Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве
Год издания: 2015
Автор: Ричард Бокэм
Переводчик: Наталья Холмогорова
Жанр или тематика: Религиоведение; История христианства
Издательство: "Эксмо"
ISBN: 978-5-699-68955-2
Серия: "Религия. История Бога"
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 495
Описание: До недавнего времени тема определяющей роли женщин в первоначальном христианстве попросту игнорировалась. После двух тысячелетий безмолвия появились серьезные поводы задаться вопросами о подлинном месте женщин в жизни Иисуса и раннехристианском движении. Оказалось, что именно женщины были наиболее важными и влиятельными фигурами в окружении Иисуса и в группах первых христиан, однако очень быстро в раннехристианском движении женщин вновь вернули к маргинальному положению в патриархальном обществе, а все ключевые роли в общинах отвели себе мужчины. Всемирно известный специалист по Библии и древней литературе Ричард Бокэм предлагает отправиться в интеллектуальное путешествие к истокам христианства, чтобы, с одной стороны, снять покровы с тысячелетней тайны, и, с другой стороны, представить взвешенную и аргументированную точку зрения в противовес сенсационным «открытиям» и гипотезам о роли женщин в личной и общественной жизни Иисуса.
Оглавление
По ту сторону евангелий: люди и смыслы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Из чего возникла эта книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
I. Книга Руфь как ключ
к гиноцентричному прочтению Писания . . . . . 35
1. Женский голос в Книге Руфь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2. Женская и мужская точки зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3. Власть женщин, авторитет мужчин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
4. Проблема родословия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
5. Роль гиноцентричных текстов в каноне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
II. Языческие праматери Мессии . . . . . . . . . . . . . 54
1. Зачем здесь эти женщины? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2. Предки Фамари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
3. Замужество Раав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
4. Хананеянки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
III. Елизавета и Мария в Лк 1:
интертекстуальное прочтение
гиноцентричного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
1. Лк 1:5–80: гиноцентричный текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
2. Мария как орудие Божьего спасения Израиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
3. Низкое общественное положение Марии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
IV. Анна из колена Асирова. . . . . . . . . . . . . . . . . 122
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
2. Где жили потомки колена Асирова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
А. Галилея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Б. Северная Иудея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
В. Адиабена и Мидия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Г. Иерусалим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3. Иерусалим и мидийская диаспора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
4. Анна, Фануил и Книга Товита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
5. Анна в евангелии и в истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Примечание А: северные колена в изгнании в 4 Езд 13 . . . . . . . . . 147
Примечание Б: место создания Книги Товита. . . . . . . . . . . . . . . . 149
V. Апостол Иоанна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
1. В пути с Иисусом и его учениками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
2 Палестинские женщины как владелицы собственности . . . . . . . . . . . . 167
(1). Наследование дочерью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
(2). Дарение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
(3). Кетуба, (4) приданое и (5) управление владениями мужа
после его смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
(6). Наследование вдовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
(7). Деньги, заработанные своим трудом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
3. Жена «домоправителя» Ирода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
4. Жена набатея Хузы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
5. Покровительница или служанка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
6. Иоанна, она же Юния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
А. Имя «Юния» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Б. Сродники Павла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
В. Соузники Павла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Г. «Прославившиеся между апостолами». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Д. «Прежде меня еще уверовавших во Христа» . . . . . . . . . . . . . . . 229
Е. Имена Юния и Иоанна как эквивалентные по звучанию . . . . . 230
7. Иоанна — свидетельница воскресения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
8. Историческая Иоанна: очерк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
9. Читатели следуют за Иоанной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
VI. Мария Клеопова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
1. Кто она такая? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
2. Ее роль в жизни Палестинской церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Примечание о предании, изложенном в Ин 19:25–27 . . . . . . . . . . . . . . . 272
VII. Две Саломеи
и Тайное Евангелие от Марка . . . . . . . . . . . 279
1. Саломея, сестра Иисуса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
2. Саломея, ученица Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
А. Саломея в канонических евангелиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Б. Саломея — одна из четырех учениц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
В. Саломея, вопрошающая Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Г. Саломея как источник эзотерической традиции. . . . . . . . . . . . . 297
Д. Саломея у ортодоксальных авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
3. Тайное Евангелие от Марка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Приложение: некоторые неканонические тексты о Саломее,
ученице Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Евангелие египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Евангелие от Фомы 61 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Псалом Фомы 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Тайное Евангелие от Марка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
VIII. Воскресение и женщины:
можно ли им верить?. . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
2. Формирование евангельских повествований о воскресении . . . . . . . . . 318
3. Доверие к женщинам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
4. Женщины в Евангелии от Матфея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
5. Женщины в Евангелии от Луки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
6. Женщины в Евангелии от Иоанна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
7. Женщины в Евангелии от Марка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
8. Женщины в древней церкви как авторитетные свидетельницы . . . . . . 355
9. Женщины в керигматических сообщениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466
Указатель цитат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
Доп. информация:
Если книга понравилась, прошу приобрести ее в любой лицензионной версии, чтобы дать возможность издательству выпускать новинки!!!