель женихов 193
5. Общая трагическая картина мира 194
а) Пессимизм Гомера 194
б) Трагическая философия Гомера 196
в) Заключительные замечания о трагизме Гомера 198
6. Комедия 199
а) Высокий и тонкий комизм 199
б) Олимпийские сцены 200
в) Грубый комизм 201
7. Реторика и сентенциозность 203
а) Реторика 203
б) Сентенции 204
IV. Принцип свободноэпического стиля 204
1. Единство новых стилей у Гомера 204
2. Ретроспективный и резюмирующий взгляд. Начало историзма 205
3. Социально-исторические комплексы 207
4. Вольное, но в то же время эстетически-любовное снисходительное отношение к наивностям мифологии 208
5. Тонкая юмористика, доходящая до благодушной иронии, и в то же время наивная серьезность 209
6. Бодрая жизнерадостность и неутомимость, несмотря на постоянные страдания и несчастья 210
7. Вольно-эстетическое свободомыслие 211
8. Общая формула свободного эпического стиля Гомера 212
V. Единство художественного стиля Гомера и связь его с изобразительным искусством 213
1. Принципиальное единство художественного стиля Гомера 213
а) Историческое единство 215
б) Систематическое единство 215
2. Аналогия с изобразительным искусством 217
VI. Из современной литературы по мировоззрению и стилю Гомера 225
VII. От принципов стиля к самому стилю 236
III ЧАСТЬ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 237
I. Герои 238
1. Характеры 238
2. Ахилл 238
3. Агамемнон 245
4. Гектор 248
5. Одиссей 250
6. Нестор 255
7. Навсикая 256
8. Развитая индивидуализация и метод показа жизненных деталей 258
9. Быт 264
а) Военный быт 264
б) Мирный быт 266
10. Рудименты прежнего общественного развития 268
а) Народы (кроме феаков) 268
б) Феаки 269
II. Боги и судьба 271
1. Религия у Гомера и ее эволюция 271
а) Древнейший историко-религиозный слой. Намеки на древнюю магию 272
б) Молитвы и жертвы 273
в) Знаменья и оракулы 274
г) Магические операции в стиле волшебной сказки 275
2. Древнейший мифологический слой 277
а) Неразвитая бесформенная мифология. Термины theos и daimon 277
б) Мифологические противоречия в связи с концепцией бесформенного божества 279
в) Значение и критика некоторых исследований мифологии Гомера 281
г) Гомеровские теологемы в связи с ростом мифологической абстракции 282
3. Хтоническая мифология 283
а) Душа человека 283
б) Хтонические существа вне человека 284
в) Доолимпийские божества 286
4. Хтонический корень олимпийских богов 289
а) Зевс и Гера 289
б) Аполлон и Артемида 294
в) Афина Паллада и Арес 294
г) Гефест, Афродита, Гермес 296
д) Деметра и Посейдон 297
5. Общая система богов и демонов у Гомера в историко-художественном отношении 298
а) Героическая сущность олимпийских богов 299
б) Поднебесные божества Гелиос 300
в) Наземные божества 303
г) Водяные божества 304
д) Подземные божества. Аид 306
е) Итоги 307
6. Универсализм гомеровских богов в его становлении 308
7. Юмористический момент в изображении богов у Гомера 312
8. Основные тексты о божественном юморе у Гомера 312
9. Юмор богов и трагедия людей 318
10. Сущность гомеровского юмора 320
11. Из литературы о гомеровских богах и, в частности, о гомеровском смехе богов 324
12. Судьба как эстетическая идея 332
13. Исторические напластования в воззрении Гомера на судьбу 334
а) Судьба выше богов 335
б) Отождествление судьбы с богами 337
в) Боги выше судьбы 338
г) Терминология и многозначные тексты 340
14. Судьба и действительность 342
III. Общие итоги 343
Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ) - Лосев А.Ф. - Гомер [2006, DjVu/PDF, RUS]
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

nabob33

Стаж: 15 лет 1 месяц

Сообщений: 32

nabob33 · 12-Ноя-21 20:38 (спустя 2 месяца 1 день)

Лосев А. Ф.
Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» (новое академическое изда-
ние, исправленное и дополненное) / Сост., подгот. текста, вступ. статья А. А. Тахо-
Годи, В. П. Троицкого, коммент. В. П. Троицкого. — М.: Издательский дом ЯСК,
2021. — 696 с.: ил. — (Вклейка после с. 272.)
ISBN 978-5-907290-38-9
Не пробежит ли?
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error