NewMN ·
22-Янв-18 17:06
(спустя 5 месяцев 15 дней, ред. 10-Июн-18 20:02)
Занятный, конечно, автор. В книге много интересных мест, и в целом с его претензиями к современному обществу, к ценностям, лежащим в его основе, можно согласиться. Однако все его рассуждения где-то зримо, а где-то нет пропитаны какой-то затхлой тоской по аристократизму, во всем тексте присутствует определенная, если можно так выразиться, героизация аристократии, превознесение ее роли. Но проблема не в этом, а в том, что, несмотря на сущностную правду уместности централизации аристократического элемента в жизни общества, сам Эвола, похоже, жаждет возвращения на вершину общества того варианта аристократии, который показал свою несостоятельность, т.е. аристократии, знакомой нам по официальной истории, без собственно духовных достижений - по сути, чучела настоящей аристократии (тео-аристократии, сакральной аристократии Золотого века человечества). Такое ощущение, что автор не может как следует преодолеть в себе тяги к этой безжизненной и бесперспективной оболочке от настоящего духовного аристократизма и субъективным образом (хоть и с широким привлечением разнообразных отсылок к древним и не очень учениям, которые, видимо, призваны в глазах читателей придать вес объективности его субъективным некрофилическим пристрастиям) приходит к оправданию разных форм дискриминации и антидемократизма. Наверно, в этом соседстве неправильного понимания подлинного аристократизма с рецептами дискриминационного характера есть что-то в высшей мере примечательное, так же как было бы примечательно соседство настоящего духовного аристократизма (т.е. аристократизма, основанного на реальной и не наследственной, как любо Эволе, приобщенности к Богу) и всемерного развития духа единства и равенства, а не сословности и неравенства между членами общества.
Это удивительно, как автор правильно подмечает в современности, да и в прошлом, реальные изъяны, правильно обращается за мудростью к древним учениям и мыслителям, но в итоге не может победить своей собственной психологии и видит решение проблемы современной неправильности в возврате, по сути, к более ранним формам неправильности. В итоге мы имеем довольно занятный образец интеллектуальных спекуляций на тему негодной современности, сам факт наличия которых предоставляет нам (современным читателям) возможность посмотреть на наше время и общество с критической точки зрения (одной из), но вот сверх того, увы, эта книга дать не может, и воспринимать всерьез ее идеологический и философский посыл я не могу. Этот последний момент делает книгу скорее вредной, чем полезной, - нет смысла разделять с автором какой-то по-детски наивной восторженности от во многом придумываемых и преувеличиваемых им ложно понятых образов и идеалов аристократизма. Его описание идеального и духовного, вероятнее всего, ошибочно, хоть и выглядит интересно.