Михаил Чекалин. Вокализ в рапиде (Мелодия, С60 27165-66)
Жанр: electronic / experimental
Год выпуска диска: 1988
Производитель диска: Мелодия (СССР)
Каталожный номер: С60 27165 000
Аудио кодек: MPEG 1 Layer III (MP3)
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 42:05 (с учётом всех пауз)
Треклист:
Сторона 1 — 20.08
01. Психологическая прогулка в джаз
02. Симфобрейк
03. Симфоническая миниатюра
04. Электронная пауза
05. Марш в воинском обличии
Сторона 2 — 21.40
06. Шествие мира и вокализ-монолог
07. Вокализ в рапиде
08.Симфодьяволиада
09. С металлическим болеро
10. Расставаясь с музыкой в стиле рок
Михаил Чекалин, вокал, синтезаторы Yamaha DX 7, ОВХ-8; ритм-компьютеры TR-909, RX-11
Звукорежиссеры: И. Замараев, М. Чекалин Редактор Ю. Потеенко
Художники: Э. Окина, А. Соловьев
Фото А. Градобоева
© «МЕЛОДИЯ»,1988
Всесоюзная студия грамзаписи
Записи 1984, 1985 гг.
РИЖСКИЙ ОРДЕНА ЗНАК ПОЧЕТА ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК
ТИП. РЗГ «МЕЛОДИЯ» 1914 1551 1700
APT. 11-1. ЦЕНА РУБ. 2,50
Номера матриц:
С60-27165/1-1 DMM
С60-27166/1-1 DMM
Долгоиграющая, стерео, 33,3 об/мин, 12"
Доп. информация
Вся музыка, представленная на пластинке «Вокализ в рапиде», спета и сыграна мной на наиболее доступных и распространенных в нашей стране клавишных синтезаторах и ритм-компьютерах вручную, без применения какой-либо секвенсорной технологии или синхронизации, с использованием восьмиканального магнитофона, — подчеркивает Чекалнн. — Она была написана и выполнена как студийная работа, существующая только в виде авторской фонограммы — так же, как, скажем, существует в законченном виде полотно живописца».
В свое время Игорь Стравинский назвал свой рэгтайм из «Истории солдата» «концертным портретом или фотоснимком в том смысле, в каком вальсы Шопена являются не танцевальными вальсами, а их портретами».
Точно так же и большинство номеров «Вокализа а рапиде» — это своего рода «электронные фотоснимки» определенных музыкальных форм и жанров. Так, открывающая пластинку «Психологическая прогулка в джаз» не только строится на близких джазу тембрах саксофона, злектрогитары, фортепиано, но и развивается по джазовому принципу импровизации на четко очерченную тему, которая то развертывается, то свертывается «в клубок», с намеком на репризу в заключение.
Название «Симфобрейк», думается, говорит само за себя; как в современном спортивно-акробатическом танце или как в рок-музыке, например, англичанина Томаса Долби, в «Симфобрейке» бьется ускоренный пульс сегодняшней действительности.
«Симфоническая миниатюра» — продолжение традиции русской балетной сказочности, ее контрастные образы — такой же «портрет» классического танца, как «Поцелуй феи» Игоря Стравинского — портрет музыки Чайковского.
«Электронная пауза», в свою очередь, «фото-снимок» того легкого жанра электронной музыки, который известен по творчеству французского композитора Жана-Мишеля Жарра.
Первую сторону пластинки завершает «Марш в воинском обличии», развивающий тот же круг музыкальных идей, что и сатирические образы группы «Пиик Флойд» или «новой волны». Как острая инструментальная краска, звучит человеческий голос, как бы подчиняющийся «механическим силам» электроники.
Однако торжество образов разрушения, насилия — временно. Вторую сторону пластинки открывает «Шествие мира», в котором та же тема военного марша звучит преобразованная в гимнических тонах. Без перерыва следует торжественный «Вокализ-монолог». Голос — олицетворение человеческого тепла и гуманизма — побеждает. На фоне тембра гитары в «Вокализе в рапиде» он снят крупным планом, замедленной камерой.
Еще одно программно-литературное название, которое говорит само за себя! «Симфодьяволиада с металлическим болеро». Сочетание фантастики и реализма, сатиры и лирики в прозе Михаила Булгакова столь же гротескно, сколь и солидные, почти симфонические формы, соединяющие в себе томление болеро (а может быть, танго!) с гримасой «тяжелого металла».
Почему «Расставаясь с музыкой в стиле рок»? Напомним, на рубеже 60 — 70-х годов подавляющее большинство и любителей музыки, и музыкантов-профессионалов (в том числе и М. Чекалин) впервые открывали для себя горизонты музыкальной электроники именно через рок-музыку. Однако сегодняшняя рок-электроника уже переросла свои собственные рамки. Это уже не столько рок-музыка, сколько просто музыка. И, думается. «Вокализ в рапиде» Михаила Чекалина — яркое тому доказательство.
Д. Ухов
Тех. данные
Класс состояния винила: NM
Устройство воспроизведения: Sansui P-D21
Картридж: Shure Presence 2
Фонокорректор: Pioneer A-307R
АЦП: Audigy 4
Программа-оцифровщик: Sound Forge 7
Формат записи: 24 bit / 96 kHz / Stereo
Формат раздачи: MPEG 1 Layer III 320 kbps / 48 kHz / Stereo
Обработка: нарезка на треки, фейды в начале и конце каждой композиции, удаление шумов в паузах (с сохранением их оригинальной длительности), выборочное удаление щелчков в ручную, сжатие Lame 3.92.
Декликер применять не стал, т.к. субъективно на слух он наносит больший вред записи, чем сжатие в MP3

Lossless-версию можно скачать здесь