Casf · 05-Мар-11 21:00(14 лет 6 месяцев назад, ред. 06-Мар-11 23:59)
И. С. Бах - Арии из кантат и мессы ля мажор - Гаэлин Габора,сопрано - (Bach - Arias from cantatas nos. 57, 186, 68, 208 and Mass BWV 234 - Gaelin Gabora, soprano) Жанр: Classical Год выпуска: 1975 Лейбл: Мелодия Страна-производитель: СССР Аудио кодек: FLAC Тип рипа: tracks Формат записи: 16/44.1 Формат раздачи: 16/44.1 Продолжительность: 39'10" Треклист:
И. С. БАХ (1685-1750)
I сторона
01 Речитатив и ария из Кантаты № 57 BWV 57 (№ 2, 3)
02 Ария из Кантаты № 186 BWV 186 (№ 8)
03 Ария из Кантаты № 68 BWV 68 (№ 2)
II сторона
04 Речитатив и ария из Кантаты № 57 BWV 57 (№ 6, 7)
05 Ария из Мессы ля мажор BWV 234 (№ 4)
06 Ария из Кантаты № 208 BWV 208 (№ 9)
На немецком (1— 4, 6) и латинском языках (5)
Ансамбль солистов под управлением Владимира Спивакова Звукорежиссеры: В. Антоненко (1—5), Э. Шахназарян (6)
Редактор И. Чумакова Источник оцифровки: автором раздачи Код класса состояния винила: G Устройство воспроизведения: Rega Предварительный усилитель: Aureon АЦП: Aureon Программа-оцифровщик: VS Обработка: треск
Спектр
АЧХ
Уровень записи
Доп. информация
На рубеже XVI и XVII веков в Италии, наряду с первыми образцами оперы (dramma per rausica), появляется еще один жанр вокальной музыки, так называемая cantata da camera (от итальянского cantare — петь). Этот жанр, значительно более скромный, чем опера (текст короткой драмы или истории в стихах пелся одним человеком под аккомпанемент одного инструмента), лишенный сценического действия и декораций, был, однако, очень популярен в то время.
Музыка ранних кантат (как и первых опер) ограничивалась речитацией текста. Первым важным новшеством, сразу же расширившим выразительные возможности жанра, было появление арии. Уже в произведениях Алессандро Скарлатти (1660—1725) функции речитатива и арии четко разграничиваются. Если речитатив содержал изложение сюжета и не разрабатывался мелодически, то ария, не внося ничего нового в повествование (текст арии, как правило, состоял из одной-двух повторяющихся фраз), являлась музыкальной основой произведения.
Традиция передачи сюжетной канвы почти исключительно средствами речитатива сохраняется в опере вплоть до начала XIX столетия.
Зарождение оперы и кантаты совпадает по времени с появлением совершенно нового вида аккомпанемента, имевшего большое значение для развития названных жанров в течение XVII—XVIII веков. Речь идет о так называемом «Basso continue» — «непрерывном басе», впервые употребленном композитором Лодовико Виадана в его «Ста духовных концертах», изданных в 1602 году. Постоянный гармонический фундамент произведения, создававшийся звучанием одного из полифонических инструментов — клавесина, органа, лютни, давал композитору возможность более свободно и уверенно трактовать вокальную партию. Вскоре инструментальные аккорды стали условно обозначаться цифрами, записанными под басовым голосом. Такая партия называлась «цифрованным басом», или иначе — «генерал-басом».
Со временем партия continue, первоначально очень простая, усложняется, становится все более интересной и разнообразной. Уже в кантатах Алессандро Скарлатти басовый голос, игравшийся обычно виолой да гамба, представляет значительные трудности для исполнения. Особое развитие кантата получила в творчестве Джакомо Кариссими (1605—1674). Он же первый использовал кантату в духовной музыке (cantata da chiesa).
В 1609 году в Венецию приехал учиться великий немецкий композитор Генрих Шютц (1585—1672). В течение четырех лет его наставником был Джованни Габриели. Во время второго приезда Шютца в Италию он учится у Клаудио Монтеверди. Усвоенный Шютцем музыкальный язык обогатил немецкую музыку более гибкой и певучей мелодикой, смелой трактовкой инструментов (Дж. Габриели поручал оркестру не только аккомпанемент, но и небольшие самостоятельные инструментальные вступления, так называемые «sinfonia»), а также свойственным монтевердиевскому выразительному стилю драматизмом.
Под воздействием новых веяний немецкий духовный мотет преобразовывается в кантату, в -свою очередь достигшую вершины в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Среди дошедших до нас более двухсот кантат Баха мы встречаем как вполне традиционные, созданные на основе хоралов и представляющие собой как бы их разработку, так и кантаты нового типа — на тексты, сочиненные либреттистами (последнее, естественно, в первую очередь, относится к светским кантатам).
В кантатах Баха мы встречаем исполнительский состав самого широкого диапазона. Некоторые из них написаны для одного голоса и минимального сопровождения — basso continue. Иногда к басу присоединяется один струнный или духовой инструмент, сопровождающий вокальную партию в арии. Другие кантаты, кроме четырех солистов — сопрано, альта, тенора и баса, содержат в своей партитуре хор и оркестр, порой достигающий весьма внушительных размеров. В состав его, помимо струнных, клавесина и органа, входят также флейты, гобои, фаготы, трубы, литавры...
И в светских и в духовных кантатах Бах постоянно использует форму арии da capo. Такая ария, популярная в то время как у себя на родине в Италии, так и в Германии и во Франции, имела трехчастную структуру, причем третья часть представляла собой точное повторение первой (da capo по-итальянски и означает: сначала). Именно в арии Бах вводит так называемый «облигатный», то есть обязательный, солирующий инструмент, который сопровождает голос. Роль такого «сопровождения» очень значительна, и облигатный инструмент, вернее -его партия,, нисколько не уступает по выразительности сольной. На предлагаемом диске записаны шесть арий для сопрано в сопровождении continue и облигатных инструментов: четыре — из духовных кантат, одна — из светской кантаты № 208 и одна — из Мессы ля мажор.
В арии «Die Armen will der Herr umarmen» из кантаты № 186 кроме клавесина и виолончели, составляющих continue, есть еще партия облигатной скрипки. Кантата № 186 (на текст Франка) относится к лейпцигскому периоду жизни композитора. Ее партитура, как пишет Альберт Швейцер, «принадлежит к совершеннейшим чистовым рукописям Баха». В оригинале кантаты сопрано сопровождается двумя скрипками, а не одним инструментом, но практика исполнения кантат самим Бахом, что известно из воспоминаний современников, допускала не только замену группы скрипок (впрочем, иногда состоящей из трех инструментов) одной скрипкой, но и варьирование струнных и духовых. Это подтверждается и многочисленными версиями инструментальных концертов Баха, где скрипка заменяется клавесином, гобой — скрипкой и т. д.
Так, в настоящей записи гобой заменяется скрипкой в инструментальном заключении арии «Mein glaubiges Herze, frohlocke, sing, scherze» из кантаты № 68, что вполне правомерно. В этой арии мы встречаемся также с довольно редким случаем облигатной виолончели. С удивительным, совершенным искусством Бах передает настроение радости и душевного ликования. Голос и струнный инструмент составляют неразрывное целое, и если в арии «Die Armen will der Herr umarmen» con-tinuo и скрипка с бесконечной нежностью обвивают сопрановый голос, то в арии из 68-й кантаты голоса виолончели и сопрано, объединяясь, рождают ощущение слитности двух человеческих сердец, бьющихся в унисон. Довольно необычно инструментальное заключение этой арии. Оно как бы развивает основную мелодическую фигурацию в незатейливом «фугато». Постепенно музыка растворяется в полифонических сплетениях и подголосках четырех инструментов...
Ария «Ich wunschte mir den Tod» из кантаты № 57 по настроению полярно противоположна. Здесь проявляется столь свойственный духовным кантатам Баха мотив возвышенной скорби. Арию предваряет речитатив, сама же она начинается с инструментального вступления, в котором четыре струнных инструмента и клавесин уподоблены хору, горестными интонациями и вздохами подготавливающему вступление голоса.
На пластинке записана еще одна ария из 57-й кантаты — «Ich ende behende mein irdisches Leben». Так же, как и предыдущая, она предваряется речитативом. В сопровождении кроме continue участвует облигатная скрипка соло. Это типичная ария da capo, с ее как бы бесконечным развитием. Скрипка своими непрерывными фигурациями объединяет реплики голоса и сплетается с ним в мерном движении.
Ария «Qui tollis peccata» из Мессы ля мажор, написанной в Лейпциге предположительно в 1737—1738 годах, сопровождается двумя скрипками и виолончелью. И здесь исполнители следуют традиции, позволяющей заменять инструменты в бахов-ских сочинениях (скрипки заменяют две флейты).
Флейты заменены скрипками и в арии «Schafe konen sicher weiden» из светской «Охотничьей» кантаты № 208, написанной к 35-летию герцога Кристиана Саксен-Вейсенфельского. Автор текста Соломон Франк поручает богам греческой мифологии поздравлять знатного юбиляра. Записанная на этой пластинке ария богини стад Палес — чудесная лирическая пастораль, прозрачная по фактуре и выделяющаяся поразительной красотой и задушевностью мелодики.
ЛЕВ МАРКИЗ
***
Эта пластинка записана во время гастролей в Советском Союзе (сезон 1974/75 г.) канадской певицы Гаэлин Габоры. Она окончила Венскую музыкальную академию у профессора Эрика Вербы. Имя Гаэлин Габоры известно во многих странах мира, где она гастролирует с неизменным успехом.
«Блистательная канадская певица обладает исключительной красоты лирическим сопрано, звучащим как инструмент высочайшего класса; совершенное мастерство, глубокое проникновение в дух исполняемых его произведений, естественность и обаяние позволяют причислить ее к выдающимся мастерам», — так характеризует Габору венская пресса.
Партнерами певицы выступает группа молодых советских музыкантов, объединенных лауреатом IV Международного конкурса имени Чайковского скрипачом Владимиром Спиваковым.
В целом ряде концертных программ (в том числе и выпущенных в грамзаписи) эти исполнители демонстрируют превосходные ансамблевые качества, глубокое и тонкое понимание музыки XVII—XVIII веков.
Спасибо загрузившему пластинку дорогому другу Casf!
Прочитав сопроводительную статью и прослушав замечательную музыку, погружаешься в особый мир переживаний и мыслей, отдаляющий тебя от окружающей брутальной действительности, чья грубость в современной России потрясает. Восхищаюсь душевным настроем и способностями композиторов, музыкантов и писателей всех времен, которым дано ТАК творить, несмотря на противодействие разнообразных внешних условий. В существовании ТАКИХ творений человеческого гения невозможно не усмотреть проявления божественного промысла.
Следует отдать должное советской власти, которая при всех ее недостатках, считала нужным поднимать сознание человека, знакомить людей с лучшими достижениями культуры. Остается сожалеть, что ныне русское общество глубоко отодвинуто на обочину цивилизации, отодвинуто во всех смыслах - ментальном, культурном, материальном. Народ погружен в забытье и апатию, им правит государственный террор и тайная полиция. В преддверии умирания русскому народу остается пожелать только душевной крепости в сопротивлении тяжкой жизни, ибо никаких других средств в арсенале не осталось - ни воли, ни деятельной способности преобразовывать мир, противостоять суровым мерам властей. Все безнадежно. Все умирает. Очевидно, пришел черед умирать и русской цивилизации.
Вечно лишь искусство.
Сидел как-то и вспомнил, что в 1970-е у меня была пластинка с ариями Гаэлин Габоры. Помню, впечатляла, особо после студенческих пьянок. Но лет более тридцати не слушал.
Смотрю, а Вы тут выложили. Спасибо, Вы еще раз доказываете, что время - ничто.
хахахахахаха- чо й то хоронить Русь? хихихихихихих- по утрам надо ть в храм ходить -а по вечерам в филармонию-если филармонии нет - самому играть или писать - работать -
жизнь каждого человека-это диалог его с Всемогущим -
хорошо - никогда не было -
но сейчас соборов видимо - невидимо -как грибов выросло-
тексты в интернете и в печати Св Отцов-
в youtube- лекциии записанные в Дух Академии в Москве -
чо соплю т сосать-
делов всегда вокруг немерено-