MinimalBoy · 23-Ноя-09 21:01(15 лет 9 месяцев назад, ред. 30-Ноя-09 13:17)
Искушение святого Тыну / Искушение святого Антония / Püha Tõnu kiusamineГод выпуска: 2009 Страна: Швеция, Финляндия, Эстония Жанр: Черная комедия, Драма Продолжительность: 01:49:57 Перевод: Субтитры Русские субтитры: есть Режиссер: Вейко Ыунпуу / Veiko Õunpuu В ролях: Таави Эельмя, Равшана Куркова, Tiina Tauraite, Стен Льюнггрен, Дени Лаван, Хендрик Тоомпере (мл.) и др.Описание: Фильм-фантазия и фильм-метафора о «кризисе среднего возраста», об отношениях эстонца Тыну и русской девушки Надежды, о роли праведника в реальной жизни, о попытке найти в этой жизни свое призвание и не потерять при этом самого себя. Третий по счету фильм Вейко Ыунпуу ждали с нетерпением. Во-первых, предыдущая картина режиссера, «Осенний бал», была обласкана кинофестивалями, взяв в том числе приз «Горизонты» в Венеции. Во-вторых, в 2008 году сценарий «Искушения святого Тыну» получил на Каннском кинофестивале премию «Европейский талант». В-третьих... Скажем честно: всем очень хотелось, чтобы в Эстонии появился наконец режиссер европейского, а то и мирового уровня. И он появился...
продолжение
Хотя наверняка не все согласятся с тем, что «Искушение» снято на уровне Дэвида Линча, не говоря о Пьере Паоло Пазолини или Луисе Бунюэле. Тем не менее уровень – налицо. Другое дело, что это скорее беда фильма. Многие ли зрители любят упомянутых творцов настолько, чтобы рвануть в кинотеатр на «Искушение»? Ведь это еще и притча, как бунюэлевский «Млечный путь» или линчевский «Малхолланд-драйв», и притча сюрреалистическая, полная символов, гротеска и ужаса; «Осенний бал» смотрится по сравнению с ней классикой соцреализма. Действие «Искушения» происходит сразу в двух реальностях – физической и психической. Эти реальности умышленно не отделены одна от другой. По всей видимости, «внешний» сюжет достаточно прост: похоронив отца, менеджер среднего звена Тыну (Таави Ээльмаа) возвращается к жене и работе; с женой у него нелады, на работе творится черт знает что, в частности, шеф приказывает Тыну закрыть завод и уволить рабочих; между тем герой влюбляется в девушку (Равшана Куркова), дочь уволенного русского рабочего, в конце концов у них «происходит любовь», и, разумеется, ничего хорошего из той любви не получается. Сюрреальность куда сложнее, потому что по ходу фильма психику героя разносит на все четыре стороны. Собственно, начинается картина с того, что на глазах Тыну, несущего крест во главе похоронной процессии, разбивается машина, но никто и не думает помочь раненому водителю – все проходят мимо, чтобы «хоронить своих мертвецов». Чуть позже мы видим этого водителя у роскошной иномарки героя: забыв про аварию, окровавленный человек просит пустить его посидеть за рулем. Тыну стелит на кожаное сиденье плащ, чтобы оно не запачкалось. Жертва аварии плачет: «Какой же ты добрый человек!..» На обратном пути Тыну отвлекается, счищая запекшуюся кровь с сиденья, и сбивает собаку. Волоча ее труп по лесу, он натыкается на горку отрубленных рук, едет в полицию, попадает к сюрреальному следователю-садисту... Стоп; когда мы успели выпасть из реальности? А сколько страшных сцен ждет нас впереди! Вдобавок фильм полнится символами. Возлюбленную Тыну зовут Надеждой, и не зря на стене ее комнаты висит изображение бодхисаттвы сострадания. Отрубленные руки, скорее всего, отсылают к Откровению Иоанна Богослова (печать Антихриста накладывается на правую руку). Понятно, что владелец клуба «Золотой век» герр Майстер – Meister, «хозяин», – это сатана, смахивающий сразу и на Дэвида Линча, и на булгаковского мессира Воланда, а слуги Майстера, в свой черед, похожи на Коровьева и Бегемота. Куда менее понятно, кто такой Священник, которого Тыну видит во сне: то ли это Бог, который и Сам утратил веру, то ли искушающий героя демон. И так далее. Расшифровывать фильм можно долго, но... Важно ли это? Существенно-то другое: Тыну – вроде бы добрый, а то и, как следует из названия, святой, и если принять мораль фильма «в лоб», получатся расхожие истины: дорога в ад вымощена благими намерениями; нет правды на земле, но нет ее и выше; праведность в этом мире невозможна. «И солнце – гребаный фонарь». Только вот праведность Тыну – очень странная. Помог бы он тому водителю в первой же сцене – может статься, всё было бы по-другому. Быть чуть-чуть святым – всё равно что быть немножко беременной, а добродетель несовместима с чистоплюйством. Но Тыну – таков, каков он есть, и убежать ему не удастся, и спасти он никого не сможет. Душа менеджера погибнет, а полный искушений мир потребит Тыну точно так же, как сам он потребил в итоге свою надежду. Вейко Ыунпуу говорил «ДД», что ориентировался на фильм Робера Брессона «Дневник сельского священника» о невозможности воплотить в жизнь христианскую любовь к ближнему. Но где у Брессона в финале смерть, крест и свет, у Ыунпуу – смерть, лед и тьма. И не общество потребления тому виной. Каждый сам решает, быть или не быть. В смысле – добрым. Николай Караев.
angels_chinese писал(а):
Это "изумительнейшая и леденящая кровь трагедия об агонии и падении одного менеджера среднего звена", в которой явь никак не отделена от надъяви, реализм - от сюрреализма, жизнь тела - от падения духа.
Большое спасибо candance @ 'tik за это кино.
В титрах есть конечно несколько опечаток и недочетов, но из-за этого точно не стоит пересобирать диск.Сэмпл (yandexmulti-up)Качество: DVD5 Формат: DVD Video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: PAL 16:9 (720x576) VBR Auto Letterboxed Аудио: Estonian (with Russian, French, German, English) (Dolby AC3, 2 ch) Субтитры: English, Russian, Estonian
Ужасный фильм! Человеку со здравым рассудком его не понять! Жаль потраченного впустую время!
С каких это пор серость начала именоваться здравым рассудком?
Хоть фильму и предпослан эпиграф из "Божественной комедии" Данте Алигьери, он больше напоминает авангардные вариации на тему "Процесса" Франца Кафки. И хотя фильм черно-белый, он нарисован кистью Иеронима Босха.