Саша Каин ·
29-Апр-13 12:59
(спустя 5 дней, ред. 29-Апр-13 12:59)
Попасть в наитие при создании художественного произведения сложно. Фильм Осимы производит впечатление, действенен не эпатажем и порно элементом, а именно тем как лёг постановочный мазок, а он имеет тысячи тончайших нюансов - поведение-движение актёра в кадре, то как "двигаются" мышцы его лица, когда он представлят (мимически играет) эмоции и их комбинации... декорации-натура, камера-оператор, свет-тень, музыка-смысловая нагрузка диалогов (у Танаки Кати картонно твердит, что без ума от Сады, у Осимы актёр персонажа Кишицу это показывает нам без единого слова так, что экран фонит биорадиацией), монтаж, даже оформление титров... когда всё это сыграно, сложено в нечто цельное, попадает в струю, работает на замысел - художественное произведение начинает звучать, или, проще говоря, вызывает обычные человеческие эмоции (не без учёта личностных особенностей и культурного и интеллектуального уровня всякого потребителя, понятно), заставляет сопереживать своей теме, своим героям, основной идее.
В этом смысле, фильм Танаки, конечно, не получился. И это будет второй известный мне пример парности воплощений одной идеи-замысла - получилось-не получилось. Первый пример - "Забавные игры" Ханеке 1997 года - не получилось, и "Забавные игры" того же Ханеке 2007 года - получилось. И теперь, собственно, "Женщина по имени Абэ Сада", 1975 года, и "Империя чувств" Осимы, года 1976-го. При сем эти примеры по большому счёту не покажут (ну, тем же студентам) КАК нужно делать кино, чтобы оно получилось, поскольку творчество это, в свою очередь, тончайшая нежная авторская кухня, но они могут дать представление будущим профессионалам или сориентировать крепкого зрителя-любителя в том плане, "что такое хорошо, что такое плохо" в искусстве кино, скорректировать вкусовые пристрастия, сделать того же зрителя более искушённым и разборчивым в перлах десятой музы. Спсб.