Волчья яма / Wolf Creek
Год выпуска: 2005
Страна: Австралия
Жанр: ужасы, триллер, приключения, криминал
Продолжительность: 01:34:42
Перевод: Профессиональный (полное дублирование)
Русские субтитры: есть
Режиссер: Грег МакЛин
В ролях: Джон Джэррэт
Кассандра Маграт
Кести Морасси
Натан Филлипс
Гордон Пул
Гай О`Доннелл
Фил Стивенсон
Джофф Ревелл
Энди МакФи
Аарон Стернс
Описание: Трое студентов отправляется в путешествие по Австралии, чтобы найти гигантский кратер, образовавшийся в результате падения метеорита. Это место окутано страшными тайнами и мистическими историями. Наши герои и не могли предоположить, что участниками очередной такой мистической истории станут они сами…
Доп. информация: То ли сам воздух австралийских прерий другой, с примесью злостно психотропных летучих веществ, но если он рождает кошмар, так непременно кошмар в кубе. Это еще не арт-хаус, но уже не мейнстрим. Это еще не вещественное доказательство против человека, но уже существенное сомнение в его разумности и явном отличии от зверья.
Достаточно вспомнить недавний «Не вижу зла» , снятый на пятом континенте. Теперь «Волчья яма» целиком от австралийского производителя — жуть из жути последних изысков жанра, и активных поисков животного в себе. Национальность режиссера имеет первостепенное значение для его самовыражения.
Что пугает больше, чем досрочная «необходимость умереть», построчно выстраиваемая дебютантом большого формата Грегом МакЛином, для горячечного воззвания к дремлющим инстинктам? Без сомнения, режиссер ознакомился с антологией кровавого фильмостроения хотя бы для того, чтобы избавиться от шелухи, пользуясь исключительным минимализмом, (для восприятия еще более тяжелым и опасным при верном подходе).
Он не стал осложнять бесхитростный сюжет побочными линиями, обошелся без частностей и без многочисленных элементов, способных отвлечь внимание и ослабить напряжение долгосрочного ожидания. Минут на сорок ограничился лишь короткой криминальной сводкой «за год в Австралии пропадает столько-то, столько-то находят, а другие канули в лету» — и начал умело тянуть время, заставляя публику кусать локти от нетерпения.
Его не случайно заботят радости оголтелого молодняка на колоритном пленэре, купания, восходы, праздная болтовня у костра, все, что доподлинно воссоздает атмосферу обыденности. Зритель проникается ею настолько, что становится уже не зрителем, а соучастником без права на корректуру. Тягучее ожидание опасности, кроющейся в любом движении, за следующим поворотом, на каждом углу само по себе противопоказано слабонервным.
Роад-муви снято как домашнее видео в традициях «Ведьмы из Блэр» , объективной камерой для пущего эффекта причастности. Добравшись до остановки «Волчья яма», к кратеру от метеорита или к могиле НЛО, можно было бы развить мистификацию, чтобы потом уфологии рассуждали о медитативных просторах и ценности картины. Но МакЛин с настырностью неофита и целеустремленностью человека, реализующего важную задачу, следует дальше и до конца, испытывая на прочность нервную систему подопытного зрителя.
Безупречное по построению кадра и использованию выразительных средств проникновение в сущность жестокости настолько полное, что язык не поворачивается окрестить данное «фильмом» или «искусством». Это скорее реконструкция частного случая, созданная специально для студентов-криминалистов в качестве учебного пособия «Человек человеку волк», «Будьте бдительны не только на дорогах», «Уносите ноги, пока их не протянули». Помните, что по МакЛину выживает отнюдь не сильнейший или лучший, а тот, кто больше приглянулся его величеству случаю. Воинствующее зло без купюр дословно воспроизводится во второй части программы — во всей отталкивающей красе, в самых точных и коротких формулировках.
О природе преступления. Главенствующий вопрос морали и нравственности в том, насколько далеко заведет сознание полной безнаказанности. Возможно, маньяк мог бы маньяком и не быть, но посреди огромных неосвоенных территорий человек дичает до полного озверения. Когда долго живешь в глуши, постепенно становишься ее частью. Грустно, скучно, некому руку пожать.
Присовокупим к внешним обстоятельствам и средам тяжелую наследственность, порок в крови, и получим законченный портрет живодера. Если у вас по родственной линии каторжник в первом поколении, а вы — его потомок хоть в тридесятом, не видать вам загранок, как своих ушей. Придется обживать свое личное пространство, где на много миль вокруг ни одного порядочного человека, только птички вспархивают, и кенгуру скачут табунами. Приблизительно такую картину набросал МакЛин. Ему виднее.
Наверняка не от черствости душевной, а от безразмерного таланта режиссер пересекает запретную черту, грубо вламываясь в подсознательное. Его натиск становится наказанием за зрительское любопытство, жажду не своей крови и адреналина. Он весьма жестко вторгается на запредельные территории страха, дает его крупные планы, и выворачивает наизнанку мифы, доказывая, что только правда достойна войти в хрестоматию ужаса. Ни капли снисхождения к немногочисленным героям, ни грана сочувствия - только отстраненная инсценировка, и четко прорисованное ситуационное моделирование.
Когда кажется, что все ресурсы жанра израсходованы в хвост и гриву, появляется вот такой МакЛин, и с ходу заявляет, что знаком с актами творения и разрушения не понаслышке. Что он умеет изощренно пугать, как никто до него. Печально - столько энергии, и не вылилась в принципиально иное русло. А то мало ли, кто может стать поклонником режиссерской незаурядности?
Рекомендовать фильм к просмотру — значит, нажить врагов, и обличить себя в садизме. Не хочу и не буду.
Каждый останется при своем мнении
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: PAL 16:9 (720x576) VBR, Auto Pan&Scan
Аудио: Russian (Dolby AC3, 6 ch) English (Dolby AC3, 2 ch)