Примеры страниц. Том 9(1)
Примеры страниц. Том 9(2)
Описание. Т.1
Книга открывает серию публикаций из архива философа и методолога Г.П.Щедровицкого (1929-1994), лидера Московского методологического кружка. В нее включены две работы, близкие по времени написания и посвященные одной теме — методологии программирования научно-исследовательских работ. Книга адресована всем, кто интересуется мыслительными средствами вообще и методологией программирования мыследеятельности в частности.
Описание. Т.2
Второй том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» формируется из текстов, так или иначе связанных с психологией, и по замыслу будет включать по меньшей мере два выпуска. В первый выпуск этого тома вошли тексты девяти докладов-обсуждений на «Комиссии по логике и методологии мышления» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (январь-апрель 1980). Название серии докладов Г.П.Щедровицкого, вокруг которых организовано обсуждение - «Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий», - точно отражает их содержание. Эти девять докладов-обсуждений - первая часть большого проекта; в этой части обсуждаются работы Л.С.Славиной. «Я хотел бы ... методологически строго рассмотреть, как же формировался сначала этот предмет в работах Славиной, а потом то, что началось дальше в работах Гальперина, и каким было взаимодействие между работой Славиной и ее сознанием, и работой Гальперина и его сознанием», - замечает Г.П.Щедровицкий.
Описание. Т.3
Лекции были прочитаны на факультете психологии МГУ и преследовали цель введения слушателей, студентов и аспирантов в круг идей системно-структурной методологии и теории деятельности, разработанных в Московском методологическом кружке (ММК). Для того чтобы сделать изложение проблемным и максимально вовлечь в работу слушателей, автор применил особый прием: методологические представления вводятся как средство решения проблем, встающих в ходе реального психологического исследования взаимоотношений людей в малых группах. Книга адресована широкому кругу читателей, заинтересованных в совершенствовании своих мыслительных средств.
Описание. Т.4
Книга содержит лекции, прочитанные Г. П. Щедровицким в 1981 г. на курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго. В ней он предстает как педагог и практикующий методолог. В лекциях нашли отражение основные представления об организации, руководстве и управлении (ОРУ), развитые в Московском методологическом кружке, и реальный опыт оргуправления, полученный его членами в разных оргструктурах и в практике проведения организационно-деятельностных игр.
Описание. Т.5
Этой книгой мы продолжаем публикацию работ Г.П.Щедровицкого по философии и методологии организационно-управленческой деятельности. В нее вошел цикл лекций, прочитанный им в 1988 году на курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства рыбной промышленности СССР.
Описание. Т.6
(Г.Щедровицкий, Сентябрь 1965 года) Этот текст - изложение последних семи лекций, прочитанных для студентов Московского инженерно-физического института на семинаре по логике науки и инженерии в феврале-марте 1965 года. Задачей этого цикла лекций было ввести их в систему исходных средств и современных проблем теории мышления. Изложение носило исторический характер - оно соответствовало этапам и направлениям развития взглядов в Московском логическом кружке, разрабатывавшем так называемую содержательно-генетическую логику. Вместе с тем это не история взглядов и разработок, проведенных в рамках содержательно-генетической логики. Изложение носило скорее проблемный и резонерский характер и не содержало никаких попыток проследить механизм и последовательность развертывания различных представлений.
Описание. Т.7
Тема седьмого тома серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» - развитие идей содержательно-генетической логики и теории мышления в Московском Методологическом Кружке (ММК). Это цикл докладов, сделанных Г.П.Щедровицким на семинарах ММК в 1965 году и являющихся непосредственным продолжением обсуждения этой темы на лекциях в МИФИ, опубликованных в шестом томе.
Описание. Т.8
Восьмой том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» издатели решили посвятить истории Московского Методологического Кружка (ММК) - формам организации его работы, появлению новых программ и направлений исследований и разработок, постановке и обсуждению общих проблем и задач и т.п. Ввиду важности темы и наличия в архиве большого числа разнородных материалов, так или иначе относящихся к этому кругу тем, их публикация будет производиться выпусками, первый из которых мы и предлагаем вниманию читателя.
Выпуск (1) содержит разновременные тексты - полные и в извлечениях - докладов и лекций Г.П.Щедровицкого, содержащих ретроспективное обсуждение опыта работы ММК.
Описание. Т.9(1)
Девятый том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» (в двух частях) содержит подборку текстов, посвященных организационно-деятельностным играм (ОДИ) - статей, докладов, заметок и лекций.
Описание. Т.9(2)
Вторая часть 9-ого тома продолжает начатую в первой части публикацию текстов, посвященных организационно-деятельностным играм (ОДИ) - статей, докладов, заметок и лекций.
Оглавление. Т.1. Программирование научных исследований и разработок
От издателей 9
Категории сложности изыскательских работ 11
Введение 13
Глава 1. Цели и смысл разработки 19
1.1. Первые шаги углубленной проработки задания 20
1.2. Общая схема программированияисследований и разработок 27
1.3. Дальнейшие шаги детализированного программирования и оргпроектирования разработки 35
1.4. Проблема связи проектных разработок и исследований 53
1.5. Наметки к программе собственно научных и методологических исследований категорий сложности изыскательских работ 65
Глава 2. Средства и методы исследования категорий сложности изыскательских работ 71
2.1. Принцип соразмерности метода и объекта исследования 72
2.2. Принцип множественности знаний и объектов мысли. Пространственная организация мышления 76
2.3. Принцип категориальной определенности объекта и метода 82
2.4. Предметная организация связей между объектом и методом 86
2.5. Новое уточнение целей и смысла разработки 95
2.6. Первая схематизация сущности категорий сложности изыскательских работ 100
2.7. Инвентаризационный перечень основных подходов к объекту исследований 104
2.8. Следующие шаги в определении сущности категорий сложности изыскательских работ 112
Глава 3. Категории сложности изыскательских работ как организованности и структуры в системах деятельности 118
3.1. Процесс воспроизводства деятельности и его схематическое представление 119
3.2. Категория сложности с точки зрения системодеятельностных представлений 132
Глава 4. Категории сложности в ситуациях и системах мыследействования 139
4.1. Проблемы научного исследования популятивных систем 140
4.2. Идея организационно-технической системы и способы ее схематического выражения 149
4.3. Принципы системного анализа и синтеза оргтехнических схем 154
4.4. Пространство существования категорий сложности в сфере проектно-изыскательского дела 171
Литература 188
Типология ситуаций проведения изысканий 189
Введение:возможные истолкования задания и задача разработки программы предстоящих работ 191
1. Концепция методики 207
2. Концепция двух подходов в разработке методик 219
3. Концепция содержания методики 236
4. Концепция программирования 249
5. Разработка схемы организации пространства мыследеятельности при программировании изыскательских работ и типологизации ситуаций 274
Заключение 281
Указатель схем 283
Предметный указатель 286
Оглавление. Т.2. Психология и методология (1). Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий
Обложка 1
Титульная страница 5
От издателей 8
Ситуация и условия возникновения поэтапного формирования умственных действий 11
Фото 12
31.01.1980 13
07.02.1980 49
14.02.1980 89
28.02.1980 138
06.03.1980 161
20.03.1980 197
27.03.1980 240
03.04.1980 295
10.04.1980 332
Оглавление. Т.3. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах.
Обложка 1
Титульная страница 5
От издателей 13
Лекция 1 15
1. Формулирование темы исследования 17
2. Сфера практической деятельности и сфера науки 18
3. Предписания и описания 24
4. Предмет изучения и естественный объект 27
5. Тема исследования исчезла 31
6. Переформулирование темы исследования: собственно предметные и методологические проблемы 32
Лекция 2 43
7. Резюме предыдущего: характеристика ситуации, в которой находится исследователь 43
8. Объекты практики и объекты изучения 45
9. Выбор научного направления и школы 46
10. Условия возникновения методологической ситуации 50
11. Элементы «методологической машины» 52
12. Природа «научного факта» 58
13. Пути и способы получения фактов 66
14. Исходные факты рассматриваемого исследования 71
15. Поиск объясняющих понятий и схем — обобщение факта 76
Лекция 3 79
16. Резюме предыдущего: различие схем и объектов анализа 79
17. Конструирование схемы 82
18. Снова философско-методологическая позиция: расщепление знания и объекта 87
19. Характеристика первой сконструированной схемы. Онтология и логика 91
20. Пути методологического определения объекта 97
21. Перечень и характеристика основных категорий 99
22. Категория системы как средство развертывания исходной предметной схемы 101
23. Как возможен анализ системно-структурного объекта 103
24. Замечание в сторону: Л.С.Выготский и его ученики 105
25. Системно-структурное представление объекта изучения 108
Лекция 4 110
26. Резюме предыдущего. Разложение отношений на компоненты и объединение компонентов в целое 110
27. Дискурсивность анализа и симультанность изображения 113
28. Основные понятия системно-структурного исследования: «параметрические» и структурные описания объекта 117
29. Чувственно-единое и чувственно-множественное целое 122
30. Отношение между элементом и частью 125
31. Формальные возможности языка системно-структурных изображений 126
32. Работа на абстрактных схемах структур 129
33. Характеристика целостности объекта 131
34. Часть и элемент 132
35. Связи и элементы. «Эффекты целого». Структура как единство элементов и связей 137
36. Связка, структура и сеть 146
37. Зависимость между связями. Структура 147
38. Отношение 149
39. Функция 153
Лекция 5 155
40. Резюме предыдущего: многопредметность исследовательского движения 155
41. Дополнительные замечания по поводу основных понятий системно-структурной методологии и возможностей представления группы в виде системы 157
42. Форма и содержание в системно-структурных исследованиях 161
43. Различие и связь двух позиций — непосредственной и рефлексивной 172
44. Различие и связь изображений в параметрических зависимостях и в структурах из связей элементов 173
45. Процедуры сведения параметрических изображений к структурным и выведения их из последних 176
46. Процедуры изоляции и абстракции 179
47. Способы работы со структурно представленными объектами: изоляция 180
48. Разложение структурно представленного объекта 185
49. Расщепление структуры объекта 196
Лекция 6 197
50. Резюме предыдущего. Идея последовательного развертывания множества разных схем 197
51. Содержание и форма в развертывании структурных изображений групп 206
52. Три основания в развертывании структурных изображений групп 210
53. Общая характеристика метода восхождения от абстрактного к конкретному. Исходная структура, или «клеточка» 213
54. Процедуры восхождения как обратные аналитическим 215
55. Проблема порядка применения разных процедур как основная проблема восхождения 218
56. Эмпирическая составляющая метода восхождения от абстрактного к конкретному 220
57. Проблема организации эмпирических данных. Генетический принцип как ключ к решению этой проблемы 221
58. «Наложение» исходной схемы на эмпирический материал 222
59. Построение второй структуры путем развертывания первой 226
60. Проблема трансформации исходной структуры в окружении второй структуры. Организация и организованности 231
61. Эмпирический материал и правила формального развертывания структур 234
Лекция 7 240
62. Резюме предыдущего: соотношение предметной и методологической работы 240
63. Изображение исследовательского движения в схемах многих плоскостей. Замещение и управление 242
64. Замещение и интерпретация. Проблемы адекватности формы 244
65. Инвентаризация основных вопросов и проблем. Основания для их классификации или типологии 247
66. Типы мыслительного движения: описательнокоммуникативный, модельный и модельноинтерпретационный 249
67. Третий тип вопросов — предметный 253
68. Выявление факторов, от которых зависят взаимоотношения. Внутренняя связь и взаимозависимость самих этих факторов 254
69. Эмпирический смысл идеи восхождения в применении к группам 259
70. Общий план построения модели группы способом восхождения 261
71. Первая характеристика абстрактных структур деятельности 264
72. Формальная процедура и семиотические средства развертывания структур деятельности. Единицы деятельности 267
73. Анализ и синтез актов деятельности. Связи в деятельности 270
74. Эмпирическая интерпретация связей между актами деятельности 272
Лекция 8 275
75. Резюме предыдущего: рефлексия пройденного нами пути 275
76. Наука как система: еще одно уточнение 277
77. «Машина науки» и «машина методологии» 279
78. Научное исследование и методологическая работа 282
79. Объективное содержание и научное исследование 284
80. Рефлексдав-иеследовательской работе: наш опыт ее организации 286
81. Вопросы, встававшие в ходе исследования 288
82. От эмпирии к методологии игры. Взаимоотношения как связи и как функции 296
83. Воспитание с методологической точки зрения 302
Лекция 9 306
84. Резюме предыдущей лекции. Культурно-нормативное представление деятельности 306
85. Развертывание нормативных представлений деятельности 310
86. Социальная система: отношения, связи и организованности деятельности 312
87. Целостность социальной системы и средства деятельности 314
88. «Место» индивида в социальной системе 315
89. Человек и социальная система. Личностное развитие. Свобода и необходимость 319
90. Социальные институты и группы 323
91. Формальное развертывание схем деятельности: взаимоотношение институтов и групп 325
92. Управление и руководство в социальных системах: группы формальные и клубные 328
93. Институционализированные и клубные взаимоотношения. Право и этика 336
94. Завершающая рефлексия: от методологического к теоретическому анализу 338
Литература 342
Именной указатель 344
Предметный указатель 346
Оглавление. Т.4. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций
Обложка 1
Титульная страница 2
От издателей
Лекция 1 15
Лекция 2 45
Лекция 3 86
Лекция 4 отсутствует 118
Лекция 5 118
Лекция 6 153
Лекция 7 180
Лекция 8 214
Лекция 9 259
Лекция 10 292
Лекция 11 318
Лекция 12 351
А.П.Зинченко. Мышление: трансляция в коммуникации 371
Именной указатель 376
Предметный указатель 379
Оглавление. Т.5. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций)
Обложка 1
Титульная страница 5
От издателей 10
Лекция 1 15
Лекция 2 57
Лекция 3 96
Лекция 4 148
Лекция 5 176
Лекция 6 219
Лекция 7 258
Оглавление. Т.6. Процессы и структуры в мышлении
Фото 3
Лекция 1. Формальная логика и мышление, вывод и рассуждение 9
Лекция 2. Научные тексты как эмпирический материал изучения строения знаний и процессов мысли 51
Лекция 3. Операциональное содержание понятий «процесс» и «структура» 92
Лекция 4. Мышление как процесс и проблемы логического анализа научных текстов 135
Лекция 5. Объектно-знаковые структуры мысли и анализ сложных рассуждений 185
Лекция 6. От решения задач к механизмам трансляции деятельности 213
Лекция 7. Проблемы и перспективы теории деятельности 271
Оглавление. Т.7. Проблемы логики научного исследования
От издателей 8
Фото 10
Введение. Проблемы логики научного исследования с точки зрения общего развития логических идей (07.06.1965) 11
Исходные идеи. содержательно-генетической логики (14.06.1965) 77
Анализ схем содержательно-генетической логики, их возможностей и ограничений (21.06.1965) 117
Схемы и объекты в деятельностной онтологии (28.06.1965) 161
Две онтологические картины социума: предметный мир и мир деятельности (05.07.1965) 214
Мышление и деятельность: процессы и структуры (12.07.1965) 248
Деятельность как категория и область эмпирического изучения (19.07.1965) 314
Проблемы средств и способов изображения деятельности (21.07.1965) 378
Оглавление. Т.8(1). Московский методологический кружок. Развитие идей и подходов
От издателей 10
СМД-подход и основные проблемы науки и человека в XX веке 13
Первая лекция (Узловые проблемы советской философии на рубеже 40-х - 50-х годов XX столетия) 16
Вторая лекция (Проблема соотношения логики, онтологии, методологии и основные линии ее развития в философии 50-х - 60-х годов) 50
Третья лекция (Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов и ее принципиальный смысл) 84
Четвертая лекция (Проблема соотношения мыследеятелъности и человека в философии XX века. Развитие представлений о человеке) 120
Пятая лекция (Основные вехи становления системо-мыследеятельностной философии в истории Московского методологического кружка) 151
Шестая лекция (Проблема соотношения методологии и науки как одна из узловых проблем века) 201
О работе семинаров ММК 242
Из истории ММК (1951 -1962) 252
Проблемы профессионализации и специализации методологии 318
Оглавление. Т.9(1). Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1)
Фото 8
От издателей 11
Игра и игровые формы организации мыследеятельности с системодеятельностной точки зрения 19
Организационно-деятельостная игра как форма коллективной ыследеятельности и метод ее развития и исследования 47
Организационно-деятельностные игры 113
Оглавление. Т.9(2). Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2)
Организационно-деятельностные игры как форма и метод развития коллективного мышления и деятельности 11
Организационно-деятельностная игра 33
К истории развития представлений об игре и игровых формах организации коллективной мысдедеятельности 88
Оргдеятельностные игры 125
Проблемы развития и ОДИ 163
Из беседы с Ю.В.Буркиным об ОДИ-21 169
Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективного мышления и деятельности 177
Проблемы развития прикладной психологии и организационно-деятельностные игры 203
Из заметок об ОДИ 213
Организационно-деятельностная игра как средство деструктурирования предметных форм и способ выращивания новых форм соорганизации коллективной мыследеятельности 227
Анализ ситуации в игротехническом движении 234
Организационно-деятельностные игры: история становления и социокультурный смысл 248