Tuttanda · 20-Мар-12 22:41(13 лет 3 месяца назад, ред. 20-Мар-12 22:53)
Владимир Солоухин. Тайна черных досок Год выпуска: 2008 Страна: Россия Жанр: Документальный Продолжительность: 00:43:58 Перевод: Не требуется Режиссер: Алексей Макеев Постер: портрет Владимира Солоухина работы художника Радомана И.В. (1982г.) Описание: Жизнь Владимира Солоухина, одного из ярких русских писателей ХХ века, всегда была полна контрастов. Успешная официальная карьера советского литератора и его произведения, часто вызывающие скандалы. Дивиденды от пребывания в руководстве Союза писателей и полная любви к России и боли за нее книга "Владимирские проселки". Детство в годы воинствующего атеизма и книга об иконах "Черные доски". Служба в Кремлевском полку и учеба в Литинституте. Выступления на партсобраниях и убежденность в силе монархии. Государственные премии и тайная встреча с изгнанным из СССР Александром Солженицыным. Многое вызвало раздражение и зависть со стороны чиновников, коллег. Однако сила характера и уверенность в своей правоте помогали Солоухину выстоять в любых ситуациях. Он был первым человеком, который публично заговорил о разрушенном в 30-е годы прошлого века храме Христа Спасителя, о необходимости его возрождения. Он стал первым человеком, которого после смерти отпевали в этом же, не до конца восстановленном храме. В фильме много архивных фотографий, редкие хроники, воспоминания близких, друзей, а также уникальные кадры видеосъемки, запечатлевшей Владимира Солоухина за чтением своих стихов. Доп. информация:
Биография
Владимир Алексеевич Солоухин (1924 - 1997) - русский поэт и писатель. Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в армии (1942-1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958-1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник». На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в обсуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»), осуждая автора с официозных коммунистических позиций и требуя его высылки за границу. В своей публицистике конца 1950-х - начала 1960-х годов писатель высказывается как русский патриот, указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Главная тема творчества Солоухина - русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована нашумевшая автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение. Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, Дружбы народов, государственными и общественными премиями. По политическим взглядам Солоухин последние тридцать лет жизни являлся монархистом.
Исторический анекдот о Владимире Солоухине
Сергей Довлатов в своих «Записных книжках» приводит следующий апокриф (дело происходит в 1953 году, в то время как Солоухин демобилизовался из армии в 1945-м): Было это ещё при жизни Сталина. В Москву приехал Арманд Хаммер. Ему организовали торжественную встречу. Даже имело место что-то вроде почётного караула.
Хаммер прошёл вдоль строя курсантов. Приблизился к одному из них, замедлил шаг. Перед ним стоял высокий и широкоплечий русый молодец.
Хаммер с минуту глядел на этого парня. Возможно, размышлял о загадочной славянской душе.
Всё это было снято на кинопленку. Вечером хронику показали товарищу Сталину. Вождя заинтересовала сцена — американец любуется русским богатырём. Вождь спросил:
— Как фамилия?
— Курсант Солоухин, — немедленно выяснили и доложили подчинённые.
Вождь подумал и сказал:
— Не могу ли я что-то сделать для этого хорошего парня?
Через двадцать секунд в казарму прибежали запыхавшиеся генералы и маршалы:
— Где курсант Солоухин?
Появился заспанный Володя Солоухин.
— Солоухин, — крикнули генералы, — есть у тебя заветное желание?
Курсант, подумав, выговорил:
— Да я вот тут стихи пишу… Хотелось бы их где-то напечатать.
Через три недели была опубликована его первая книга — «Дождь в степи».
Владимир Солоухин. Цитаты и афоризмы
• Банально, но все-таки, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. • Безграничное доверие может стать угнетающим, превратиться в обузу. Его ведь нужно оправдывать. Его неудобно потерять. • Говорят, что каждую секунду на земле рождается человек и умирает человек. Да, но умирают очень часто наши знакомые и даже друзья, рождаются же совсем неизвестные для нас люди. • Если наука есть память ума, то искусство есть память чувства. • Записная книжка - протез памяти. • Имеющий в руках цветы плохого совершить не может. • Искусство - как поиски алмазов. Ищут сто человек, находит один. Но этот один никогда не нашел бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек. • Мечта и надежда существуют временно, до их исполнения. Как снаряд существует, только пока летит до цели. • Мир — не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир — это пчела, сидящая на цветке. • Мир наш устроен так, что обязательно в нем кто-нибудь кого-нибудь должен есть. • Для мальчишек, бегающих с криком: «Дяденька, покажи спичечный коробок», это все еще забава, временное увлечение… Но когда седовласый почтенный профессор с дрожью в голосе просит вас привезти из заграничной поездки спичечный коробок, когда он дрожащим пинцетом наклеивает новую спичечную этикетку к себе в альбом (этикеток у него около восьми тысяч), когда он готов заплатить за редкую этикетку… не будем говорить, сколько он готов заплатить, - то это не простое увлечение, но в некотором роде болезнь, или, скажем точнее, страсть. • Мне странно знать, что есть на свете,
Как прежде, дом с твоим окном.
Что ты на этой же планете
И даже в городе одном. Мне странно знать, что тот же ясный
Восток в ночи заголубел,
Что так же тихо звёзды гаснут,
Как это было при тебе. Мне странно знать, что эти руки
Тебя касались. Полно, нет!
Который год прошёл с разлуки!
Седьмая ночь... Седьмой рассвет...
(Мне странно знать..., 1947) • Неисповедимы законы искусства. Горький обронил фразу: «Человек - это звучит гордо», и фраза стала крылатой. Горький же написал целую оду, гимн под названием «Человек», и мало кто эту оду читает. • Никто еще не сделался образованным или хотя бы эрудированным человеком, разгадывая кроссворды. • Один факт - случайность. Два - преднамеренность. Три - тенденция. • Они думают, что вышли из народа, а на самом деле они ушли от него. • Писательский труд:
-Ты сегодня с утра сидел за столом. Много ли успел написать?
-Сегодня я всего-навсего зачеркнул то, что было написано вчера. • При всех обстоятельствах лучше знать немного больше, чем немного меньше. • Прозрение процесс необратимый. В слепых можно ходить хоть сто лет, но, раз увидев, нарочно уже не ослепнешь. Разве что зажмуриваться, да и то от увиденного не уйдешь. • Равновесие, наступившее в жизни: я не могу сделать всего, что я хотел бы, но я могу не делать того, что не хочу. • Разговор об искренности (всерьёз) может возникнуть только между людьми, которые постоянно лгут. • Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. • Россия - одна могила,
Россия - под глыбой тьмы...
И все же она не погибла,
Пока еще живы мы.
Держитесь, копите силы,
Нам уходить нельзя.
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья. • Себя другим в угоду не иначь.
Они умней тебя и совершенней,
Но для твоих вопросов и задач
Им не найти ответов и решений. • Строго говоря, я не имею никаких оснований браться за эту книгу. У меня нет ни осведомленности ботаника, чтобы я мог сообщить миру нечто новое, не известное современной науке, ни опыта, скажем, цветовода, чтобы я мог поделиться им, ни накопленных веками, а может быть, во многом интуитивных знаний знахаря, чтобы я мог обогатить народную медицину. • Сухой щелчок как выстрел из нагана.
Я трубку снял.
Ты слышишь — я сдаюсь! • У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается. • У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. • Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил.
Хотя своей считал дорогой
И про себя ее берег,
Как книгу, что прочесть до срока
Все собирался и не мог.