Ийро РанталаИйро Эмиль Рантала (фин. Iiro Emil Rantala; 19 января 1970, Хельсинки, Финляндия) — финский джазовый музыкант, композитор и пианист; в декабре 2013 года награждён высшей наградой Финляндии для деятелей искусств — медалью «Pro Finlandia».
Родился 19 января 1970 года в Хельсинки, в Финляндии. Занятия музыкой начал в возрасте семи лет в хоре мальчиков "Cantores Minores". Окончил академию Сибелиуса в Хельсинки по классу фортепиано, специализируясь на отделении джаза, а также курс классического фортепиано в Манхэттенской школе музыки.
В 1988 году, в год поступления в академию Сибелиуса, Рантала, совместно с бас-гитаристом Ээриком Сиикасаари (Eerik Siikasaari) и ударником Рами Эскелиненом (Rami Eskelinen), основал успешный музыкальный коллектив Trio Töykeät, записавший семь студийных альбомов и выступивший в целом более 2000 раз. Trio Töykeät просуществовало до 2006 года, когда Рантала основал Iiro Rantala New Trio, в составе которого выступил в роли пианиста, Феликс Ценгер (Felix Zenger) — битбоксера, а Марци Нюман (Marzi Nyman) играл на электрогитаре. Со времени своего основания коллектив объехал с гастролями почти всю Европу. Рантала в течение многих лет вёл на финском телевидении шоу Iiro irti («Ийро без границ»), где лично участвовал в выступлениях групп и артистов различных жанров.
Рантала известен готовностью вступать в сотрудничество с исполнителями разных стилей и направлений, например в 2011 году он выступил на фестивале Ruisrock в Турку вместе с финской фолк/викинг-метал-группой Turisas.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рантала,_Ийро
Лешек МожджерПианист, композитор и аранжировщик Лешек Можджер (род. 23 марта 1971 г. в Гданьске, Польша) считается самым ярким явлением в польской джазовой музыке последних десятилетий. Родился в 1971 году, на фортепиано начал играть с пяти лет. Прошел все ступени музыкального образования и в 1996 году получил диплом Музыкальной академии им. Станислава Монюшко в Гданьске.
Джазом заинтересовался относительно поздно, уже в выпускном классе школы, в 18 лет. Первые шаги на джазовом поприще совершил в ансамбле кларнетиста Эмиля Ковальского, но настоящим началом его джазовой карьеры можно считать первую репетицию с ансамблем Miłość («Любовь»), которая состоялась в 1991 году. Год спустя удостоился особого упоминания жюри на Международном конкурсе Jazz Juniors '92 в Кракове. С этого момента на молодого пианиста лавиной посыпались награды, в том числе приз Мэра города Гданьска за выдающиеся творческие достижения (1999), Фридерик-98 (джазовый музыкант 1998 года), Первое место на Международном конкурсе джазовой импровизации в Катовице (1994), премия министра культуры и национального наследия Ad Astra для выдающихся молодых музыкантов (2001). Является лауреатом премии «Паспорт “Политики”» в категории «Рок-Поп-Эстрада» (2004). Получил Гран-при фонда культуры (2006) и Приз министра иностранных дел за продвижение польской культуры за рубежом. С 1994 году читатели журнала «Jazz Forum» регулярно выбирали его Пианистом года. В 2012 году стал тройным победителем Jazz Top 2011 в категориях «Музыкант года», «Лучший пианист» и «Лучший альбом года» («Комеда»).
В течение шести лет был одним из главных участников джазового ансамбля Miłość, играл в Квартете Збигнева Намысловского. Многие годы записывал со Збигневом Прайснером музыку для кино. Его приглашали к сотрудничеству такие выдающиеся лидеры польского джаза, как Томаш Станько, Януш Муняк, Михал Урбаняк, Петр Войтасик. Можджерер также сотрудничал с признанными звездами мировой джазовой сцены: Пэтом Мэтини, Артуром Блайтом, Бастером Уилльямсом, Билли Харпером, Джо Ловано, Арчи Шеппом, Дэвидом Либманом. Вместе со шведским контрабасистом Ларсом Даниэльссоном и израильским перкуссионистом и вокалистом Зохаром Фреско играет в джазовом трио. С Анджеем Бауером и музыкантом, выступающим под псевдонимом M.bunio.s, играет в проекте LUTOSPHERE.
Импровизации на тему произведений Фредерика Шопена упрочили позицию музыканта в плеяде наиболее выдающихся индивидуальностей и виртуозов европейской джазовой сцены. Внимания заслуживают также его театральные работы, в частности: «Hair — love, rock musical» для Музыкального театра в Гдыне, «Танго с Леди М.» в Польском театре танца в Познани, «Психоз» Сары Кейн в постановке Гжегожа Яжины, «Windows» Балтийского театра танца режиссера Изадоры Вайс. Можджер постоянно сотрудничает с Яном Качмареком, который уже многие годы работает в Лос-Анжелесе — вместе они записывают музыку для кино (для кинокомпаний 20th Century Fox и Miramax).
Главным произведением Лешека Можджера-композитора стала музыка к первой в мире транс-опере по мотивам шекспировского «Сна в летнюю ночь», поставленной на сцене Музыкального театра в Гдыне (режиссер Войцех Косцельняк). Премьера состоялась в октябре 2001 года.
Подготовленное Лешеком Можджером шоу «Możdżer+» стало главным событием фестиваля Solidarity of Arts 2010.
Можджер выступал во всех европейских странах, а также в США, Киргизии, Бразилии, Аргентине, Уругвае и Канаде.
https://culture.pl/ru/artist/leshek-mozhdzher
Михаэль ВольниМолодого пианиста Михаэля Вольни (Michael Wollny) считают одной из главных надежд современного немецкого джаза. Он родился в 1978 году в городе Швайнфурт, а сегодня живет в Берлине. Он выступает и соло, и в составе разнообразных ансамблей, есть у него и собственное трио, которое называется [em]. В нем кроме самого Вольни играют басистка Ева Крузе (Eva Kruse) и барабанщик Эрик Шефер. (Eric Schaefer).
Михаэль Вольни - любимец критиков. Он только недавно закончил свое академическое джазовое образование, но уже выпустил массу компакт-дисков, а также получил большое количество премий, призов и стипендий.
При всем внешнем разнообразии и эклектизме Михаэль Вольни весьма минималистичен, он много раз повторяет одну и ту же ритмически-мелодическую фигуру. Многие его пассажи вызывают ассоциацию с морским прибоем: как будто волны набегают на берег и снова отступают. В таком духе уже в 70-х годах играл пианист Кит Джаррет (Keith Jarrett), сходным путем двигался и его немецкий коллега Йоахим Кюн (Joachim Kühn), оказавший большое влияние на Михаэля Вольни. Свой диплом в консерватории Михаэль писал о музыке Йоахима Кюна.
Сам музыкант приводит на своем сайте длинный список тех, кто на него повлиял. В нем не столько музыканты, сколько писатели и кинорежиссеры. Отсюда можно сделать вывод, что и драматической киномузыке джаз Михаэля Вольни не чужд. Можно зайти и с другой стороны. В последние годы набрал силу тренд так называемой нео-классики, то есть электронной минималистической и весьма меланхоличной музыки, использующей некоторые приемы как классики, так и киномузыки. Михаэль Вольни пришел в эту сферу, выйдя из джаза.
У Михаэля стрижка, которая больше подошла бы хипстеру, он часто фотографируется во всем черном, как принято у готов. На джазового музыканта Вольни совсем не похож. "Дома, кроме так называемой классики, я слушаю исключительно инди- и альтернативную музыку, которая с моей точки зрения является самым интересным и значимым изо всего, что сегодня происходит в мире музыки, - говорит он. - И по-моему, сегодня все больше и больше исчезают границы между разными музыками. Я не верю, что сейчас с современной импровизационной музыкой можно добиться внимания широкой публики, но существует огромное количество инди-групп, чья музыка не менее сложна и импровизационна, чем современный джаз. Сегодня это в большой степени стало вопросом "упаковки" и маркетинга. А с содержательной точки зрения поп, классика и джаз давно проникают на территорию друг друга. Поэтому я не задаюсь вопросом, где мое место. Привычные названия жанров утратили прежний смысл".
Михаэлю Вольни часто делают комплимент: ему вполне по силам играть, как его кумир Йоахим Кюн. Но он почему-то этого не делает. Почему? Михаэль вовсе не считает, что достиг максимума возможного совершенства, но даже если бы он и был способен воспроизвести чужую манеру, это не имело бы никакого смысла: "Для меня невыносимо слышать, - говорит он, - когда какой-то музыкант звучит как точная копия своего кумира. Неважно, чем он это для себя объясняет. Несколько преувеличивая, мою позицию можно сформулировать так: я предпочитаю слушать настоящего Билла Эванса, чем того, кто играет так же хорошо как Билл Эванс".
А вот за что Михаэля постоянно упрекают, так это за его осанку: во время концертов пианист очень низко наклоняется к клавишам, его спина выгибается колесом. Публика беспокоится, что так он повредит себе позвоночник. Профессионалы, однако, уверили музыканта, что никакой опасности для него нет: для мышц спины и для позвоночника опасно не искривление само по себе, а статичное напряжение. Михаэль же сидит за клавишами очень расслабленно, для него это - естественная поза, по-другому он и не способен играть.
https://www.dw.com/