milta · 27-Сен-08 21:00(16 лет 9 месяцев назад, ред. 14-Фев-21 19:21)
Тринадцать Год выпуска: 1936 Страна: СССР Жанр: Героическая драма, боевик Продолжительность: 01:21:37 Перевод: Не требуется Русские субтитры: нет Режиссер: Михаил Ромм В ролях: Иван Новосельцев, Елена Кузьмина, Александр Чистяков, Андрей Файт, Иван Кузнецов, Петр Масоха, Виктор Кулаков, Степан Крылов, Иван Юдин, Давид Зольц, Александр Кепинов, Андрей Долинин, Александр Чекаевский, Ага-Рза Кулиев и др. Описание: Баллада о подвиге советских пограничников, погибших в борьбе с многочисленной бандой басмачей. События происходят в 20-е годы в Средней Азии. В аннотированном каталоге «Советские художественные фильмы» (1961) этот фильм определён по жанру как драма, хотя его можно считать не просто историко-революционным приключенческим, но и родоначальником некоего истерна (по аналогии с вестерном ) — так как действие происходит в Средней Азии. Картина иногда обвинялась в слепом копировании американского образца — «Потерянный патруль» (1934) Джона Форда об отряде британцев, подвергающихся атакам арабов в месопотамской пустыне. Как бы то ни было, мастерство молодого режиссёра (Ромму было 35 лет) и лаконизм выразительных средств (хотя это было связано, в основном, с трудными условиями съёмок и малобюджетностью картины) превращают «Тринадцать» в строгую мужскую балладу о стойкости людей и их верности прежде всего своему воинскому долгу. Почти никто не заметил после выхода ленты на экран отсутствия в ней тринадцатого героя, которого должен был играть Николай Крючков (но не смог по состоянию здоровья). В фильме "Тринадцать" Ромм сумел органично соединить политизированную идею (укрепление советской власти на национальных окраинах), реализм в обрисовке характеров и напряжённую приключенческую интригу. Считается, что импульс к созданию фильма был дан И.Сталиным после просмотра одного из американских вестернов, однако признанным фактом является обратное: ряд американских картин ("Последний из команчей", 1952, "Сахара", 1943 и 1995) стали буквальными римейками фильма Ромма о героическом бое отряда советских пограничников с басмачами. Доп. информация: Небольшая историческая справка о басмачах и колодцах.
скрытый текст
«Тринадцать» против басмачей: в жизни и на экране 6 августа 1931 года, у никому не известного туркменского колодца Ербент маленький отряд красноармейцев принял неравный бой с басмачами. Эти события легли в основу знаменитого фильма «Тринадцать» Михаила Ромма, а позднее — и ещё нескольких кинокартин. «Восток дело — тонкое»
Казалось бы, к концу 1920-х годов басмачество в Средней Азии окончательно ушло в прошлое. Но тут началась коллективизация, коренным образом перевернувшая всю страну. Командированные из центра «красные» специалисты далеко не всегда были знакомы со спецификой региона. А население «на местах» могло просто не знать, что «белого царя» уже давно нет, и подчиняться надо совсем другим людям. Традиционный уклад кочевников приводил к тому, что всю работу по хозяйству выполняли дети и женщины. А мужчины занимались настоящим делом — набегами на соседей. В аналитических материалах ГПУ констатировалось: «Разведение каких-либо культур в полосе песков невозможно». Даже командующий Среднеазиатским военным округом Дыбенко волей-неволей задавался вопросом: «Нужно ли в Кара-Кумах иметь десятки тысяч семей скотоводов, из которых не меньше чем 80% трудовой человеческой силы совершенно не используется ни для какой работы?». Если, конечно, не считать «работой» грабёж: «Чем лучше скотовод умеет грабить и совершать вооружённый налёт, тем более он прославлен и знаменит».
А советские органы на местах прежде всего были заняты земледельческими хозяйствами —особую заботу вызывало выращивание хлопчатника. Только 10 июня 1931 года было принято постановление о национализации и перераспределении колодцев и пастбищ в кочевой полосе Туркмении. Разъяснение и агитация практически отсутствовали. Неудивительно, что внезапное столкновение идей коммунистов и кочевников вызвало искры всевозможного недовольства — вплоть до открытого неповиновения, откочёвки или даже восстания. А тут ещё в целом ряде мест не хватало продовольствия — в некоторых районах план по снабжению скотоводов хлебом был выполнен всего на 18–20%. Не говоря уже о прочих многочисленных «недочётах в работе и перегибах местного совпартаппарата» — срочном (всего за несколько часов) сборе налогов в неподходящее время, взяточничестве, незаконных арестах, чрезмерной мобилизации скота и бочек для воды… В итоге тысячи кочевых хозяйств ушли за кордон. Стремительно возник целый ряд группировок восставших — как местных недовольных, так и наведывавшихся из-за границы или сбежавших из Казахской республики. К концу июня на территории Туркмении действовало свыше двух тысяч басмачей. Они грабили караваны, захватывали и жгли автомашины, налетали на кишлаки, кооперативы и склады, пункты сдачи хлеба, нередко убивали любых представителей власти (включая женщин) и простых колхозников, отбирали партбилеты. А при опасности прятались в глубине пустыни, а то даже в Иране и Афганистане. Если басмачей начинали настигать ОГПУ, Красная армия, милиция или добровольцы, восставшие охотно шли на мирные переговоры, отдыхали и при первом же благоприятном случае брались за старое.
Активно орудовали басмачи и в центральной Туркмении, где грунтовые и шоссейные дороги отсутствовали совершенно, поэтому двигаться приходилось по тропам. Обычно люди и грузы перемещались на верблюдах, реже — на лошадях. В полосе песков не было ни рек, ни ручьёв — только колодцы и водяные ямы. В районе одного из таких колодцев и разыгралась драма, позже не раз обессмертившая себя в кино. У колодца Ербент отряд милиции и бойцов 2-го Туркменского полка под командованием оперработника Карпова был застигнут врасплох бандой в 350 басмачей во главе с Какабаем, Акдыр Ханом и Гельды Ветче. Интересно, что незадолго до этого Какабай был председателем Ербентского совета и членом ЦИК Туркменской ССР. Численность осаждённых, по разным источникам, колебалась от 30 до 45 человек. Согласно официальной трактовке событий, бойцам приходилось доставать воду из колодца с помощью скрипучего колеса — и басмачи стреляли на звук. Ряды осаждённых постепенно таяли. Когда прибыла помощь, в живых осталось только два человека. При поддержке авиации подоспевшим отрядам удалось отбросить и рассеять басмачей, Какабай был схвачен и осуждён. В пропагандисткой литературе численность осаждавших басмачей возросла до трёх тысяч.
Надо признать, что этим бойцам ещё сравнительно повезло — в апреле того же года отряд Э. Н. Цейтлина из состава 85-го дивизиона войск ОГПУ численностью в 52 человека при трёх ручных пулемётах и одной винтовочной мортирке арестовал несколько десятков местных жителей за связь с восставшими. Спустя несколько дней у колодца Коймат группа попала в засаду — причём отряд добровольной милиции, убив командира, перешёл на сторону басмачей. После трёх суток боя окружённые были уничтожены полностью. Эти победы окрылили басмачей, но и советская власть не сидела сложа руки. Решающие бои предстояли осенью, но это уже совсем другая история.
Путь на экран.
скрытый текст
В середине 30-х годов начинающий советский режиссер Михаил Ромм должен был делать картину о манёврах Красной армии. Внезапно Ромма вызвал председатель «Союзкино» Борис Шумяцкий — грубо говоря, глава советского кинематографа. И сообщил, что «один товарищ, кто именно — не имеет значения», посмотрел голливудский фильм о битве в пустыне и высказал мнение, что неплохо было бы снять в том же духе о наших пограничниках. «Одним товарищем», как нетрудно догадаться, был товарищ Сталин. Фильмом, который увидел Сталин, была картина 1934 года «Потерянный патруль» (The Lost Patrol). Снял его легендарный в недалёком будущем режиссёр вестернов Джон Форд. По сюжету, во время Первой мировой войны небольшой британский патруль на территории Месопотамии (нынешнего Ирака) попадает в осаду в оазисе посреди пустыни. Малейшее шевеление солдат приводит к метким выстрелам невидимых среди песков арабов. Отряд тает на глазах — а спасения всё нет…
Со съёмками картины «Потерянный патруль» связано несколько интересных фактов. В частности, исполнитель главной роли действительно воевал в тех самых местах. А непосредственно во время съёмок фильма в пустыне Юта температура воздуха доходила до 65 градусов, поэтому актёрам приходилось работать не более двух часов в день. Также стоит отметить, что картина и сама по себе была ремейком британского немого фильма 1929 года. Теперь же «Потерянный патруль» на советский лад предстояло снять Ромму. Любопытно, что режиссёр даже не мог посмотреть этот фильм сам — картину уже отправили обратно в США. Но ему в общих чертах пересказали сюжет, и Ромм принялся за дело. Съёмки в пустыне.
Весной 1936 года начались съёмки. В поисках красивых видов Ромм со съёмочной группой приехал на станцию Репетек в глубине Каракумской пустыни. Условия местности там были весьма суровыми. Как-то раз около этой станции заблудилась научная сотрудница. Спустя трое суток блужданий по одинаковым на вид барханам попыталась вскрыть себе вены стеклом от часов. Однако загустевшая от жары кровь не дала ей умереть — и на четвёртые сутки ещё живую девушку нашли буквально в ста шагах от железной дороги. Из Репетека съёмочная группа переехала в маленький аул Чогонлы, в 18 км от Ашхабада. Актёры специально тренировались стрелять из винтовок и пулемётов, бросать гранаты, ездить на лошадях. Басмачей играли туркменские колхозники. Фильм консультировали командиры, имеющие большой опыт борьбы с басмачами. Во время съёмок было нестерпимо жарко, температура превышала сорок градусов. От жары плавилась плёнка, а в кинокамеру постоянно набивался песок. Каждый день на машинах по песку привозили полторы тонны воды и столько же льда — но всё равно мало кто мог выдержать такую температуру. От перегрева вся съёмочная группа заболела дизентерией. Через месяц из пяти человек административного состава остался один, остальные выбыли по болезни.
Один из актёров временно помешался и оправился только по дороге в Москву. Несколько раз актёры поднимали вопрос о прекращении съёмок. Под конец из 52 человек на ногах осталось 18. Несмотря на все старания, часть сцен пришлось доснимать в павильоне в Москве. Но всё же с огромным трудом фильм был завершён. «Тринадцать» стали классикой советского кино — и одним из немногих фильмов-истернов (по аналогии с вестернами). Рождённая в муках картина даже получила широкое признание на Западе. В 1943 году голливудский режиссер Золтан Корда снял официальный ремейк «Тринадцати» — фильм «Сахара», номинированный на три премии «Оскар». Хамфри Богарт, сыгравший главную роль танкиста, во главе пёстрой группы солдат разных народов сражался против нацистов в Ливии.
А в 1995 году вышла ещё одна «Сахара» — ремейк фильма 1943 года. Так судьба одного отряда навсегда вошла в историю кино.
Релиз-группаFenix DVDRip от : vova68 Сценарий: Иосиф Прут, Михаил Ромм Оператор: Борис Волчек Художники: Владимир Егоров, Мирон Карякин Композитор: Анатолий Александров Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: MP3 Видео: 640x480 (1.33:1), 25 fps, DivX Codec 5.2.1 build 1328 ~1223 kbps avg, 0.16 bit/pixel Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Внимание! Торрент-файл перезалит без изменения содержимого раздачи в связи с просьбой администрации снять флаг "Приватная раздача". Скачавшим ранее просьба перекачать торрент-файл, заменить имя файла на новое, перехешировать содержимое и присоединиться к раздаче.
Уважаемый milta!
С чего вы делали рип? Скриншоты вы подобрали неплохие, на качество фильма ужасное, такое же, как у рипа ходящего по интернету уже лет пять.
Хотя, возможно, все они с одного DVD. Ах, прошу прощения, только сейчас обратил внимание: рлиз группы Fenix, DVDRip от vova68. Значит вопросы все к нему.
Очень яркий образ Гражданской войны - героический и трагический одновременно. Символично изображено то, что война коснулась всех народов РСФСР, не щадила ни молодых, ни старых, уносила жизни не только солдат, но и гражданских людей.
Почему-то до сих пор боимся писать и говорить правду. А ведь можно честно сказать, что режиссер фильма убрал Н. крючкова из фильма потому, что тот постоянно был пьяным.
Почему-то до сих пор боимся писать и говорить правду. А ведь можно честно сказать, что режиссер фильма убрал Н. Крючкова из фильма потому, что тот постоянно был пьяным.
Хочется сказать матом на Вас и Ваше глубокое всестороннее знание жизни актеров, жаль воспитание не позволяет...Или настроение не то... Спрашивается: каким боком этот момент к состоявшемуся фильму относится ?
Эх...
Знаете, я в детстве очень любил этот фильм. Но он был гораздо лучшего качества (сейчас используют явно "невосстановленную" копию) и гораздо длиннее - около 2 часов (стандартная продолжительность тогдашних фильмов) . Впрочем, в нашу "бесцензурную" эпоху так кастрировали практически все кинокартины того времени (за очень редкими исключениями) и даже в справочники внесли "новое" время.
есть аналог фильм с Белушем " САХАРА" один в один долго ржал по поводу воровства
Почитайте титры к фильму с "Белушем", там прямо написано, что это римейк фильма "Тринадцать". А вот у Ромма нигде не сказано, что за два года до своего фильма он посмотрел "Потерянный патруль" Джона Форда. Но в этом его обвинять нельзя, просто тогда в Союзе с авторским правом не очень считались. Есть еще "Сахара" 1943-го года Золтана Корды с Хамфри Богартом, они , что, тоже воры? Надо интересоваться историей "Важнейшего из всех искусств" (В.И. Ленин) А мне все все четыре фильма по кайфу!
Почему-то до сих пор боимся писать и говорить правду. А ведь можно честно сказать, что режиссер фильма убрал Н. крючкова из фильма потому, что тот постоянно был пьяным.
Знакомый стиль... Не в Останкино, случайно, трудитесь? Это ведь там так принято -
"говорить правду" значит найти обязательный негатив в личной жизни у кого-либо
из съемочной группы. А иначе и передачу делать не стоит.
По этому поводу прекрасно в свое время спел Макаревич: "Как вы любили кости мыть артистам
За водку и за низкую мораль:
И в личной жизни, мол, у них нечисто,
И часто, мол, спиваются, а жаль. Как вам не стыдно, уберите лапы,
Не смейте лгать и верить тем, кто лгал.
И тихо встаньте и снимите шляпу
Пред тем, кто вас сегодня развлекал." И перед Николаем Крючковым шляпу всегда снимать будут. Понял, правдолюбец хренов?
есть аналог фильм с Белушем " САХАРА" один в один долго ржал по поводу воровства
Почитайте титры к фильму с "Белушем", там прямо написано, что это римейк фильма "Тринадцать". А вот у Ромма нигде не сказано, что за два года до своего фильма он посмотрел "Потерянный патруль" Джона Форда. Но в этом его обвинять нельзя, просто тогда в Союзе с авторским правом не очень считались. Есть еще "Сахара" 1943-го года Золтана Корды с Хамфри Богартом, они , что, тоже воры? Надо интересоваться историей "Важнейшего из всех искусств" (В.И. Ленин) А мне все все четыре фильма по кайфу!
Всегда забавляли такие "знатоки" кино. Советский фильм "Тринадцать" упоминается как раз в американском фильме "Сахара" только 1943-го года. В варианте же "фильма с Белушем" об этом нет уже ни слова... Как ни в одной из версий "Сахары" нет упоминания ни о каком "Потерянном патруле". Тем самым американские кинематографисты признавали заимствование именно у советских мастеров.
есть аналог фильм с Белушем " САХАРА" один в один долго ржал по поводу воровства
Почитайте титры к фильму с "Белушем", там прямо написано, что это римейк фильма "Тринадцать". А вот у Ромма нигде не сказано, что за два года до своего фильма он посмотрел "Потерянный патруль" Джона Форда. Но в этом его обвинять нельзя, просто тогда в Союзе с авторским правом не очень считались. Есть еще "Сахара" 1943-го года Золтана Корды с Хамфри Богартом, они , что, тоже воры? Надо интересоваться историей "Важнейшего из всех искусств" (В.И. Ленин) А мне все все четыре фильма по кайфу!
Всегда забавляли такие "знатоки" кино. Советский фильм "Тринадцать" упоминается как раз в американском фильме "Сахара" только 1943-го года. В варианте же "фильма с Белушем" об этом нет уже ни слова... Как ни в одной из версий "Сахары" нет упоминания ни о каком "Потерянном патруле". Тем самым американские кинематографисты признавали заимствование именно у советских мастеров.
Своим высказыванием вы согласны со мной, так зачем обзываться? Я сказал только то, что действительно знаю. Еще раз советую почитать титры к фильму 1995 года.
P.S.
Об упоминании фильма Михаила Ромма в фильме Корды знал и без вас, не было смысла упоминать, так как Ваш наезд был на другой фильм.
"Картина иногда обвинялась в слепом копировании американского образца — «Потерянный патруль» " это по принципу "дело было в пустыне" ?
никак не могу понять - что в этих фильмах общего кроме климата ??? вот "Сахара" слизана с "Тринадцати" - сюжетно и смыслово
стопроцентно
задержать врагов приманивая их отсутствующей водой
даже поливались одинаково
Все-таки разница между фильмами всего в два года, война , пустыня, группа людей, борьба за воду. Не будь "Патруля" не было бы и "Тринадцати". Но это ни сколько не умаляет достоинств фильма Михаила Ромма в котором создатели развив оригинальную идею создали шедевр, тем самым заставив тех же Американцев дважды к нему обращаться.
Причем надо заметить, что фильм Корды появился только благодаря Второй Мировой войне и работал чисто на пропаганду, не будь войны не было-бы фильма, а в 1995 году взяв уже опробованный сюжет без особого риска для ТВ был снят вполне крепкий боевичек без всякой смысловой нагрузки.
Еще раз скажу, у меня на полке все четыре фильма стоят рядом.
Всем привет!
Помогите найти кино. Сюжет:
СССР, Средняя Азия, 20-е годы. Маленький городок, отряд красноармейцев уходит на учения (или еще куда-то). На город нападают басмачи. 5 парней: учитель, инженер, маркёр, студент и еще кто-то принимают бой.
Фильм старый, не могу вспомнить название и год выхода.
На съемках фильма «Тринадцать» Николай Афанасьевич Крючков иногда срывал работу из-за черезмерного увлечения алкоголем. Наконец Михаил Ромм не выдержал и пообещал отправить артиста в Москву.
- Это невозможно, - сказал Крючков. – Полкартины уже снято, кем меня заменить?
Ромм промолчал, а назавтра, когда Крючков опять пришел нетрезвым, Ромм крикнул ему:
- Падай!
Крючков от неожиданности выполнил команду и упал на песок.
- Снято, - сказал Ромм. – Можешь уезжать в Москву.
- Что снято? – не понял Крючков.
- Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне не нужен.
На съемках фильма «Тринадцать» Николай Афанасьевич Крючков иногда срывал работу из-за черезмерного увлечения алкоголем. Наконец Михаил Ромм не выдержал и пообещал отправить артиста в Москву.
- Это невозможно, - сказал Крючков. – Полкартины уже снято, кем меня заменить?
Ромм промолчал, а назавтра, когда Крючков опять пришел нетрезвым, Ромм крикнул ему:
- Падай!
Крючков от неожиданности выполнил команду и упал на песок.
- Снято, - сказал Ромм. – Можешь уезжать в Москву.
- Что снято? – не понял Крючков.
- Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне не нужен.
Анекдот конечно красивый, но в фильме этого нет, Крючкова видно только на построении.
46801603Все-таки разница между фильмами всего в два года, война , пустыня, группа людей, борьба за воду. Не будь "Патруля" не было бы и "Тринадцати". Но это ни сколько не умаляет достоинств фильма Михаила Ромма в котором создатели развив оригинальную идею создали шедевр, тем самым заставив тех же Американцев дважды к нему обращаться.
Тоже не считаю. что "Тринадцать" - это римейк "Потерянного патруля". Смысл фильма-то другой - связать силы противника даже ценой своей жизни, а в "Патруле" этого совсем нет.
Но что обидно, странно и непостижимо - почему до сих пор фильм не реставрирован? Ведь выпущен даже DVD, и тот - в таком же, практически качестве.
Сколько смог - подшаманил картинку (зерно, контраст). Дефекты кинопленки, конечно, остались - тут уже нужна покадровая реставрация. https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4610843
Почему-то до сих пор боимся писать и говорить правду. А ведь можно честно сказать, что режиссер фильма убрал Н. Крючкова из фильма потому, что тот постоянно был пьяным.
Хочется сказать матом на Вас и Ваше глубокое всестороннее знание жизни актеров, жаль воспитание не позволяет...Или настроение не то... Спрашивается: каким боком этот момент к состоявшемуся фильму относится ?
Эх...
А Вам больше по душе легенды про советских звезд? Они тоже люди, и далеко не все ангелы. Юматова также из-за пьянства не хотели снимать в "Офицерах". Режиссер на отрез отказывался его снимать. Сам Лановой в одной из программ и рассказывал.