neilt1985 · 24-Окт-20 03:35(4 года 10 месяцев назад, ред. 03-Фев-21 13:49)
Государственный академический русский хор СССР п/у В.Н.Минина / Родион Щедрин: Запечатлённый ангел
Жанр: Classical, Sacred, Choral Страна исполнителя (группы): Россия Год издания: 2018 Аудиокодек: MP3 Тип рипа: tracks Битрейт аудио: 320 kbps Продолжительность: 00:60:47 Наличие сканов в содержимом раздачи: да Качество: Студийная фонограмма Источник: Электронный альбом фирмы "Мелодия" Треклист:
1. Sostenuto Assai
2. Allegro
3. L’istesso Tempo. Sostenuto Assai
4. Rabbioso
5. L’istesso Tempo
6. Pesante
7. Lamento
8. L’istesso Tempo. Andante
9. Sostenuto Государственный академический русский хор СССР
Московский Камерный Хор, художественный руководитель и дирижёр - Владимир Минин Солисты: Александр Голышев (флейта), Лолита Семенина (сопрано), Наталья Белова (сопрано), Татьяна Жданова (меццо-сопрано), Андрей Азовский (дискант), Александр Илларионов (альт), Алексей Алексеев (тенор) Хормейстеры: Владимир Урман, Людмила Урман, Татьяна Курпекова Описание:
Хоровая музыка по Н.С. Лескову для смешанного хора а капелла со свирелью (флейта) в 9 частях, соч. 1988 г. На церковнославянском языке. Оцифровано и восстановлено фирмой "Мелодия".
Записано в Большом зале Московской консерватории в 1989 году
Звукорежиссёры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Об альбоме
Фирма «Мелодия» представляет одно из самых значимых хоровых сочинений классика современной музыки Родиона Щедрина – музыку по повести Н. Лескова «Запечатленный ангел». В своем творчестве Щедрин не раз обращался к хоровому жанру. Его нередко привлекают религиозные сюжеты, литургические тексты. И все же, хоровая музыка к «Запечатленному ангелу» заключает в себе особый, личный отпечаток отношения композитора к Лескову и, через него, к русской духовности как таковой. «Если «русская душа» взаправду существует, – писал композитор, – то никто лучше Лескова не может ответить на сей сакраментальный вопрос». Эта музыка не отражает содержания повести Н. Лескова, в которой внешние события – это тоже лишь символ. Щедрин использует тексты православных молитв, отрывки из богослужебных книг, но не придерживается строго догматического текста. Музыкальная структура сочинения близка к литургии, но молитвы звучат не в последовательности литургического обряда. Их цель – постепенное раскрытие главной идеи литературного первоисточника, идеи «…нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства…», как определили ее сам Щедрин. Произведение Щедрина звучит в исполнении двух выдающихся хоровых коллективов – Государственного Академического Русского Хора и Московского Камерного Хора под управлением Владимира Минина.
Родион Щедрин: Запечатлённый ангел
Литургия "Запечатленный ангел" была написана Щедриным в 1988 году по Николаю Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а cappella со свирелью (флейтой) в 9 частях. Повесть Лескова "Запечатленный ангел" не служила программой музыки Щедрина, от нее были взяты отдельные элементы: название, образ свирелиста, сюжетный "круговорот очищения". Как отмечал сам композитор, его привлекла в рассказе об иконописце Севастьяне, расписавшем оскверненную сильными мира сего древнюю чудотворную икону, прежде всего, идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства. По отношению к литургии композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи) с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, "равнинность" мелодии, беспаузность. По хоровым приемам это энциклопедия русского хорового письма, включившая помимо мелодики знаменного типа также народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект "храмового эха" и имитацию колокольного звона.
Хоровая музыка по Н.Лескову
Произведения духовной тематики Родиона Щедрина заняли своё, чрезвычайно важное, и в некоторой степени, знаковое место в русской ново-сакральной музыке. Как известно, композитор практически с начала своего творческого пути стал ярким представителем русской (советской) музыкальной культуры и занял ведущее положение среди композиторов своего времени. И вполне естественно, что именно он явился одним из первых советских композиторов, отразившим в своём творчестве новую волну духовного возрождения. Однако, ещё более серьёзной причиной обращения Р.Щедрина к духовной тематике было его «генетическое» родство с церковной традицией. Как известно, на будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в Алексине Тульской губернии. Впоследствии основным этапом на пути становления Р.Щедрина как композитора стали годы его обучения в Московском хоровом училище. На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988) . Хоровая музыка «Запечатленный Ангел» была написана, как заметил Родион Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии. Произведение не только стало в ряду первых духовных русских сочинений конца ХХ века, но также явилось первым сочинением Р.Щедрина, имеющим духовную направленность. Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, мальчишеского голоса и свирели и выдержан в духе литургических традиций А.Гречанинова и С.Рахманинова. Сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма, включающую мелодику знаменного типа, народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона. «Запечатленный ангел» Р.Щедрина был первоначально издан с жанровым уточнением «хоровая музыка по Н.Лескову». Однако, в ряде источников, в том числе списках сочинений композитора, произведение обозначено как «литургия» или «русская литургия». Вместе с тем, отсылка к литературному первоисточнику, индивидуальный подход к выбору канонического текста, исполнительский состав (включение инструментального голоса) очевидно свидетельствуют о том, что композитор не ставит своей целью воссоздание жанра литургии как такового – ни в его храмовой, ни в концертной версии. Это подтверждается драматургической и композиционной организацией произведения, даже поверхностный взгляд на которую атрибутирует «хоровую музыку» как опус, уникальный в отношении жанра, драматургии и композиции. Литературная основа в «Запечатленном ангеле» предстаёт в двух ипостасях: как слово звучащее (канонический текст) и слово незвучащее – повесть Н.Лескова, послужившая прообразом, но не программой сочинения. Художественный мир Н.Лескова необычен, он завораживает красочностью языка, удивительными аллегориями, парадоксами художественного мышления. Главная его особенность – неординарная лексика – нередко становилась непреодолимой преградой в попытках «перевести» его произведения на язык других искусств. Между искусством двух художников – Н.Лескова и Р.Щедрина присутствуют глубинные параллели, и основная из них – религиозное начало, но не во внешних проявлениях, а в стремлении понять саму сущность христианства. В христианстве Лесков выделял тот, что было для него наиболее ценным – идею служения людям, деятельного и самоотверженного добра, духовности и человечности: «идея лесковского праведничества как основы русской православной культуры противостоит духовной пустоте, злобе и ненависти, забвению современным человеком традиционных религиозно-нравственных ценностей» (Синельникова О. «Запечатленный ангел» Н.Лескова и Р.Щедрина: в поисках духовной истины // Музыкальная академия. – 2007. – №1. – с.102 - 109). Другой аспект сближения творчества Лескова и Щедрина – опора на народную культуру и национальные традиции, тяготение к русской старине. Вероятно, именно поэтому внимание композитора при соприкосновении с «Запечатленным ангелом» направлено на воплощение высокой идеи и на усиление её средствами музыки. Музыка «Запечатленного ангела» становится не иллюстрацией и не комментарием литературного «Запечатленного ангела», но воссозданием его основных идей иными средствами.
Фабулой повести Лескова служит идея единения старообрядцев с христианской православной церковью благодаря испытаниям, которые они претерпели за свою святыню – икону Ангела-хранителя. Это единение, на наш взгляд, становится основной идеей музыкального произведения, обусловливающей «энциклопедичность» хорового письма, сплотившего древние знаменные формы и многоголосие Новой церкви. Формально же из текста «Запечатленного ангела» Лескова Щедрин заимствовал лишь отдельные элементы: название, текст для номера №1 («Ангел Господень»), образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения» – икона чистая, сожженная печатью и снова чистая. Средство для воплощения фундаментальной идеи повести в музыке было «подсказано» Лесковым: «Рассказ Лескова пронизан возвышенным религиозным чувством, тут и там словно рассыпаны золотые блестки первоначальных строк литургических православных песнопений, которые в моменты тяжёлых перипетий поют лесковские староверы», – говорил сам композитор. Именно это и навело Щедрина на мысль создать «русскую литургию», используя канонические православные тексты. Не соблюдая строгие каноны жанра, Р.Щедрин выбирает богослужебные тексты достаточно произвольно, привлекая материалы из различных церковных книг и не воспроизводя последовательности службы: II часть– «Бо господь и явися нам...» (з Октоиха и Обихода, III – «Ангелы успение...» из Минеи празднично), IV – «Егда славнии ученицы...» из Триоди постной, VI – «Покояние отверзи ми...», «Душе моя восстани...» из Триоди постной, VIII – «Да святится имя Твое...», фрагмент молитвы «Отче наш» из Обихода. Композитор допускает отдельные перестановки слов, сокращения. В частности, восклицание «Аминь!» заменяется его русским вариантом «Истинно!», молитва «Отче наш» начинается со второй фразы. Сравнивая канонический текст и его версию, использованную Р.Щедриным на примере шестой части цикла «Покояние отверзи ми», О.Синельникова приходит к выводу, что композитор сохраняет наиболее важные по содержанию строки молитвы (некоторые из них повторяя) и пропускает те, которые можно домыслить. Это ещё раз доказывает ориентацию на жанр литургии, так же, как и неканоническую её трактовку. Общность произведений Лескова и Щедрина, таким образом, находится в смысловой плоскости, на уровне идейного замысла. В процессе развёртывания музыкальной партитуры возникают и некоторые образно-сюжетные аналогии, нередко посредством общих аллегорических связей. Так, например, образ Пимена в повести Лескова символически связан с евангельским образом Иуды, а действия Пимена – с предательством Иуды. В самом тексте повести Лескова эта связь не прописывается, но читается между строк. В сочинении же Р.Щедрина именно образ Иуды представлен текстово (в четвёртой части тема «Иуда злочестивый»). Катарсическая кульминация цикла в седьмой части, связанная с применением тембра детского голоса, перекликается с эпизодом смерти отрока Левонтия в повести Лескова. О.Синельникова также усматривает некоторые параллели в драматургическом строении обоих произведений. Хоровая музыка Р.Щедрина «Запечатленный ангел» состоит из 9 частей. Композицию цикла отличает стройная продуманная организация, обусловленная драматургией произведения: части группируются в три равных раздела (три фазы), выполняющих традиционные композиционные функции – экспозиционную, развивающую и заключительную. Драматургия произведения более всего приближает его к традициям православной литургии. Основные драматургические этапы «Запечатленного ангела» подчинены логике христианского пути к Богу – от мирской благости, через грех и покаяние к катарсису.
С другой стороны, драматургический план выполняет и иную функцию - наличие основополагающей драматургической линии является первым принципом объединения монументального 9-частного цикла. Три драматургических этапа естественно обусловливают крупное трёхфазное членение всей композиции. Внутреннее же единство всех трёх этапов драматургии – как пути одной Души – решено музыкальными средствами. Вторым принципом объединения цикла является наличие разного рода сквозных тем и мотивных связей. Причём эти тематические образования разнопорядковы как в семантическом, так и в структурном отношении и в процессе развёртывания музыкальной ткани изменяются в различной степени. Белорусская государственная филармония philharmonic.by/ru/artists/shchedrin-r-zapechatlennyy-angel-horovaya-muzyka-po-nleskovu
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова — всемирно известный российский коллектив, занимающий одну из ведущих позиций как в отечественном, так и в мировом хоровом исполнительстве. Он был создан в 1936 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. Важнейшую роль в формировании творческого облика коллектива сыграла деятельность двух великих мастеров хорового искусства — первых художественных руководителей Госхора: Николая Михайловича Данилина и Александра Васильевича Свешникова. Уже в период становления Государственный академический русский хор (в 1941–1955 гг. — Государственный хор русской песни) уверенно занимает позицию флагмана отечественного хорового исполнительства: его звучание и трактовки становятся своеобразным эталоном русской певческой стилистики. Среди выдающихся дирижеров, сотрудничавших с коллективом в те годы: Г. Абендрот, А. Гаук, И. Маркевич, Н. Рахлин, Г. Рождественский, Е. Светланов, Я. Ференчик. Активной и плодотворной была работа хора с композиторами- современниками: Р. Бойко, С. Василенко, Р. Глиэром, Е. Голубевым, З. Кодаем, Г. Свиридовым, А. Флярковским, Т. Хренниковым, Ю. Шапориным, В. Шебалиным, А. Шнитке, Д. Шостаковичем, Р. Щедриным, А. Эшпаем и другими. Среди значительного количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова, удостоенная множества престижных международных наград.
С 1980 по 2012 год во главе Хора Свешникова стояли известные хоровые дирижеры: народный артист РФ Игорь Германович Агафонников, народный артист СССР Владимир Николаевич Минин, народный артист России Евгений Сергеевич Тытянко, народный артист России Игорь Иванович Раевский. С 2008 по 2012 год коллектив возглавлял выдающийся российский хоровой дирижер, народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин. С августа 2012 года художественным руководителем Госхора является ученик Тевлина Евгений Волков. Хор Свешникова — активный участник многих престижных международных фестивалей и значительных культурных проектов. В течение последних сезонов коллектив выступал с дирижерами: В. Гергиевым, Ю. Симоновым, Г. Рождественским, В. Синайским, П. Коганом, В. Федосеевым, В. Юровским, М. Плетневым, К. Эшенбахом, А. Титовым, Л. Акочеллой, Л. Бакаловым, А. Анисимовым, А. Левиным, М. Татарниковым и другими. За последние годы хором накоплен значительный репертуар, включающий в себя как отдельные сочинения, так и эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы — воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Русские воинские песнопения и молитвы». Следуя традициям, заложенным Борисом Григорьевичем Тевлиным, хор осуществляет значительное количество мировых и российских премьер произведений композиторов-современников, является постоянным и активным участником фестиваля «Московская осень». Значимую роль в творческой деятельности коллектива играют выступления в уникальных всероссийских концертно-театральных проектах, в числе которых концерт к 275-летию Академии русского балета им. А. Вагановой (Москва, 2012), концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (Москва - Санкт- Петербург, 2014), концерт-спектакль «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова (Москва, 2014). В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров С. Танеева на слова Я. Полонского, а в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (с оркестром Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов). Среди ярких работ коллектива последнего времени - участие в исполнениях Второй симфонии Мендельсона под управлением Юрия Симонова и Павла Когана, Второй симфонии Малера под управлением Гилберта Каплана, Реквиема Верди (дирижеры: Геннадий Дмитряк, Василий Синайский), Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза (дирижер Павел Коган), «Немецкого реквиема» Брамса (дирижер Юрий Симонов), «Пиковой дамы» Чайковского (дирижер Владимир Федосеев). В июне 2015 года Госхору была доверена честь представить российское искусство на сцене парижского Salle Gaveau в рамках международного культурного проекта «День России в мире», осуществленного Благотворительным фондом «Классика» при поддержке Президента и Правительства РФ. Источник: Культура.РФ culture.ru/collectives/15491/gosudarstvennyi-akademicheskii-russkii-khor-imeni-a-v-sveshnikova
Публикация альбома приурочена к предстоящему празднику Дня народного единства
в память об изгнании польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году.
России и ее гражданам, православным, всем христианам - процветания, мира, здоровья, благосостояния, духовного развития
во славу нашей Родины и всего российского народа.
Аминь.
#