Алькофрибас_ · 04-Фев-15 10:02(10 лет 5 месяцев назад, ред. 04-Фев-15 10:07)
История философии Год: 1997 Автор: Виндельбанд В. Переводчик: Перевод с нем. П. Рудина Издательство: К.: Ника-Центр, Вист-С ISBN: 966-521-057-2 Тираж: 5000 экз. Серия: Познание. Вып. 5 Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 560 Скан/обработка: caute Описание: Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) — выдающийся философ-неокантианец, новатор в области изучения истории философии, первый историк философии, создавший живую историко-философскую схему.
В своей обобщающей работе "История философии" (1892) автор, опираясь на свои исследования прошлых лет, предпринял новаторскую попытку сгруппировать и проанализировать основные философские течения по тем задачам, которые выдвигались запросами того или иного времени. В ней в сжатой и глубоко продуманной форме представлено развитие античной и западноевропейской философии с момента зарождения первых натурфилософских систем в Греции до конца XIX века.
Публикация этой, по-своему классической, но давно не переиздававшейся работы, бесспорно, будет способствовать более глубокому пониманию нашими современниками развития философских идей.
Примеры страниц
Оглавление
Ю.В. Павленко - Вильгельм Виндельбанд и его концепция истории западной философии 5
Предисловие автора 9
ВВЕДЕНИЕ11
§ 1. Термин и понятие философии 11
§ 2. История философии 16
§ 3. Разделение философии и ее истории 25
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФИЯ ГРЕКОВ 28
ГЛАВА I. КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 31
§ 4. Понятия бытия 35
§ 5. Понятия изменения и последовательности явлений 47
§ 6. Понятия познания 55
ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 61
§ 7. Проблема нравственности 66
§ 8. Проблема науки 78
ГЛАВА III. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД88
§ 9. Реставрация метафизики при помощи теории познания и этики 93
§ 10. Система материализма 97
§ 11. Система идеализма 103
§ 12. Логика Аристотеля 115
§ 13. Система развития 121
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЭЛЛИНСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 134
ГЛАВА I. ЭТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 138
§ 14. Идеал мудреца 142
§ 15. Механические теории и телеология 153
§ 16. Свобода воли и совершенство мира 163
§ 17. Критерии истины 169
ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЕРИОД 179
§ 18. Авторитет и откровение 186
§ 19. Дух и материя 194
§ 20. Бог и мир 199
§ 21. Проблема истории мира 215
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 221
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД 227
§ 22. Метафизика внутреннего опыта 232
§ 23. Спор об общих понятиях 242
§ 24. Дуализм тела и души 254
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ПЕРИОД 261
§ 25. Царство природы и царство благодати 269
§ 26. Первенство (примат) воли или рассудка 277
§ 27. Проблема индивидуальности 284
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 294
ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 298
§ 28. Борьба традиций 303
§ 29. Макрокосм и микрокосм 310
ГЛАВА II. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПЕРИОД 320
§ 30. Проблема метода 324
§ 31. Субстанция и причинность 337
§ 32. Естественное право 358
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ369
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 378
§ 33. Врожденные идеи 379
§ 34. Познание внешнего мира 394
§ 35. Естественная религия 410
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 422
§ 36. Принципы морали 424
§ 37. Проблема культуры 437
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 446
ГЛАВА I. КАНТОВСКАЯ КРИТИКА РАЗУМА 448
§ 38. Объект познания 452
§ 39. Категорический императив 463
§ 40. Естественная целесообразность 471
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ИДЕАЛИЗМА 478
§ 41. «Вещь в себе» 482
§ 42. Система разума 496
§ 43. Метафизика иррационального 518
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ФИЛОСОФИЯ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 524
§ 44. Борьба из-за души 530
§ 45. Природа и история 535
Предметно-именной указатель 540
Как сказал один мой друг: эта книга содержит в себе всё, что нужно знать профану о философии с Античности до конца 19 века. Книга отступает от обычного метода "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова..." , "Фалес родил Анаксимандра, Анаксимандр родил Анаксимена..." и так далее. Гегель считал, что философия есть путь от Фалеса к Гегелю, с поправкой на себя - так излагают многие. Здесь философия описывается "идеографический": на первое место ставятся темы или вопросы над которыми работала мысль на каждом этапе, а уже в связи с этим приводятся конкретные философы и, написанные ими труды. Думаю это правильно, дело не в том , что какой-нибудь условный "Рудольф Туринский" был философским пигмеем или наоборот великаном, отчего приходится смещать фокус. А важно какие проблемы занимали тогда умы, потому что это распределяется совсем не равномерно. Не-европейские традиции эта книга не затрагивает: Китай и Индия, это отдельные темы, требующие других исполнителей. Евреи и Арабы затрагиваются только в объёме, необходимом для понимания европейской мысли. Всё равно это несколько сотен имён и сочинений (может быть - больше тысячи). У меня даже если есть сомнения, что Вильгельм Виндельбанд освоил такой объём, даже если это было его единственным занятием. Кстати, об Авторе: немец, философ, кантианец , в остальном ничем не примечательная жизнь честного немецкого профессора Золотого Века немецкого профессорства. Я не знаю, есть ли здесь какой-либо кантианский уклон, вроде как автор старается быть непредвзят. Всё таки, мне кажется, особенно про 19 век, автор Вильгельм больше сосредоточен на Германии. Да, на рубеже 18-19 века, немцы сделали философию чем-то вроде своего национального промысла. Тут ещё, мне кажется, есть тенденция, что философия то "выходит на улицу" - то есть начинает больше заниматься общественными вопросами, то "закрывается в школах, кафедрах, кружках" и начинает заниматься своими собственными вопросами, отсекая непосвящённых. Автор вообще замечает, что новейшее (для него это 1890-е) время не принесло в философию ничего нового, но про пост-Революционную Францию здесь как-то совсем мало, и про Великобританию, где кажется всё закончилось Адамом Смитом, который и не философ.
Книга написана, в основном, доступным языком, не требующим специальных знаний. Где-то ближе к 18-19 веку автор несколько сбивается, возможно поскольку говорит о материях ему более близких и интуитивно понятных. Хотя "тёмный" язык некоторых автором (не будем показывать пальцем), даже слегка критикуется Виндельбанд с замечанием, что это весьма способствовало ухудшению репутации философии в 19 веке. К сожалению, книга показывает, что на русском языке доступен небольшой объём философского наследия Европы. Знание английского, конечно, много добавляет, но для надлежащего изучения необходимо знание греческого, латыни, немецкого, французского, реже итальянского и испанского, опционально арабского и иврита. Даже в этих условиях, подозреваю, что многие сочинения малодоступны и пылятся где-нибудь в библиотеках. Алькофрибас_, моя благодарность за релиз!
87175181Я не знаю, есть ли здесь какой-либо кантианский уклон, вроде как автор старается быть непредвзят.
Есть, конечно, другое дело, что в историко-философском материале это слабо может проявляться.
Цитата:
Автор вообще замечает, что новейшее (для него это 1890-е) время не принесло в философию ничего нового, но про пост-Революционную Францию здесь как-то совсем мало, и про Великобританию, где кажется всё закончилось Адамом Смитом, который и не философ.
Нельзя же хвалить себя. А что касается Великобритании и Франции, то это, конечно, на фоне немцев не уровень в ту эпоху, хотя (наверняка вы это знаете, но на всякий случай скажу) такие авторы, как Милль, были очень известны и читались во всем мире. А вот всякие британские гегельянцы, конечно, для Виндельбанда могли не казаться достойными хоть какого-то упоминания)