karap_an ·
27-Сен-22 05:27
(спустя 2 года 1 месяц, ред. 27-Сен-22 05:27)
Концерт для скрипки с оркестром открывает в творчестве Млынарского новый период. До него можно было встретить, пожалуй, разве что камерные программные миниатюры и одну сонату для фортепиано.
Здесь композитор впервые обращается к оркестру (парный состав). Первая часть концерта (Allegro moderato, d-moll) развертывается в несколько былинном характере. Партия солирующей скрипки трепетная и взволнованная. Воплощению последнего содействует многочисленная интервалика (чаще это терции, сексты, октавы), разложенные аккорды, вихреообразные пассажные структуры. В оркестровом вступлении у гобоя проводится тема, которая в дальнейшем находит преломление в партии скрипки. Одноголосная, она придает сочинению характер повествования. В дальнейшем тема обнаруживается в каденции.
Вторая часть Концерта (Adagio, B-dur) носит умиротворенный, но не лишенный экзальтации характер. Музыка консонантна,
что в принципе свойственно для Млынарского, не загроможденная фактура изобилует движением секст и октав.
В третьей части (Allegro, d-moll) происходит динамизация, смысловая кульминация сочинения, итог. Здесь преобладает стремление к восходящему движению, что придает характер общей «приподнятости» последней картине и определяет ракурс всего произведения. Оркестр в таком случае является неотъемлемым элементом экспрессии сочинения.
Немалое влияние на становление Млынарского оказал Н. Римский-Корсаков как его учитель и продолжатель европейского программного симфонизма − в особенности симфонизма Берлиоза и Листа, манерой вступать постепенно и крадучись, «прозрачно инструментуясь»,
В историческом контексте фигура Э.Ш. Млынарского видится очень значимой. Его творческое наследие интересно и разно-
образно, хотя, может быть, не слишком многочисленно. Как скрипач-виртуоз он внес немалый вклад своей преподавательской деятельностью, воспитав выдающихся исполнителей. Как дирижер, активный деятель и руководитель, Млынарский горел идеей просветительства. С его содействием или под его инициативой открывались культурные заведения, организовывались первые фестивали и концерты в Польше и за рубежом.