Это музыкальная притча. О любви. О застарелой вражде. О выборе, который совершает каждый.
Более десяти лет назад у екатеринбургского поэта и композитора Анны Махневой появились первые мысли о том, чтобы создать рок-оперу. Вдохновившись поэмой французского автора эпохи романтизма Альфреда Де Виньи «Элоа, или Сестра ангелов», она написала несколько песен, которые затем выросли в полноценное либретто по мотивам романтической мистерии. И так вышло, что лучшей формой для такого произведения стала рок-опера.
Жанру не более пятидесяти лет и в череде музыкально-сценических произведений он занимает особое место. Первой работой, которая была официально обозначена на обложке рок-оперой, стал альбом «Tommy» британцев The Who, выпущенный в 1969 году. Спустя два года увидела свет постановка «Иисус Христос – суперзвезда» – одно из величайших творений музыкального театра, которое и сегодня ставится по всему миру. В России наибольшего успеха добилась рок-опера «Юнона и Авось», написанная Алексеем Рыбниковым на стихи Андрея Вознесенского.К этой форме обратилась и Анна Махнева. Для воплощения идеи поставить рок-оперу и донести до зрителя ей понадобилось собрать достойную команду единомышленников. Сегодня «Элоя» – это в хорошем смысле DIY-проект, своими силами собранный буквально по крупицам. Показательный пример того, как серьезная увлеченность может без продюсерских контрактов превратить хобби в достойный проект.
Активная работа над аранжировками, инсценировкой, хореографией велась в течение последних трех лет. Впервые мюзикл был представлен публике еще в мае этого года – тогда это была постановка на сцене ДК имени Горького. Спустя полгода рок-опера выбралась на большую сцену, и можно сказать, что с ее презентацией на культурной карте Екатеринбурга и появился новый музыкальный театр. В его составе шесть солистов, танцевальная студия «Ливингстон», постановщики, а еще люди, ответственные за свет, звук, костюмы. И благодаря каждому из них рок-опера стала возможной.«Элоя», хоть и была написана по мотивам литературного произведения первой трети XIX века, являет собой оригинальную авторскую историю. В ее основе – все та же классическая для романтической поэмы фабула о любви демонического героя к непорочной деве, только в новой версии она разрастается до любовного многоугольника с участием ангелов, бесов и земных грешников, а постановка на сцене дает автору еще и прекрасный инструментарий для воплощения своих идей.
Музыка здесь – главный из таких инструментов. Она и погружает зрителя в атмосферу божественной мистерии, компенсируя полное отсутствие декораций, обусловленное необходимостью поддерживать динамичность повествования. Наравне с костюмами, выдержанными в нечуждой року эстетике, музыка раскрывает многогранные образы героев, их внутренний мир и тайные переживания. В течение двух часов поочередно звучат то эпические гимны, то проникновенные романсы, то бодрые боевики самых разных направлений – от акустического фолк-рока до симфонического метала. Такое стилистическое разнообразие и держит в напряжении, и вовремя позволяет перевести дух. Добавим к этому и прекрасную работу со светом: нежно-голубые цвета рая сменяют ярко-красные огни ада, и не нужны вовсе никакие декорации, чтобы ощутить свою причастность к происходящему.Композиционно рок-опера выполнена по всем законам жанра. На выходе получился вовсе не сборник тематически связанных песен, а полноценная история со своей драматургией и яркими, хорошо прорисованными персонажами. С ними нас знакомит первая же сцена. Шесть главных героев мюзикла под звуки скрипок и отбивающих такты колоколов выходят на сцену со своими «визитками». Каждый исполняет персональный куплет увертюры, с первых строчек поясняя зрителям, куда на ближайшие два часа те попали и с кем предстоит иметь дело. Впоследствии каждый еще и выступит со своей арией. Солирующей партии удостоится даже массовка в исполнении танцоров. И галерея образов раскроется во всей красе.
Главная героиня Элоя (Екатерина Мальцева) – рожденное из слезы Иисуса создание, чистое и непорочное, всеми силами оберегаемое небесами от пагубного влияния страстей. Увидав ее у ворот рая, Люцифер (Евгений Самойлов) без памяти влюбляется в нежное дитя ангелов. Мечтая пробудить в ней ответное чувство, он посылает одного из своих подданных выманить Элою у своих небесных опекунов – архангела Михаила (Алан Макиев) и Беатриче (Ольга Гибадуллина).Такому сценарию они всячески противятся и не желают отдавать свою Элою в руки злейшего врага, однако сами оказываются в плену страстей. Засланный на небо Черт (Евгений Махаев) влюблен в Беатриче – в прежней жизни та была ему женой и теперь грезит возможностью новой встречи с любимым. Михаила же связывают тайные отношения с потерявшей Господа и мечущейся меж двух миров грешницей (Анна Кирсикка). И все это запутывается в клубок неразрешимых противоречий, преодоление которых требует от героев непременных компромиссов.
Первой вызывается пожертвовать собой Элоя. Унаследовав от Христа исключительный дар сострадания, она проникается симпатией к Люциферу и выражает готовность спасти заблудшую душу и искупить его грехи своей любовью. Дьявольская исповедь даже зрителя располагает к себе – и вот властитель ада уже не кажется абсолютным злом. Равно как в ангелах не удается узреть истинных добродетелей. Вот и Михаил – вовсе не транслятор высших ценностей, а, скорее, небесный полицейский, воинственно настроенный хранитель мира.При всех этих идеологических конфликтах, героев роднит и то, что каждый из них глубоко несчастен в любви. Страдания уничтожают разницу между небом и преисподней. Понятия добра и зла размываются, и уже никто не понимает, что для него рай. К чему он, если лишен самого светлого? Любовь – единственное средство к достижению счастья. Только вот мешает ему огромная пропасть между двумя мирами, и каждый из героев оказывается перед выбором – попытаться преодолеть ее или смириться со своей сущностью, пойти против себя или против своей любви. Все это превращается в порочный круг, разорвать который способно только самое сильное чувство.
«Есть ли другой путь?» – вопрошают запутавшиеся в своих страстях и не желающие мириться с судьбой герои. О сложном поиске этого пути и ведет свой рассказ «Элоя», о поиске веры и любви, поиске Бога в самом себе. Романическая поэма становится философской притчей о самопожертвовании и вечных ценностях. Притчей, рассказанной современным языком рок-музыки.
—
Источник:
https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/music_post/344
© Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи