М. Мусоргский. Шедевры вокального творчества. Евгений Нестеренко, бас. Владимир Крайнев, фортепиано.
Жанр: Vocal
Год выпуска диска: 2006
Производитель диска: Россия ("Мелодия")
Аудио кодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 256 kbps
Продолжительность: 60.53
Трэклист:
1 Светик Савишна (сл. автора) 1.02
2 По-над Доном сад цветет (сл. А.Кольцова) 2.45
3 Колыбельная Еремушке (сл. Н.Некрасова) 4.10
4 Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха 3.02
(текст И.Гете в пер. А.Струговщикова)
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (сл. А.Голенищева-Кутузова):
5 Колыбельная 5.43
6 Серенада 4.18
7 Трепак 4.52
8 Полководец 5.36
Вокальный цикл «Без солнца» (сл. А.Голенищева-Кутузова):
9 В четырех стенах 1.37
10 Меня ты в толпе не узнала 0.44
11 Окончен праздный шумный день 3.25
12 Скучай 1.58
13 Элегия 3.56
14 Над рекой 5.00
15 Музыкальный памфлет «Раек» (сл. автора) 11.47
Записи 1979 (1–8), 1974 (9–15) гг.
Доп. информация
Программа данного диска погружает слушателя в мир вокальных шедевров одного из самых реалистичных русских композиторов Модеста Мусоргского (1839-1881). Прямой продолжатель Даргомыжского, обличитель деспотизма самодержавия и борец за возвышение простого народа, Мусоргский талантливо воссоздал в своих музыкальных портретах длинную вереницу ярких и разнообразных человеческих характеров. В его операх («Борис Годунов» и «Хованщина») и многочисленных вокальных зарисовках перед нами предстают правдивые, типичные образы русского народа.
Вокальному творчеству принадлежит центральное место в музыкальном наследии композитора. Ранние романсы и песни, написанные на рубеже 50-60-х годов, впоследствии были названы Мусоргским «народными картинками». В некоторых из них композитор воплощает подмеченные им эпизоды из крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Сиротка», «Светик Савишна»), в других – высмеивает темные стороны действительности, используя язык музыкальной сатиры («Семинарист», «Классик»). В более поздней сатирической вокальной сюите «Раек» он создал истребляющие портреты музыкальных деятелей, враждебных «Могучей кучке».
В вокальном цикле «Детская» на собственные тексты Мусоргский продолжает серию бытовых зарисовок, раскрывая мир детей из городской среды. Прототипами его героев послужили дети брата Мусоргского и племянники Стасова, за жизнью которых с искренним интересом наблюдал композитор.
В 70-е годы, наиболее мрачный период жизни Мусоргского, появляется новый ряд вокальных произведений, среди которых выделяются два цикла на тексты Голенищева-Кутузова – «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
Несмотря на общую трагическую направленность, содержание циклов различно.
«Без солнца», по сути, является размышлением композитора о собственной судьбе, личном одиночестве и страданиях. Его музыкальный язык отличается скупостью музыкальных средств и сдержанностью высказывания.
Цикл «Песни и пляски смерти» был задуман как ряд сюжетов, показывающих смерть самых различных по своему социальному положению людей. Мусоргский, однако, завершил всего четыре. Это уже не просто зарисовки, а настоящие музыкальные драмы. Композитор одушевляет Смерть и поручает ей роль главного действующего лица, внося фантастический элемент в произведение. Для характеристики коварного облика Смерти он использует определенные музыкальные жанры – колыбельную, серенаду, пляску и гимн-марш. Но в обрисовке Смерти эти жанры приобретают грубоватые, холодные оттенки. В «Песнях и плясках смерти» Мусоргский достигает небывалой силы выражения и психологической глубины, что позволяет считать этот цикл вершиной его камерного вокального творчества.
Вокальные циклы Мусоргского занимают прочное место в концертном репертуаре выдающегося певца нашего времени, чье имя не нуждается в дополнительной характеристике – Евгения Нестеренко. В его исполнении перед нами разворачивается богатый, остроумный, бесконечно правдивый мир знаменитого русского классика.