Gol'cev
Стаж: 17 лет 10 месяцев Сообщений: 290
|
Gol'cev ·
31-Июл-08 13:06
(17 лет 1 месяц назад, ред. 31-Июл-08 13:28)
"Линия жизни". Анатолий Приставкин.
Год выпуска: 2003
Жанр: Автобиографическая передача
Продолжительность: 00:48:33 Автор проекта: Наталия Сологубова.
Режиссер-постановщик: Константин Владимиров. Описание: В этом проекте телеканала перед зрителями предстают звезды и светила, герои рубежа XX - XXI веков, которые боролись за право выразить себя, бросали вызов привычным представлениям об искусстве, шли против течения, следуя своей линии жизни. Таких Культурных Героев совсем немало. Доп. информация: Анатолий Приставкин стал знаменит после публикации своей повести "Ночевала тучка золотая". Долгие годы Анатолий Приставкин был председателем комитета по помилованию, потом советником Президента РФ. В программе затрагивается широкий круг тем - от судьбы литературного альманаха "Апрель" до чеченского вопроса.
Биография
Анатолий Игнатьевич Приставкин Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». С 1981 года он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000). В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра. С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования. В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени А. Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. Скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
По материалам программы "Линия жизни" с Анатолием Приставкиным
По материалам программы "Линия жизни" с Анатолием Приставкиным: Вопрос из зала: Ваша последняя книга называется роман-исследование, сказано, что она самая страшная, потому что там факты жизненные. Нужно ли показывать в художественной литературе это? Для чего? Приставкин А.И.: А Достоевского Вы читаете? Это страшное чтиво или не страшное - убийство старушки, или, еще тяжелей, «Записки из Мертвого дома»?
Да, действительно, одна из самых моих последних книг называется «Долина смертной тени». Эта книга - результат десяти лет работы в Комиссии по помилованию, куда я пришел, как говорят, почти не по своей воле. И вел дневники, долго-долго в какие-то тетрадочки записывал, пока в конце издатели не спросили: а не пора ли чего ни будь об этом рассказать?
Это не сборник документов, это не просто собранные случаи из жизни заключенных, смертников, писем, исповедей и так далее. Это размышление над Россией, над ее судьбой. Я вам просто прочту последнюю фразу, и я надеюсь, вам будет понятно.
«Это книга не только о заключенных, о тех, кто сидит в камерах смертников. Она обо всех нас, о каждом, кто причастен к этой криминальной зоне, которая зовется “Россия”. Я мог бы, наверное, с чистой совестью обозначить так свой жанр - плачь по России.
Надо писать правду, вот и все. Какая бы она не была. А она не всегда у нас веселая». И здесь написано то, что скрыто, наверное, от многих глаз… Как вы знаете, у нас каждый год проходят через эти СИЗО, тюрьмы, колонии пять миллионов человек. Около миллиона сидит. И все это не самые худшие люди, это люди, попавшие в беду. Однажды начальник римской тюрьмы - у него три образования: богословское, гуманитарное и юридическое - на странный вопрос нашей делегации, сколько у вас тут сидит преступников; очень задумчиво сказал: «А, вы знаете, преступники - это в суде, а у нас сидят несчастные люди». Так вот, когда мы столкнулись с нашей системой колоний, тюрем и прочее, мы убедились, что там очень много действительно людей, которые влипли, попали по незнанию законов, по случайности, по пьянке. И этим людям можно помочь. Начинается книга с того, что позвали меня однажды к власти и сказали: «Будут организовывать комиссию по помилованию, мы бы хотели предложить Вам поработать». Я не юрист, но, оказывается, милосердие - это неюридическое понятие. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, над чем Вы работаете сегодня, какой жизненный опыт послужил этому? Приставкин А.И.: Вопрос-то, наверное, очень тяжелый, потому что, я преподаю в Литературном институте. Там есть знаменитый анекдот, про Литературный институт… Поступающий был на экзаменах, ему задали вопрос, а читали ли вы то, читали ли вы другое, читали ли вы третье, после чего он сказал: «Чукча не читатель, чукча писатель».
Так вот, я про себя говорю: «Чукча не писатель, чукча читатель». То есть все наоборот. Но дальше я добавляю: «Читатель уголовных дел». Вопрос: Что такое для Вас патриотизм и в чем он проявляется в нынешнем времени? Приставкин А.И.: Вы знаете, мы воспитаны той системой, где слово «патриотизм» было искажено.
Патриотизм - это быть Зоей Космодемьянской, Матросовым, а еще лучше, Павликом Морозовым. И мне очень трудно говорить какими-нибудь формулами или лозунгами. Я говорю: «Патриотизм - это быть нормальным гражданином своей страны и делать для нее все, чтобы она нормально жила». Приносить пользу - нормальный человеческий патриотизм, а другого я не знаю. Если вы служите в армии, то, наверное, это выполнять свой долг. Но вообще, слово «патриотизм» я бы изъял бы из лексикона. Как говорят, сначала бы его изъять, а потом вспомнить лет через пятьдесят, когда мы станем нормальными патриотами, то есть будем любить и помогать своей стране. Вопрос: У меня философский вопрос. Сейчас многие рассуждают, закодирован ли человек на свои поступки, в частности на убийства, или он имеет свободу выбора? Один человек становится писателем, а другой опускается на самое дно, от чего зависит судьба человека? Приставкин А.И.: От Бога. Вы знаете, все-таки судьба существует, биологическая предначертанность или Божественная, наверное, все-таки существует. Но ученые говорят, что закодировано в человеке около 70 %.Остальное он, как говорят, берет от жизни. Однажды нам по работе приходилось посещать тюрьмы, и в Англии нам показали тюрьму, где в разных отсеках разные заключенные сидят.
В одном отсеке, - этот отсек отдельно держат и даже там есть железная решетка, которая должна опуститься, если беспорядки в тюрьме, потому что все заключенные, оказывается, бросаются не бить свою администрацию, а избивать насильников. Потому что их ненавидят с самого начала. Так вот, попав в это отсек, я увидел картинную галерею, - в тюрьме сидят очень талантливые люди, активная часть населения влипает все-таки быстрее, чем пассивная, наверное. И вот, нам показали стену, на которую страшновато было смотреть. На ней были изображены людоеды, ящеры и какие-то драконы, какие-то зубы, что-то совершенно кошмарное. И мы спрашиваем, что это за страшная стена? А начальник тюрьмы, тоже хороший психолог, он говорит: «А вы знаете, мы предложили заключенным изобразить самих себя, как они себя понимают в том виде, в котором они совершали преступления. Они изображают себя в виде страшных дьяволов сами, потому что, если он так себя понял, значит он уже очистился, значит он стал лучше».
Это тоже те 25 %, которые влияют на человека. Вопрос: Получается, тот, кто убил, сделал это по велению Господа Бога? Приставкин А.И.: Когда начинаешь знакомиться с каждым делом, оказывается, что тех убийц, которых вам тиражируют газеты, так сказать, Чикатило, ну было у нас пять Чекатил за все это время. А сколько вы о нем читали, да миллион их, кажется, что их целая рать, из-за горизонта, и до вас уже дошли уже. А на самом деле - на 90-95 % бытовые преступления людей, которые потеряли социальную ориентацию, которые спились, это люди без перспективы. Бытовуха - это самое страшное преступление в России. От Чикатило погибло сорок человек, а в домашних условиях 30 тысяч гибнет, из них 16 тысяч женщин. И все они гибнут в неразберихе в этой совершенно мутной обстановке, из которой нет исхода. Когда я на Западе спросил, как у вас с бытовухой? Они - а что это такое?
Например, у французов из 60 тысяч преступлений 30 (тысяч) - это преступления «штрафы на дорогах».
И пока мы не сможем нашу жизнь по-человечески наладить, будет безотцовщина, будет бытовуха, будет пьянка и будет это странная смутная страна Россия, которую до конца понять никто не может. И даже мы не можем понять ее до конца.
Качество: TVRip
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: 528x384 (1.38:1), 25 fps, DivX Codec 5.x or 6.x ~1102 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
|