default ttl · 13-Апр-25 21:19(6 месяцев назад, ред. 13-Апр-25 21:20)
Сборник первый. Марксизм и этика. Год издания: 1923 Автор: Розанов Я.С. (редактор) Издательство: Государственное издательство Украины Серия: Проблемы марксизма Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 321 Описание: ОКТЯБРЬСКАЯ революция, разрушив социально-экономические основы капиталистического общества, не могла также не произвести и радикальной ломки всех так называемых идеологических надстроек и, в частности, моральных норм. Мощный процесс строительства новой жизни поставил в порядок дня ряд теоретических и практических моральных проблем, разрешение которых является одной из важнейших предпосылок действительного творчества новой, социалистической культуры. Сама жизнь стихийно прививает пролетариату новое моральное сознание, гармонически сочетающееся с его и жизненным классовыми интересами; ио это сознание необходимо теоретически обосновать, свести в определенную стройную систему, которая послужила бы пролетариату ярким факелом в его повседневной борьбе за новые формы жизни. Вместе с тем пролетариату необходимо разоблачить эксплоататорскую сущность морали своего' классового врага—буржуазии, идеологи которой всячески стараются прикрыть узко-классовый характер своих моральных теорий громкими фразами о „единстве", „вечности" и „общечеловечности" морального сознания.
Действительно, для всех тех, кто стоит на платформе большевиков лучше всего об этике писали "меньшевики". Каутский после своего "переворота" стал по высказываниям В.И. Ленина "ренегатом". А до этого Ильич зачитывался Каутским, когда обучался марксизму. Книга составлена автором в качестве сборника полемических статей на книгу К.Каутского "Этика и материалистическое понимание истории", которая вышла в свет в 1910 году в Германии (соотв. на немецком языке) Книгу я прочитал. Читается легко, даже не заметил, как кончилась. Единственно статью "Об этике Каутского" за авторством Любови Исааковны Аксельрод я не осилил. Сильно она уж безапелляционно пишет. Но зато я посмотрел в Интернете про неё, и вот, что нашёл:
Любовь Исааковна Аксельрод
Любовь Аксельрод (1868-1946) — не последний человек в русском революционном движении. Но, в силу разных причин, она оказалась отставленной, походу "забытой". Аксельрод не была предана анафеме, ее имя не вычеркивали из энциклопедий, хотя и много места там не уделяли. Однако её вклад в развитие и распространение марксизма и в предреволюционную «войну мнений» оказал значительное влияние на дальнейшее развитие марксистской философии в нашей стране. Она родилась в 1868 году в местечке Тунимовичи под Вильной, на территории нынешней Литвы. Начитавшись запрещенной литературы, Любовь Исааковна, она же Эске-Либе Ицковна, Аксельрод в пятнадцать лет убежала из дома, чтобы стать революционеркой. Родители Аксельрод были ортодоксальными евреями среднего достатка, отец семейства служил раввином. Первые запрещенные журналы и газеты принесла из школы в дом Аксельродов младшая сестра, Ида. Оборвав связь со всеми родственниками, сестры ушли в подполье и вступили в организацию «Народная воля» в Полтаве. Любовь Эстер сменила своё имя на псевдоним Ортодокс. Для неё это слово означало ортодоксальный, идеалистический подход к новой религии – к Марксизму. Юная революционерка вела пропаганду среди рабочих, призывая к насильственному свержению власти. Она активно печаталась в нелегальных изданиях. Её работы того времени отличает бодрый юношеский оптимизм и уверенность в необходимости изменения всего мироустройства любыми методами, включая террор. "Все великое, — писала Аксельрод, — совершили не те, которые отдаются мечте, а также не те, которые страдают от совершающегося в мире зла, а умеющие бороться"... Эта борьба понималась Аксельрод как борьба народа против самодержавия. Любовь Аксельрод поддерживала связь Народовольцев Вильны, Полтавы, а также других близлежащих населенных пунктов с единомышленниками в Москве и Петербурге. Она лично создавала новые революционные кружки в Харькове и Мелитополе. Вместе с сестрой, Аксельрод организовывают швейную мастерскую, по примеру героини романа Чернышевского «Что делать?» В 1887 году активно готовилось покушение на императора Александра Третьего, организацией которого руководил старший брат Ленина, Александр Ульянов. Покушение планировалось совершить с особой жестокостью, уничтожив всю семью самодержца. На тот момент Аксельрод было всего девятнадцать лет, а её сестра Ида ещё не вышла из школьного возраста. Покушение на императора провалилось, народовольческая ячейка Вильны перестала существовать. Только чудом Любовь Аксельрод смогла убежать во Францию, а затем и в Швейцарию. Вскоре к ней присоединилась сестра Ида, сбежавшая из-под домашнего ареста. В Швейцарии девушки немедленно вступили в социал-демократическую партию. Благодаря незаурядным способностям, Любовь поступила в университет Берна и закончила его уже в степени доктора философии.
Занимаясь литературной критикой, Аксельрод рассматривала любое литературное произведение с точки зрения марксизма. В своих искусствоведческих статьях она выражается резко и безапелляционно. Её отличала прямота высказываний, желание идти напролом и фанатическая приверженность идее. Она сурово оценивает труды знаменитых писателей. В критических статьях, посвященных творчеству Оскара Уайлда, она обвиняет писателя в неогедонизме и излишней индивидуальности. Но зато она высоко оценивает идею Оскара Уайлда о светлом социалистическом будущем.
Разбирая произведения Льва Толстого, Аксельрод называет классика слабым философом, хотя и признает его великим литератором. Именно за критический разбор произведений Толстого, Аксельрод и получила степень доктора философии. Она много пишет о раздвоенности сознания Толстого и о душевном разладе, пронизывающим всё его творчество. Аксельрод попыталась обнажить социальные корни произведений классика и обнаружить ту точку невозврата, где литературный гений сдаётся перед романтическими заблуждениями толстовского мировоззрения.
Наиболее резко Аксельрод относилась к новым течениям в литературе, к футуристам и символистам, обличая их идеи и проекты. "Клоунада, акробатика, грубый шарж, дикие, режущие зрение сочетания красок, полный алогизм, произвол, совершенно бессмысленная порнография" — так характеризует Аксельрод представителей авангарда.
Народное творчество Аксельрод причисляет к символизму и призывает быть осторожней с какими-либо символами в творчестве, чтобы не уйти от основных идеологических задач, поставленных Карлом Марксом.
Единственным верным направлением в искусстве Аксельрод считала реализм, отражающий окружающую действительность, но не протоколирующий её. Искусство не должно находиться на первом месте для творческого человека, поскольку по её мнению такой подход парализует художника. Аксельрод много рассуждает на тему, что такое красота. Любовь Исааковна приходит к выводу, что красота должна цениться, но не становиться в центр мироздания. При этом Аксельрод призывает деятелей искусства к так называемым экстравагантным способам обращения к народным массам, дабы чувство красоты у народа не притуплялось.
Безапелляционный подход Аксельрод к литературе привлёк внимание общественности к её статьям и книгам. Литературные очерки Аксельрод приобрели популярность, её литературные работы издавались во многих странах Европы, переводились на разные языки, французский, немецкий, датский. К 1906 году Любовь Аксельрод становится заметной личностью в европейской литературе.
Но… Интеллигент-одиночка – всегда отрицательный персонаж в критических статьях Аксельрод. Интеллигент-одиночка по мнению Аксельрод является символом декадентства и буржуазных пережитков. Сама она не может жить спокойной, размеренной жизнью в Швейцарии, ей нужна борьба и опасность. В эмиграции Аксельрод была активным членом марксистской группы «Освобождение труда» под руководством Плеханова, читала лекции, копировала революционные прокламации и сотрудничала с нелегальными изданиями «Искра» и «Заря». В те годы Любовь Аксельрод называли оруженосцем Плеханова, главы русского марксизма. Но и этого ей было мало.
Благодаря амнистии 1906 года Любовь Аксельрод была заочно помилована императором Николаем Вторым и незамедлительно вернулась в Россию – бороться с самодержавием.
Любовь Аксельрод начала играть важную роль в партии меньшивиков, занялась профсоюзной деятельностью и получила известность, как знаток марксистской идеологии. В России основной идеей творчества Аксельрод становится борьба за чистоту идеалов и обличение так называемых отступников. Октябрьский переворот Любовь Аксельрод восприняла только как первый шаг к установлению марксистской идеалогии в России. Будучи убежденным меньшивиком, Аксельрод уезжает в Томск, демонстрируя лояльность большевикам и принятие их власти. Большевики тем не менее видят в ней носителя чистой марксистской идеалогии и видят её в роли незаменимого теоретика. Интересно, что ей даже была позволена мягкая критика идей самого Владимира Ленина. Со временем Любовь Аксельрод занимает высокие посты в только что созданных образовательных учреждениях - Университете Красной профессуры, в Институте научной философии и многих других. Любовь Аксельрод можно считать родоначальником известных университетских дисциплин советского времени, таких как исторический и диалектический материализм. В эти годы Аксельрод пишет особенно плодотворно, выходят в свет ее книги «Философские очерки», «Против течения», «Критика основ современной буржуазной идеологии» . Аксельрод продвигает идею о прогнившей сути буржуазии и о идеальной личности истинного марксиста, повышающего своим примером эстетический уровень народных масс. В новых своих произведениях Аксельрод вступает в открытую полемику со своими коллегами и зарабатывает себе немало идеологических врагов.
В 1917 году к Аксельрод возвращается из Европы сестра Ида, известный публицист, также всю жизнь отдавшая борьбе с самодержавием. В Швейцарии она была видным пропогандистом-лектором и издавала кроме литературоведческих произведений книги об истории русской революции и эссе о политических партиях в России. Но этой фанатичной марксистке не довелось пожить в новой России, Ида скоропостижно скончалась сразу же по приезде. Любовь Аксельрод, с пятнадцати лет отказавшаяся от религии предков, неожиданно добилась разрешения похоронить сестру на еврейском кладбище с соответствующими обрядами. Этот факт позволил недоброжелателям обвинить Любовь Аксельрод в причастности к мировому сионизму, что со временем погубило её карьеру публициста и преподавателя марксизма. Ей приписали идею о сионистской философии истории, поскольку однажды, в своей статье, она согласилась с мыслью о еврейских истоках мировоззрения Спинозы. До 1925 года Любовь Аксельрод ревностно преподавала марксизм в университетах, пока однажды ей не припомнили высказывания, противоречащие официальной советской идеологии. Аксельрод не вычеркнули из учебников и энциклопедий, но она почти лишилась возможности издаваться и преподавать. Любовь Исааковна занялась социологией литературы и углубилась в теорию. Пережив Великую отечественную войну, Любовь Аксельрод умерла в полном одиночестве и забвении.
Достаточно сказать, что истмат/диамат своим рождением во многом обязан именно ей, меньшевичке Аксельрод. Дело в том, что в начале 20-х годов она оказалась одним из немногих профессиональных философов-марксистов в стране, не занятых государственным строительством или партийной деятельностью. Будучи членом предпоследнего (мая 1917 г.) состава Центрального Комитета меньшевистской РСДРП, после Октябрьской революции Аксельрод оказалась, мягко говоря, не у дел. Сосланная в Томск вместе с другими членами ЦК, она окончательно оставила всякую политическую деятельность, которой отдала более тридцати лет жизни. Возможно, именно этот резкий отказ, в немалой степени обусловленный смертью ее наставника и учителя Г.В. Плеханова — «дедушки русского марксизма», спас впоследствии Л.И. Аксельрод от репрессий.
Возвратившись в Москву в начале 20-х гг. Аксельрод, вместе со своим будущим теоретическим оппонентом А.М. Дебориным, была приглашена в Институт Красной профессуры читать лекции по истории философии и историческому материализму. Случилось это вопреки фактическому доносу Емельяна Ярославского, секретаря ЦК, ведавшего тогда вопросами партийного образования и завернувшего инициативу Института пригласить Аксельрод. Но, по мнению Ленина, и Аксельрод, и Деборина было необходимо «привлечь к выработке детальной программы (и конспекта лекций) по философии и плана изданий по философии». Еще раньше Ленин, прекрасно понимавший необходимость подготовки грамотных ученых-марксистов, лично беспокоился о сотрудничестве «Аксельродихи» с редакцией философского отдела Госиздата. Подготовленные планы и конспекты стали основой для университетского курса марксизма, перекочевавшего затем в программы и курсы высших партийных школ более позднего времени. Редакторская же деятельность Аксельрод, сборники ее статей по философии во многом послужили как формированию советской марксистской философской школы, так и появлению многочисленных устойчивых словосочетаний в официальных партийных документах. Фигуры, подобные Л.И. Аксельрод, были нередки для русской революции. Черта оседлости, образовательный ценз, полуофициальные погромы и вполне официальные унижения воспитали целое поколение революционеров-евреев. К их числу относилась и Любовь Исааковна, в пятнадцать лет ушедшая из дома — еврейской семьи среднего достатка, чтобы примкнуть к полтавскому народовольческому кружку. Революционной пропагандистской деятельностью Аксельрод занималась в Харькове и Мелитополе, Петербурге и Вильно. Летом 1887 года ей пришлось бежать из России, всерьез опасаясь ареста и ссылки, так как после неудачного мартовского покушения на Александра III полиция всерьез занялась нелегальными организациями, что привело к гибели многих кружков и отделений «Народной воли». Разгрому подверглась и виленская организация, в которой тогда работала Аксельрод. Только при помощи Лео Иогихеса, будущего известного революционера и организатора рабочего движения в Польше и Германии, ей удалось скрыться в Швейцарии.
Политическая эмиграция в Европе была своеобразным университетом будущих революций. В маленьких русских общинах Цюриха, Парижа, Берлина или Лондона велись теоретические дискуссии, читались лекции, печаталась и распространялась литература, запрещенная в России. Конспекты отдельных выступлений ходили по рукам и переписывались бессчетное количество раз. В конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в. в среду эмиграции влился поток свежих сил, более критично относившихся к идеям «бунта», просвещения крестьянства и бланкистских тайных организаций. В 1883 году возникла первая русская марксистская организация — группа «Освобождение труда». Поначалу «освобожденцы» во главе с Г.В. Плехановым встречали резкий отпор со стороны народовольцев, однако знакомство с идеями социал-демократии, пример рабочего движения в Германии привлекал к ним все больше сторонников. Среди таких «привлеченных» была и Л.И. Аксельрод, сперва, видимо, попросту очарованная публичными выступлениями Плеханова, его умением аргументировать и спорить. Впоследствии именно благодаря влиянию Плеханова из «лица», известного, по выражению Ленина, лишь «своим слепым преклонением перед Г[еоргием] В[алентиновичем]» вырос философ-профессионал, безжалостный в полемике и последовательный в теории. С конца 90-х годов свои статьи она начала подписывать псевдонимом «Ортодокс».
В эмиграции Аксельрод закончила философский факультет Бернского университета и в 1900 г. получила степень доктора философии за работу по этике и эстетике Льва Толстого. В мае того же года она вошла в революционную группу «Социал-Демократ», образованную членами «Освобождения труда» и расколовшегося «Союза русских социал-демократов за границей». В октябре 1901 г. группа объединилась с заграничным отделом «Искры» — первой массовой нелегальной газетой российской социал-демократии. С 1902 г. Аксельрод начала работать в редакции «Искры», взвалив на себя нелегкий труд поддержания связей с корреспондентами и авторами газеты. Одновременно Ортодокс писала для «Искры» статьи, которые, по словам современника, «давали возможность неучу читать доклад по марксистской философии». Однако после II съезда партии и раскола на «меньшевиков» и «большевиков» раскололась и редакция. В возникшем противоборстве Аксельрод сразу заняла позиции «правильного» марксизма, противостоящего группе «ренегатов» во главе с Лениным. Раскол нисколько не повлиял на ее «правоверность»: она одинаково жестко критиковала за отступление от марксистской логики и догматики и тех, и других. Вслед за Лениным, очень язвительно начавшим отзываться о бывших товарищах-искровцах, пренебрежение по отношению к Аксельрод перешло и в советские источники. Однако, несмотря на презрение к «господам» меньшевикам, тот же Ленин очень серьезно отнесся к замечаниям Аксельрод в отношении своей главной философской работы — «Материализм и эмпириокритицизм», хотя так никогда и не ответил на эту критику.
Сейчас книги Ортодокс-Аксельрод выпускаются крупными издательствами, ее произведения снова нашли своего читателя.