Бирели Лагрен на сегодняшний день - один из лучших гитаристов мира. При этом стиль его игры достаточно разнообразен - от джазовой традиции до фьюжн; Лагрен владеет также бас-гитарой, некоторыми другими инструментами. Музыкант родился в 1966 году в Эльзасе, в семье кочующих цыган (и, кстати сказать, в отличие от многих своих соплеменников до сих пор время от времени присоединяется к табору). К музыке его приобщил отец, чуть позже с Бирели занимался старший брат; а одним из главных источников вдохновения для него была музыка Джанго Рейнхардта. По словам самого музыканта, он часами слушал его пластинки и играл под них до тех пор, пока не смог исполнять соло Рейнхардта нота в ноту. Первый альбом, “Routes to Django”, Лагрен выпустил уже в четырнадцатилетнем возрасте, а к 15-ти годам на его счету было три отдельных пластинки. Уже признанный настоящим мастером «цыганского джаза», Лагрен круто сменил направление после встречи с легендарным басистом Жако Пасториусом, с которым записал два диска в характерном для Пасториуса стиле, основанном в первую очередь на джаз -роке. Эти работы на некоторое время отвлекли Лагрена от акустической гитары, инструмента, которому он обязан своей славой: молодой музыкант пробовал работать с электрическим инструментом, благодаря Пасториусу обратился даже к электрическому басу (и приобрел определенную репутацию). Его работы на стыке 80-х и 90-х демонстрируют порой, что Лагрен попросту разрывается между двумя направлениями – европейским традиционным джазом и более современным фьюжн американского толка. Однако этот творческий поиск, который для многих музыкантов стал в свое время тупиком, для Лагрена – лишь очередные ступени к вершине.
В то же самое время, когда одни и те же его альбомы содержат одновременно типичный цыганский джаз и типичные упражнения виртуоза электрогитары с процессорами, Джон Маклафлин называет его «гитарным феноменом», а музыкальные премии сыплются на Лагрена как из рога изобилия. Со временем Лагрен все больше и больше работает в том стиле, который изначально был ему близок – в стиле, основы которого заложил великий Джанго Рейнхардт. В его составе появляется все больше акустических инструментов (контрабас, скрипка, вторая, затем даже третья акустическая гитара), его авторитет делается все более весомым, а его аудитория неуклонно растет.
источник