Диагноз нашего времени
Год издания: 1994
Автор: Манхейм К.
Издательство: М.: Юрист
ISBN: 5-7357-0046-4
Серия: Лики культуры
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 700
Скан/обработка:
caute
Описание: Карл Манхейм (1893-1947) - выдающийся немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Основной круг исследований связан с социологией знания и теорией идеологии, в последние годы интенсивно занимался проблемами воспитания и образования, изменениями, происходящими в культуре и общественной жизни XX века.
В данное издание вошли его основные работы: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени» и др.
Оглавление
ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ 5
Глава I. Постановка проблемы 5
1. Социологическое понятие мышления 5
2. Современная категория мышления 9
3. Происхождение современных гносеологических, психологических, и социологических точек зрения 15
4. Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени 32
Глава II. Идеология и утопия 50
1. Необходимость предварительного пояснения понятий 54
2. Значение понятия идеологии в исторической перспективе 57
3. Понятие тотальной идеологии ставит под вопрос ноологическую сферу сознания 59
4. Проблема «ложного сознания» 64
5. Возникновение новой в диалектическом смысле ситуации вследствие распространения понятия идеологии 67
6. Свободное от оценки понятие идеологии 74
7. Переход свободного от оценки понятия идеологии в оценивающее понятие идеологии 76
8. Характеристика двух типов онтологических суждений, которые могут скрываться в свободном от оценки понятии идеологии 78
9. Вторичное появление проблемы «ложного сознания» 81
10. В идее идеологии и утопии содержится попытка постигнуть реальность 84
Глава III. Может ли политика быть наукой? (проблема теории и практики) 93
1. Почему до настоящего времени не было политической науки? 93
2. Обоснование тезиса, согласно которому познание детерминировано политически и социально 100
3. Проблема синтеза 123
4. Проблема носителя синтеза 129
5. О своеобразии политического знания 138
6. О возможности передавать политическое знание 144
7. Три пути социологии знания 156
Глава IV. Утопическое сознание (Посвящается Альфреду Веберу к его 60-летию) 162
1. Попытка уяснения основных феноменов: Утопия, идеология и проблема действительности 162
2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время 178
3. Современная констелляция 205
Глава V. Социология знания 217
1. Сущность социологии знания и ее границы 217
2. Два раздела социологии знания 219
3. Выявление частичности господствующего гносеологического подхода 240
4. Позитивная роль социологии знания 242
5. Проблемы техники историко-социологического исследования в области социологии знания 254
6. Краткий обзор истории социологии знания 257
Примечания 259
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 275
Предисловие 275
Подход к теме 275
Глава I. Рациональные и иррациональные элементы в нашем обществе 282
Глава II. Социологические причины культурного кризиса наших дней 309
Глава III. Мышление на стадии планирования 329
Примечания 396
ДИАГНОЗ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 410
Предисловие 410
Глава I. Диагноз нашего времени 412
I. Значение новой социальной технологии 412
II. Третий путь: воинствующая демократия 415
III. Стратегическая ситуация 419
Глава II. Кризис оценок 422
I. Противоположные философские системы 422
II. Противоречия в понимании причин нашего духовного кризиса 425
III. Некоторые социологические факторы, нарушающие процедуру оценки в современном обществе 427
IV. Смысл демократического планирования в области оценок 435
Глава III. Проблема молодежи в современном обществе 439
I. Социологическая функция молодежи в обществе 440
II. Особая функция молодежи в Англии в настоящее время 445
III. Основные выводы 453
Глава IV. Образование, социология и проблемы общественного сознания 459
I. Меняющиеся черты современной практики образования 459
II. Некоторые причины, вызывающие необходимость социологической интеграции в образовании 462
III. Роль социологии в обществе воинствующей демократии 465
Глава V. Массовое образование и групповой анализ 476
I. Социологический подход к образованию 476
II. Индивидуальное приспособление и групповые потребности 482
III. Проблема группового анализа 489
Глава VI. Групповая стратегия нацизма 496
I. Систематическая дезорганизация общества 497
II. Воздействие на индивида 498
III. «Новый порядок» 499
IV. Воспитание новых лидеров 500
Глава VII. К новой социальной философии: вызов социолога христианским мыслителям 501
Часть I. Христианство в век планирования 501
Часть II. Христианские ценности и изменение среды 519
Примечания 560
КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ 570
Введение 570
1. Стили мышления 570
2. Соотношение между стилями мышления и их общественным фоном 573
3. «Основополагающий мотив» 573
4. Конкретный пример: немецкий консерватизм в первой половине XIX века 575
Часть I. Современный рационализм и возникновение консервативной оппозиции 581
Часть II. Смысл консерватизма 591
1. Традиционализм и консерватизм 591
2. Общественный фон современного консерватизма 595
3. Морфология консервативной мысли 598
Часть III. Социальная структура романтического и феодального консерватизма 615
Примечания 652
А.Н. Малинкин. О Карле Манхейме 668
П.С. Гуревич. Диагноз исторического космоса 672
Примечания 690
Именной указатель 691