Гохуа (кит. — национальная живопись), термин, появившийся в нач. 20 в. и обозначающий современная китайская живопись водяными красками на шёлковых и бумажных свитках, в отличие от живописи маслом и акварели. В условиях упадка искусства в Китае конца 19 — начала 20 вв. (отрыв от действительности, повторение сухих канонических схем) Гохуа. обновила традиции национальной живописи, существовавшей с 3—2 вв. до н. э. и имевшей свои технических особенности, жанровое своеобразие и специфический метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, который давал ощущение неограниченного пространства. Первые мастера, работавшие в Гохуа. (живописцы Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн), стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. Но самым знаменитым представителем этой школы является Ци Бай-ши.
Ци Бай-ши, А-чжи, Хуан (1860, провинция Хунань, — 16.9.1957, Пекин), китайский живописец. Председатель Союза китайских художников (с 1953). Родился в крестьянской семье. В 1902—09 путешествовал по Китаю. Первоначально писал портреты традиционного средневекового типа, но в полной мере раскрыл свой талант, работая в жанрах пейзажа и особенно "цветы-птицы". Крупнейший мастер живописи гохуа, Ци Бай-ши наполнил средневековые художественные принципы новым содержанием, перейдя от копирования классических образцов к живым наблюдениям натуры. Изображая жизнь природы в её обыденных проявлениях и предметы крестьянского обихода (корзины, вилы, светильники, овощи, крабов, лягушек и т.д.), Ци Бай-ши наделял свои образы высоким поэтическим смыслом. Последние 10 лет жизни художника были отмечены особенным творческим подъемом (в это время были созданы самые знаменитые его шедевры), а прожил он до 99 лет!
Живопись Ци Бай-ши: