FIMA1977 · 28-Янв-10 00:40(15 лет 5 месяцев назад, ред. 11-Фев-10 18:11)
Основы искусства святости. 4 тома.[1998, PDF, RUS] Год выпуска: 1998 Автор: Епископ Варнава (Беляев) Жанр: опыт изложения православной аскетики Издательство: Издание братства во имя святого князя Александра Невского Нижний Новгород Формат: PDF Язык: Русский Качество: OCR без ошибок Количество страниц:1 том- 242, 2 том- 220, 3 том- 250, 4 том- 189. Описание: Труд епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963) «Основы искусства святости» создан в 1922-1928 годах. Епископ писал по благословению старца, подвижника Зосимовой пустыни, преподобного Алексея (Соловьева).
«Основы» способствуют выработке у читателя православного миросозерцания, возвращают к реализму святых отцов, помогают в приобретении навыков внутренней духовной культуры. Книга обращена к самому широкому читательскому кругу. «Из книг, демонстрирующихся на международной выставке православной книги, особое внимание привлек труд епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости». Опыт изложения православной аскетики. Эти сочинения отличаются живой связью с современностью, отвечая на вызовы нашего века через Священнное Писание и Прредание Церкви утверждением о принципиальной незыблимости православного пути спасения во все времена.» Алексий, Патриах Московский и всея Руси
(из писем издателям в год первого выхода книги)
Некоторые называют в числе духовных писателей еп. Варнаву (Беляева), однако справедливо ли это? Издатели его книг почему- то умалчивают о том, что он не состоял в общении ни с какими законными церковными юрисдикциями, православные храмы не посещал, в них не причащался—то есть, являлся раскольником,— иерархии не признавал.
Самый известный труд еп. Варнавы носит несколько странное название: если об основах духовной жизни может говорить любой христианин, то человек, желающий преподать другим "Основы искусства святости" (Н.Новгород, 1996), видимо, предполагает, что обладает этим искусством. Автор проделал огромную работу, собрав множество цитат из творений Святых Отцов. Но его собст-венные советы и выводы из святоотеческих текстов вызывают недоумение. Некоторые страницы напоминают произведения Фомы Кемпийского и подобных "учителей". Проявляя нездоровый интерес к определенным физиологическим областям, автор доходит до кощунственных сравнений. Человеку целомудренному это стыдно читать. Еп. Варнава муссирует со всяческими подробностями, на нескольких страницах, в частности, исправление естественной нужды (глава "Аскетическая физиология тела"). В этой же главе он призывает пот из физиологического явления "обратить в благодатное", считая его обязательным в духовной жизни.
Телесному подвигу придается чрезмерное значение. Автор, например, предлагает всем подготовиться к Св. Причастию "должным образом", то есть, ничего не вкушать и не пить в течение недели, соблюдая при этом Великий пост по уставу: в субботы и воскресения—дважды в день трапеза с елеем, в остальные дни—сухоядение один раз в день, вечером. По прочтении книги остается впечатление, что автор находился в глубочайшей прелести, а скорее всего, был просто болен. Великой благодарности будет заслуживать человек, который даст подробный духовный анализ всех творений еп. Варнавы, и лучше бы, если бы он был врачом-психиатром.
Глубокую тревогу вызывает то, что книги еп. Варнавы пользуются большой популярностью, издаются и переиздаются, на них ссылаются, они цитируются во многих книгах и журналах серьезными авторами, даже в епископском сане, читаются за трапезой в монастырях. Епископа Варнаву называют великим подвижником XX века. Все это отражает глубокую духовную болезнь современной Церкви, состоящей большей частью из неофитствующих, незнакомых с творениями Святых Отцов и составляющих мнение о святоотеческом учении по таким писаниям, как книги еп. Варнавы. Предисловие к книге игумена Никона (Воробьёва) "Нам оставлено покаяние"
том пять - это биография (Проценко П.Г. «В Небесный Иерусалим. История одного побега»: Биография епископа Варнавы (Беляева). Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1999), тома 7 вовсе не существует; а вот том 6, увы, доныне никем не сканировался и нигде не выкладывался
71170817Некоторые называют в числе духовных писателей еп. Варнаву (Беляева), однако справедливо ли это? Издатели его книг почему- то умалчивают о том, что он не состоял в общении ни с какими законными церковными юрисдикциями, православные храмы не посещал, в них не причащался—то есть, являлся раскольником,— иерархии не признавал.
Самый известный труд еп. Варнавы носит несколько странное название: если об основах духовной жизни может говорить любой христианин, то человек, желающий преподать другим "Основы искусства святости" (Н.Новгород, 1996), видимо, предполагает, что обладает этим искусством. Автор проделал огромную работу, собрав множество цитат из творений Святых Отцов. Но его собст-венные советы и выводы из святоотеческих текстов вызывают недоумение. Некоторые страницы напоминают произведения Фомы Кемпийского и подобных "учителей". Проявляя нездоровый интерес к определенным физиологическим областям, автор доходит до кощунственных сравнений. Человеку целомудренному это стыдно читать. Еп. Варнава муссирует со всяческими подробностями, на нескольких страницах, в частности, исправление естественной нужды (глава "Аскетическая физиология тела"). В этой же главе он призывает пот из физиологического явления "обратить в благодатное", считая его обязательным в духовной жизни.
Телесному подвигу придается чрезмерное значение. Автор, например, предлагает всем подготовиться к Св. Причастию "должным образом", то есть, ничего не вкушать и не пить в течение недели, соблюдая при этом Великий пост по уставу: в субботы и воскресения—дважды в день трапеза с елеем, в остальные дни—сухоядение один раз в день, вечером. По прочтении книги остается впечатление, что автор находился в глубочайшей прелести, а скорее всего, был просто болен. Великой благодарности будет заслуживать человек, который даст подробный духовный анализ всех творений еп. Варнавы, и лучше бы, если бы он был врачом-психиатром.
Глубокую тревогу вызывает то, что книги еп. Варнавы пользуются большой популярностью, издаются и переиздаются, на них ссылаются, они цитируются во многих книгах и журналах серьезными авторами, даже в епископском сане, читаются за трапезой в монастырях. Епископа Варнаву называют великим подвижником XX века. Все это отражает глубокую духовную болезнь современной Церкви, состоящей большей частью из неофитствующих, незнакомых с творениями Святых Отцов и составляющих мнение о святоотеческом учении по таким писаниям, как книги еп. Варнавы. Предисловие к книге игумена Никона (Воробьёва) "Нам оставлено покаяние"
Существенно, что эти слова сказаны о еп. Варнаве не самим о. Никоном, а "некими" издателями (может это А.И. Осипов?) в 1997 г. Я помню, что для меня, школьника, в руки которого попали только что вышедшие из печати книги вл. Варнавы, было прямо скажем шоком читать некоторые его размышления о "физиологических областях", эти размышления и откровенные (наверное излишне) и одновременно не лишенные убедительности явно не предназначены для 15-летнего подростка, но насколько я понимаю, сам епископ не предполагал их издания для широкой публики. Этот труд скорее для личного пользования. Что касается пребывания еп. в расколе, это очень большой вопрос. Его "затвор" вероятнее всего объясняется критическим отношением к "сергианской" церкви и фактом недолгого пребывания еп. в обновленчестве, в чем он, как кажется, публично не раскаивался. В общем и целом, я очень хорошо помню какое сильное впечатление на меня произвел труд владыки с учетом не очень удачной репрезентации "аскетики тела". Сейчас я думаю, что взрослый человек получит скорее больше пользы чем искушений от прочтения "Основ"