Рассказ Джека Лондона называется "Неожиданное", фильм — "По закону". Смена названия и говорит о том, какая именно мысль усилена в экранизации рассказа. [...] Сила и правда произведений Джека Лондона там, где быт золотоискателей, полный экзотики и риска, обнаруживает свою истинную сущность. Ведь это лишь проекция трезвого, обыденного мира на снежные пустыни и ледяные поля Клондайка и Аляски. В напряженных конфликтах, в накале страстей, в неистовых "джек-лондоновских" драмах из жизни старателей распознается механика конфликтов и драм вовсе не романтичной метрополии. Именно так толкована в фильме отчаянная борьба героини рассказа Эдит Нильсен с "неожиданным" за то, чтобы все происходило "по закону".
С самого начала картины монтажом, сменой зыбких, неустойчивых по композиции планов Кулешов создает настроение тревоги. [...]
Настроение — этого не было в предшествовавших картинах Кулешова. Оно оставалось за границами его интересов — из чуждой области "психологии". [...] Над всем, что входило в систему режиссерских средств, существовало еще нечто, трудно поддающееся определению, — словно воздух фильма, разлитый в кадре. Оно создавалось прежде всего контрастом между раздольем, широтой, вольной красотой природы и душным миром золотоискателей. [...]
Дело началось с того, что один из старателей — ирландец Майкл Дейнин, мирный и тихий, неразлучный с пастушьей дудочкой, — вдруг застрелил двоих своих товарищей и собирался расправиться с остальными ради того, чтобы присвоить накопанное ими золото. Над убийцей вершат свой суд и приговаривают его к казни супруги Нильсены, и в этих исключительных условиях действующие "по закону".
В сложных и драматических взаимоотношениях трех главных героев Кулешов и его артистическое трио Хохлова — Комаров — Фогель раскрыли борьбу непосредственных, естественных людских чувств и бюргерского раболепия перед всесильным "так положено".
Трое героев связаны тесными внутренними узами. Эдит, страж законности, испытывает жалость, материнскую нежность и просто женское влечение к Дейнину. Но воспитаное в ней с детства пуританское и ханжеское преклонение перед порядком и уважение к ритуалу сильнее страстей, разрывающих ее душу. Ганс Нильсен — менее темпераментная натура, чем жена. Он просто смертельно устал от постоянной душевной пытки и не чает, как прикончить опостылевшего связанного пленника, которого приходится пестовать и беречь, как ребенка, кормить, мыть, брить его впалые щеки, заросшую шею с острым кадыком. Одно движение бритвы — и конец! Но порядок, закон превыше всего. В глазах Дейнина — и постоянный страх смерти, и желание избавиться от томительного ожидания, и ненависть, и признательность к Эдит, и то же самое уважение к законности. Убийца и "бунтарь" Дейнин обыкновенный тихий буржуа. [...]
Понятно, что такое переплетение чувств нельзя было передать с помощью односложных, "закономерно организованных действий натурщиков". Игра кулешовских актеров в "По закону" — более свободная, психологически выразительная — уже совсем редко прорывается зафиксированным жестом. [...]
... "По закону" вошло в число лучших картин 20-х годов, или, выражаясь торжественно и пышно, — в "золотой фонд советской киноклассики". Но... какая-то грустная нота, тогда не услышанная современниками, уже тихо звучала в этом успехе и средь гула похвал. [...] Говоря просто, Америка — Америкой, но она слишком далеко, а современника, русского человека, художника не могло не волновать и не заботить то, что его окружало.
ЯМПОЛЬСКИЙ М. Эксперименты Кулешова и новая антропология актера // Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.
Лев Кулешов стал легендой еще при жизни, правда, с большим опозданием. О мировом признании он узнал лишь в 60-е, когда посетил Парижскую синематеку по приглашению Анри Ланглуа.
Он основал величайшую киношколу, даже не подозревая о том, что в истории всего кинематографа ей не будет равных по яркости и таланту учеников – будущих режиссеров, которые потом скажут: «Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию».
+ статья
Екатерины Хохловой