koskonser · 18-Дек-10 17:06(14 лет 7 месяцев назад, ред. 18-Дек-10 20:22)
Ф.М. Достоевский - Дневник писателя Год выпуска: 2010 г. Фамилия автора: Достоевский Имя автора: Федор Исполнитель: Ларионов Сергей "aka babay" (любительское) Жанр: Классика, рассказы, дневник Издательство: Аудиокнига своими руками Тип аудиокниги: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 128 Кбит/с, 44.1 кГц Время звучания: 11:05:02 Описание:Эта книга, отвечающая на многие "проклятые" вопросы, принесла Достоевскому общероссийскую славу и сделала его кумиром многих поколений. Не было проблемы, которой не коснулся бы Достоевский в своем «Дневнике»: это и судопроизводство, и война с Турцией, и тема союза с Бисмарком, который привел бы к своеобразному переделу мира (Запад отошел бы Германии, а Восток - России), еврейский вопрос, тема Константинополя, петровская реформа, западничество и славянофильство, русский радикализм и, в конце концов, центральная тема - тема русского народа. Полное энциклопедическое собрание сочинений Лекции по литературе
Содержание
Тарасов Борис - Вступление
1 Вступление
2 Старые люди
3 Среда
4 Нечто личное
5 Влас
6 Бобок. Записки одного лица
7 Смятенный вид
8 Полписьма "одного лица"
9 По поводу выставки
10 Ряженый
11 Мечты и грезы
12 По поводу новой драмы
13 Маленькие картинки
14 Учителю
15 Нечто о вранье
16 Одна из современных фальшей
Биография Ф.М. Достоевского
Биография Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800—1837). В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра (1835—1889).
В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: "...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья ...ставят в караул, и в этом проходит все время...". Тяжелое впечатление о "каторжных годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским.
Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно "сочинял роман из венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о своих собственных литературных опытах". Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений — "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова".
О работе над драмой "Жид Янкель" Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".
Роман "Бедные люди", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов от уличного нищего до "его превосходительства".
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".
Рассказ "Господин Прохарчин" (1846) и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А. В. Старчевского).
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной ... Идеалистка была в полном смысле слова ... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского ). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.
18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома".
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" — специфической модификации идей славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) — философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя.
Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!".
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот"). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман "Преступление и наказание".
"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Точно и многогранно изображены в романе Петербург и "текущая действительность", богатство социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя".
В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой — "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".
Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 — сын Фёдор; 12 авг. 1875 — сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.
В 1867—1868 Достоевский работал над романом "Идиот". "Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь ..." К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж". Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина.
В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.
В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала "Гражданин". По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство "Гражданина", заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В "Гражданине" (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры "Иностранные события"). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в "орган людей с независимым убеждением". Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине" и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в "Отечественных записках" свой новый роман "Подросток" — "роман воспитания", своего рода "Отцы и дети" Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке "всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в "безобразном" и утратившем "нравственный центр" мире, медленное вызревание новой "идеи" под мощным влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого.
В кон. 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — "моножурналу" "Дневник писателя" (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: "„Дневник писателя" будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично". "Дневник" 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в "Дневнике" занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры "нового создания", основы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда".
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с "живой жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике писателя" вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении "Дневника" в связи с намерением заняться "одной художнической работой, сложившейся ... в эти два года издания „Дневника" неприметно и невольно".
"Братья Карамазовы" — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29 января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
Ваш преподаватель не прав, и, по всей видимости, ни чуть не увлекался историей своего народа (своего ли ?). Это как раз таки английское слово slave (раб) произошло от слова славяне. Потому что практически всем народам славяне никогда не давали покоя. И все хотели заевовать Русь и поработить славян. Удалось не так давно, а жажда та длилась тысячелетия.
Мой вам совет - перепроверяйте всё сказанное преподавателями в библиотеках. Они очень часто ошибаются, особенно в наше то время. За книгу спасибо. Что-то не нашел в своей библотеке(
... Это как раз таки английское слово slave (раб) произошло от слова славяне. Потому что практически всем народам славяне никогда не давали покоя. И все хотели заевовать Русь и поработить славян. Удалось не так давно, а жажда та длилась тысячелетия.
Мой вам совет - перепроверяйте всё сказанное преподавателями в библиотеках. Они очень часто ошибаются, особенно в наше то время...(
Что-то ваше объяснение ничего не разъясняет. Говорим славяне, подразумеваем раб или наоборот. Обидно, да.
Может это просто совпадение? А мы просто ищем в пустоте тайный смысл?
книгу не читал, но с интересом изучу!
Я вот по этому поводу всегда вопросом задавался, след. характера: Достоевский написал этих самых дневников ни один и ни два, как хронология, по годам, что же интересно в этой книге? Выборочные главы?
С большим интересом стала слушать Дневник писателя , но увы, мне не понравилось исполнение.С огромному огорчению других исполнителей не нашла и перестала слушать. Могу объяснить почему. Нельзя ли предложить В.Герасимову или Е. терновскому эту же вещь? Еще пару слов к написанному.Интонация, ударение и выделение определенных фраз смена тембра голоса в определенныхместах звучит не просто нарочито и неверно , но и к искажению смысла работы. Очень жаль, что приходится писать об этом, но исполнительневерно интерпретирует своим голосом работу великого писателя и создает превратное впечатление. Очень разочарована этим чтением.
47619448скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
Славяни-- слава, славные, святые, светлые. Причтите славяно-русский корнеслов, книги и лекции В.Избекова - на сайте есть.
57957015Славяни-- слава, славные, святые, светлые. Причтите славяно-русский корнеслов, книги и лекции В.Избекова - на сайте есть.
Вас обманули - на самом деле это от соединение слов "лава", "аватар" и "веник". Славяне очень любили ходить в баню, где хлестались вениками, после чего выходили на свежий воздух с распаренными красными лицами. Врет ваш корнеплод... в смысле, корнеслов.
53897412С большим интересом стала слушать Дневник писателя , но увы, мне не понравилось исполнение.С огромному огорчению других исполнителей не нашла и перестала слушать. Могу объяснить почему. Нельзя ли предложить В.Герасимову или Е. терновскому эту же вещь? Еще пару слов к написанному.Интонация, ударение и выделение определенных фраз смена тембра голоса в определенныхместах звучит не просто нарочито и неверно , но и к искажению смысла работы. Очень жаль, что приходится писать об этом, но исполнительневерно интерпретирует своим голосом работу великого писателя и создает превратное впечатление. Очень разочарована этим чтением.
А мне понравилось исполнение Ларионова.Так и представляю себе Достоевского через исполнение Ларионова очень характеризуещего его и никак иначе:великого писателя,но как человека сложного и в быту тяжёлого для общения, совместной жизни, работы и дружбы.Впрочем все патриоты-христиане таковы:-и Христа любят и Россию,но к окружающим людям ненавистны.Вот такая метаморфоза:"Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавижу..". Слаб человек и несовершенен,всегда в нём изъяны есть: чего-то много,- так другого не достанет.Как писателя и я его люблю с детства, но уже давно никого не идеализирую.Все мы люди и даже великие писатели.В исполнении Ларионова с удовольствием слушаю (хотя конечно коробит его проглатывание окончаний слов,а может так и говорил Достоевский или как иначе портил устную речь,мы не знаем,-точно не оратор был),а уж Высоцкого Ларионов читает замечательно.Заступаюсь я за Ларионова и с удовольствием слушаю.Подонковское исполнение,по мне,тут уместно и жизненно.Уже половину прослушал.
Грустно, но слушать не возможно, перлы типа "думат", "мечтат" - т.е. исполнитель во многих случаях глотает гласные в окончании слов "кака така любов" -прям "Любовь и голуби", а не "Дневник писателя" . И заунывное растягивание слов тоже не понравилось.
Серафиm, точно Вы подметили. Примерно как в узбекском ресторане: - Официант, что это в супе шевелится?! - Кузюм, отвечает.
- А "кузюм" с ногами быват? - Быват, быват.
shmidz писал(а):
59522620а может так и говорил Достоевский или как иначе портил устную речь,мы не знаем,-точно не оратор был),а уж Высоцкого Ларионов читает замечательно.Заступаюсь я за Ларионова и с удовольствием слушаю.Подонковское исполнение,по мне,тут уместно и жизненно.Уже половину прослушал.
shmidz, Вы глубоко заблуждаетесь. Достоевского слушало и заслушивалось на Литературных Чтениях лучшее Петербургское общество. Эти Чтения были основными культурными событиями того времени. От избытка чувств и впечатлений часто теряли сознание. Не говоря о знаменитейшей, абсолютно гениальной Речи о Пушкине в честь открытия памятника Пушкину в Москве.
Дело было во Дворянском Собрании, нынешнем Колонном Зале. Изысканная, образованнейшая публика - цвет нации - несколько часов стоя аплодировала Достоевскому. Тургенев зарыдал когда Фёдор Михайлович назвал образ Лизы из Дворянского гнезда вторым по значению в Русской литературе после Пушкинской Татьяны. Лучшие умы называют эту Речь историческим и наиважнейшим событием в России. Во многом благодаря именно исполнительскому мастерству Достоевского. Царская семья почитала за честь посещения и Чтения Достоевским своих произведений во Дворце. Самый Русский Царь Александр III воспитан на произведениях Достоевского. Достоевский читал главу "Мальчики" из Братьев Карамазовых, Мальчик у Христа на Ёлке, рассказы - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4289790. Отличное исполнение Дневника писателя здесь - ИСКАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=337842. Отдельно есть блистательные Бобок, Зимние заметки о летних впечатлениях.
этот чтец читает крайне плохо, какой-то старорусский акцент, глотает окончания, ошибается с ударениями, интонации механические, дежурные, банальные, но и их он "пересаливает" голосом. Не для эстетов. Le Balafre - спасибо за ссылку!
47619448скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
I век. Тацит (ок. 55 – 120) упоминает неких «ругов» на южном берегу Балтики. Впервые под этим именем они выступают в начале I века до Р. X., именно в их войне с Митридатом Понтийским (по Страбону и Плинию). Тацит называет их народом Сарматским. Жилища их греко-римские писатели помещают около Черного и Азовского морей между Доном и Днепром. Впоследствии они (то есть некоторые их ветви) встречаются западнее, и своими набегами беспокоят римские области на Дунае !Во время войн Траяна с Даками Руги(Сарматы) принимают участие в этих войнах и некоторое время являются союзниками Даков - Покорив Дакию, Римляне по-видимому отбросили Ругов снова к берегам Днестра и Днепра.
II – III века. Иордан (IV век) сообщает о борьбе готов в Прибалтике с ругами, которые были сильнее германцев «телом и душою»...
Между 307 – 314 годами. В Веронском документе руги названы в числе римских федератов.
До 337 года. Византийский писатель 1-й половины XIV века Никифор Григора упоминает под этим годом «русского» (?) князя, занимавшего придворную должность при императоре Константине.
IV век. Иордан упоминает в составе державы Германариха рогов, а затем говорит о племени росомонов, вышедшем из повиновения.
434 – 435 годы. Руги появляются на реке Саве близ города Новиедуна (нынешняя Югославия), где сталкиваются с готами.
Середина VI века. Руги (роги) на некоторое время захватили власть в Италии, возведя на королевский стол своего вождя Эрариха.
VI век. Наконец-то! Сирийский автор Псевдозахарий упоминает не рогов или ругов, а народ «рос» в Причерноморье.
VI век. Захир ад-дин-Марши (писатель, творивший в начале XV века) упоминает под этим веком русов, живущих где-то на Северном Кавказе.
626 год. Византийский поэт Константин Манасси (XII век) называет русских в числе осаждавших, вместе с аварами, Константинополь.
765 год. Византийский хронист Феофано поминает русские корабли. Норманисты читают греческое «та русси» как «красные».
Конец VIII века. В житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин.
Ок. 821 года. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов где-то в междуречье Эльбы и Савы. 839 год. Бертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому, вместе с послами византийского императора Феофила, представителей народа рос.
844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
846 год. Ибн-Хордадбех называет русов видом или родом славян.
860 год. Нападение росов на Константинополь.
867 год. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов.
874 год. Ставленник Рима Константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
879 год. Первое упоминание Русской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существовала до XII века.
До 886 года. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
Ваш преподаватель не прав, и, по всей видимости, ни чуть не увлекался историей своего народа (своего ли ?). Это как раз таки английское слово slave (раб) произошло от слова славяне. Потому что практически всем народам славяне никогда не давали покоя. И все хотели заевовать Русь и поработить славян. Удалось не так давно, а жажда та длилась тысячелетия.
Мой вам совет - перепроверяйте всё сказанное преподавателями в библиотеках. Они очень часто ошибаются, особенно в наше то время. За книгу спасибо. Что-то не нашел в своей библотеке(
Я думаю, что профессору в колледже надо тоже рассказать один удивительный факт, что слово англосаксоны происходит от слова suck то есть, сосать или отсасывать. Полагаю, что это расширит его ученый кругозор.
47619448скачаю, потому что прочитать нет возможности. в колледже проффесор сказал что значение слова "славане произошло от слова slave - раб. потому что когда викинги владели западной части России, там были еще те ктоторых они продавали, их и назвали славы, или рабами". День был испорчен.
Славяне это далеко не только одна Русь.
У Николая Аксакова в его книге "Всеславянство" приводится обратное мнение, не славяне произошли от слова "раб", а слово раб произошло от самоназвания славян. Хотя на самом деле путаница и связь имени славян с рабами произошла, как обычно из-за греческого языка где слово "словене" созвучен со словом "склавин" (раб). Межязыковая омонимия, такое понятие слышали? Из греческого это путаница перешла в латынь, а далее на всю каточлическую Европу, включая германские племена. И скандинавские викинги далеко не изобретатели этой путаницы, а наоборот, последние звенья в этом испорченном телефоне. И всё же правильно говорить не "слАвяне", а "слОвяне", как в большинстве славянских языков.
Это слушать невозможно, чтец плохо говорит по-русски: ошибается в ударениях, плюс какой-то невыносимый деревенский говорок. Удивительно, что с такими данными имел наглость взяться за прочтение Достоевского. В топку таких "чтецов".
Самое неудачное произведение Достоевского. Лучше уж этикетку на упаковке макарон почитать, чем это. По своей структуре и темам напомнило, не менее тупорылое произведение Ницше "По ту сторону добра и зла"
Например. и там и там есть глава о том, почему переведённые книги могут быть непоняты в других народах.
65751032К вере он был обращен с детства. Да, на какое-то время забывал Христа, но неизменно возвращался к Нему.
Не все, кто любит творчество Достоевского, знают, что он был потрясен одним страшным преступлением, свидетелем которого стал девяти лет от роду.
На его глазах умирала девочка, изнасилованная мерзавцем. Девочка истекала кровью, и отец Феди, врач (штаб-лекарь, хирург московской Мариинской больницы для бедных), не смог спасти истерзанного ребенка.
Это впечатление на всю жизнь осталось в сердце писателя.
Может быть, поэтому он с такой бесстрашностью бросился описывать самое низкое падение Ставрогина (и Свидригайлова?), чтобы всему миру показать худенький кулачок девочки Матреши.
Думаю, что только вера помогла ему выдержать и то, что он описывал, и то, с каким мужеством пережил ругань и даже неприличную брань современников в адрес своего романа и себя — как гражданина и как писателя. Алексей Солоницын
Дневник писателя - шито-крыто
Анекдот из детской жизни65751032 Расскажу, чтоб не забыть. Живут на краю Петербурга, и даже подальше, чем на краю, одна мать с двенадцатилетней дочкой. Семья небогатая, но мать имеет занятие и добывает средства трудом, а дочка посещает в Петербурге школу и каждый раз, когда уезжает в школу или возвращается из школы домой, ездит в общественной карете, отправляющейся от Гостиного двора до того места, где они живут, и обратно по нескольку раз в день, в известные сроки.
И вот однажды, недавно, месяца два назад, как раз когда у нас вдруг и так быстро установилась зима и начался первопут с целой неделей тихих, светлых дней, в два-три градуса морозу, однажды вечером мать, смотря на дочку, сказала ей:
— Саша, я вижу, ты никаких уроков не твердишь, вот столько уже вечеров замечаю. Знаешь ли ты уроки-то?
— Ах, мамочка, не беспокойся, я всё приготовила; на всю даже неделю вперед приготовила.
— Хорошо, коли так.
Назавтра отправилась Саша в школу, а в шестом часу кондуктор общественной кареты, в которой должна была воротиться Саша, соскочив мимоездом у их ворот, подал «мамочке» от нее записку следующего содержания:
«Милая мамочка, я всю неделю была очень дурной девочкой.
Я получила три нуля и всё тебя обманывала. Воротиться мне к тебе стыдно, и я уж больше к тебе не вернусь. Прощай, милая мамочка, прости меня, твоя Саша».
Можно представить, что сталось с матерью. Разумеется, тотчас же хотела бросить занятия и лететь в город разыскивать Сашу хоть по каким-нибудь следам. Но где? Как? Случился тут один близкий знакомый, принявший горячее участие и вызвавшийся тотчас же отправиться в Петербург и там, справившись в школе, искать и искать по всем знакомым и хоть целую ночь.
Главное, представившееся соображение, что Саша может воротиться тем временем сама, раскаявшись в прежнем решении, и если матери дома не застанет, то, пожалуй, опять уйдет, заставило мать остаться и довериться горячему участию доброго человека. В случае же, если Саша не отыщется к утру, положили чем свет заявить полиции. Оставшись дома, мать провела несколько тяжелых часов, и я их не описываю, так как можно и так понять.
«И вот, — рассказывает мать, — уже около десяти часов вдруг слышу знакомые маленькие скорые шаги во дворе по снегу и потом по лесенке. Отворяется дверь и — вот Саша.
— Мамочка, ах, мамочка, как я рада, что пришла к тебе, ах!
Сложила руки перед собой ладошками, потом закрыла себе ими лицо и села на кровать. Такая усталая, измученная. Ну, тут, разумеется, первые восклицания, первые вопросы; мать осторожна, упрекать пока не смеет.
— Ах, мамочка, как только я вчера тебе солгала про уроки, так вчера же и решилась: в школу больше не ходить и к тебе не возвращаться; потому что как же я в школу ходить не буду, а тебя каждый день буду обманывать, что хожу?
— Да как же ты с собой-то быть хотела? Коль не в школе и не у меня, так где же?
— А я думала, что на улице. Как день, я бы всё по улицам ходила. Шубка на мне теплая, а прозябну — в Пассаж зайду, а вместо обеда каждый день по булке покупать, ну а пить — так как уж нибудь, теперь снег. Одной булки мне довольно. У меня 15 копеек, по три копейки на булку, вот и пять дней.
— А там?
— А там не знаю, дальше я не подумала
— Ну а ночевать-то, ночевать-то где?
— А ночевать, я это обдумала. Как уж темно и как уж поздно, я думала всякий день ходить на железную дорогу, туда дальше, за воксал, где никого уж нет и где ужасно много вагонов стоит. Влезть в какой-нибудь этот вагон, который уж видно, что не пойдет, и ночевать до утра. Я и пошла. И далеко зашла, туда за воксал, и никого там нет, и вижу совсем в стороне вагоны стоят и совсем не такие, в которых все ездят. Вот, думаю, влезу в какой-нибудь этот вагон, и никто не увидит. Только я начала влезать, а вдруг
сторож мне и закричал:
— Куда лезешь? В этих вагонах мертвых возят.
Услышалая это, соскочила, а он уж, вижу, ко мне подходит: “Вам чего, говорит, здесь надо?” Я от него бежать, бежать, он что-то закричал, только я убежала.
Иду я, так испугалась. Воротилась на улицы, хожу и вдруг вижу дом, большой дом, каменный, строится, еще только кирпичный, стекол, дверей нет и забиты досками, а кругом забор. Вот, думаю, если б пройти как-нибудь туда в дом, то там ведь никто не увидит, темно. Зашла я с переулка и сыскала такое место, что хоть и заколочено досками, а можно пролезть. Я и пролезла, прямо как в яму, там еще земля; я пошла ощупью по стене в угол, а в углу доски, кирпичи. Вот, думаю, тут и ночую на досках. Так и легла. Только вдруг слышу, точно кто тихо очень говорит. Я приподнялась, а в самом углу слышу говорят, тихо, и точно на меня оттуда глаза смотрят. Тут я уж очень испугалась, побежала как раз в ту самую дверь опять на улицу, а они меня, слышу, зовут.
Успела выскочить. А я-то думала, что дом пустой. Тут как вышла я опять, то очень вдруг устала. Так устала, так устала. Иду по улицам, народ ходит, который час, не знаю. Вышла я на Невский проспект, иду около Гостиного и совсем плачу. “Вот, думаю, прошел бы какой добрый человек, пожалел бы бедную девочку, которой ночевать негде.
Я уж призналась бы ему, а он бы мне сказал: пойдемте к нам ночевать”. Думаю я всё об этом, иду и — вдруг гляжу, стоит наш дилижанс и последний раз сюда отправляться хочет, а я-то думала, что он уже давно ушел. “Ах, думаю, поеду к маме!” Села я, и так теперь, мамочка, рада, что к тебе воротилась! Никогда я тебя больше обманывать не буду и учиться буду хорошо, ах, мамочка! ах, мамочка!
Спрашиваю ее, — рассказывает мать дальше, — Саша, да неужель ты всё это сама выдумала — и в школу чтоб не ходить и на улице жить?
— Видишь, мамочка, тут я давно уже познакомилась с одной девочкой, такая же как и я, только она в другую школу ходит. Только, веришь ли, она никогда почти не ходит, а дома всем говорит каждый день, что ходит. А мне она сказала, что учиться ей скучно, а на улице очень весело.
“Я, говорит, как выйду из дому, всё хожу, всё хожу, а в школу вот уж две недели не показывалась, в окна в магазины смотрю, в Пассаже хожу, булку съем — до самого
вечера, как домой идти”. Я как узнала про это от нее, тогда же подумала: “Вот бы мне так же”, и стало мне скучно в школе. Только я и намерения не имела до самого вчерашнего дня, а вчера как солгала тебе, и решилась...».
Анекдот этот — правда. Теперь, уж разумеется, матерью приняты меры. Когда мне рассказали его, я подумал, что очень нелишнее напечатать его в «Дневнике».
Мне позволили, конечно с полным incognito. Мне, разумеется, возразят сейчас же: «Единичный случай, и просто потому, что девочка очень глупа». Но я знаю наверно, что девочка очень не глупа. Знаю тоже, что в этих юных душах, уже вышедших из первого детства, но еще далеко не дозревших до какой-нибудь хоть самой первоначальной возмужалости, могут порою зарождаться удивительные фантастические представления, мечты и решения. Этот возраст (двенадцати- или тринадцатилетний) необычайно интересен, в девочке еще больше, чем в мальчике.
Кстати о мальчиках: помните вы года четыре назад напечатанное в газетах известие о том, как из одной гимназии бежали три чрезвычайно юные гимназиста в Америку и что их поймали уже довольно далеко от их города, а вместе захватили и бывший с ними пистолет.
Вообще и прежде, поколение или два назад, в головах этого очень юного народа тоже могли бродить мечты и фантазии, совершенно так же как у теперешних, но теперешний юный народ как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления.
Прежние, надумав проект (ну хоть бежать в Венецию, начитавшись о Венеции в повестях Гофмана и Жорж Занда, — я знал одного такого), всё же проектов своих не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят. Впрочем, прежних связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, — к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам.
Нынче же, бесспорно, связи эти и ощущения стали несколько слабее.
Меньше удержу и внешнего и внутреннего, в себе самом заключающегося. Оттого, может быть, одностороннее и голова работает, и, уж разумеется, всё это от чего-нибудь.
А главное, это вовсе не единичные случаи, происходящие от глупости. Повторяю, этот чрезвычайно интересный возраст вполне нуждается в особенном внимании столь занятых у нас педагогией педагогов и столь занятых теперь «делами» и не делами родителей.
И как легко может всё это случиться, то есть всё самое ужасное, да еще с кем: с нашими родными детьми! Подумать только о том месте в этом рассказе матери, когда девочка «вдруг устала, вдет и плачет и мечтает, что встретится добрый человек, сжалится, что бедной девочке негде ночевать, и пригласит ее с собою». Подумать, что ведь это желание ее, свидетельствующее о ее столь младенческой невинности и незрелости, так легко могло тут же сбыться и что у нас везде, и на улице и в богатейших домах, так и кишит вот именно этими «добрыми человечками»!
Ну а потом, наутро? Или прорубь, или стыд признаться, а за стыдом признаться и грядущая способность, всё затаив про себя, с воспоминанием ужиться, а потом об нем задуматься, уже с другой точки зрения, и всё думать и думать, но уже с чрезвычайным разнообразием представлений, и всё это мало-помалу и само собой; ну а под конец, пожалуй, и желание повторить случай, а затем и всё остальное.
И это с двенадцати-то лет! И всё шито-крыто. Ведь шито-крыто в полном смысле слова! А эта другая девочка, которая вместо школы в магазины заглядывает и в Пассаж заходит, и нашу девочку научила? Я прежде слыхивал в этом роде про мальчиков, которым учиться скучно, а бродяжить весело. (Бродяжничество есть привычка, болезненная и отчасти наша национальная, одно из различий наших с Европой, — привычка, обращающаяся потом в болезненную страсть и весьма нередко зарождающаяся с самого детства.
Об этой национальной страсти нашей я потом непременно поговорю.) Но вот, стало быть, возможны и бродячие девочки. И, положим, тут полная пока невинность; но будь
невинна как самое первобытное существо в раю, а всё не избегнет «познания добра и зла», ну хоть с краюшку, хоть в воображении только, мечтательно.
Улица ведь такая бойкая школа.
А главное, повторяю еще и еще: тут этот интереснейший возраст, возраст, вполне еще сохранивший самую младенческую, трогательную невинность и незрелость с одной стороны, а с другой—уже приобревший скорую до жадности способность восприятия и быстрого ознакомления с такими идеями и представлениями, о которых, по убеждению чрезвычайно многих родителей и педагогов, этот возраст даже и представить себе будто бы ничего еще не может. Это-то вот раздвоение, эти-то две столь несходные половины юного существа в своем соединении представляют чрезвычайно много опасного и критического в жизни этих юных существ.
Как и большинство произведений Ф.М. Достоевского, "Дневник" сложен и во многом категоричен. За это и чтим его.
Кто-то упоминал Ф. Ницше - так более чем достойный представитель германской и мировой философской мысли, на чём во многом основана современная мировая философская мысль.
Озвучка Сергея Ларионова - просто его манера, сама в себе и по себе уже есть некое минипредставление. Художественные книги или фантастика в его исполнении, безусловно, выигрывает. Здесь как - послухаю
И, да, славяне... В большинстве языков Европы именно созвучно понятию "раб". Одни из самых желанных рабов в европейских "просвещённых" домах начиная с раннего Средневековья и продолжая нашими днями: сильные, красивые, развитые духовно и интеллектуально, спокойные... Очень активно были поставлены маршруты продажи из Хазарии через "светоча христианской веры" Византию и там через море-земли в Испанию или другие европы. Одни из самых жирных времён для занимавшейся тогда этим преимущественно иудейской кодлы, как раз сидящей на этих маршрутах. Святослав Игоревич разрушил не просто Хазарию, этого мирового паразита того времени, он замахнулся и на Византию, выгнав её тогда из Болгарии и с почти со всех Балкан.
Славянское "раб" и ребёнок ("рабёнок") созвучны не просто, а в отношении к себе. И если ребёнок при взрослении, доказывая роду способность жить и творить, самостоятельно выходит из этого состояния, то и рабы могли, доказав полезность роду и отработав (а большинство были пленниками от их же набегов), стать полноправными членами общества.
sklave (немецкий), slave (английский, датский, норвежский, нидерландский), sclabnai (ирландский), esclau (каталанский), esclave (французский) - везде позорная для этих народов память о рабстве славян.
И, банально, именно так бездарные люди (навроде некоторых упомянутых выше прохфесорофф) пытаются просто своё незнание матчасти выдать за очередную "великую идею", объясняющую почему самый воинственный народ (а мы воюем больше всех в мире, и подавляющее число войн - чисто оборонительные, а большинство при этом победные), так вот, объясняют, почему мы не должны владеть 1/6 суши, огромным количеством полезных ископаемых и вообще свободой. Не говоря уж о нашем понятии воли, как одним из главных общеопределяющих понятий в нашей жизни.