Если прибегать к музыкальным аналогиям, то эта книга - все три её части - симфония...
Цитата:
Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
...большой оркестр смешанного состава и сольные вокальные голоса. Симфония не только по форме, но по сути и содержанию. Некоторые предложения не имеют конкретики, но лишь опосредованный смысл на уровне понятийности настроения, когда грустная музыка вызывает грусть, и ты понимаешь, что грустишь, но не понимаешь от чего конкретно, ведь слышишь просто звуки... То же касается целых абзацев и тем - мытарства и жертвенная смерть отторгнутых сектой своих бывших членов минует аналитический аппарат головного мозга и напрямую попадает в отделы отвечающие за восприятие музыки...
Ария Бухарина, например, не вызывает негодования, злорадства или вопросов "почему?", "кто виноват?", "что нужно было делать?", а лишь констатацию его роли в опере жизни - роли Авеля. Новый создаваемый мир ничем не отличался от библейского. Все те, кто был умнее Каина в теоритическом смысле, удачливее в организационно-практическом, все те, кто написал видные (с большевистской точки зрения) труды и играл видную роль в дни творения, все те, чьи дары принял коммунистический бог - революция - все были убиты - за редким исключением и то с обусловленными обстоятельствами - (Ворошилов и Будённый прославились в революции больше, чем Сталин, но они были примитивнее его и были превращены им в вывеску, живую рекламу, необходимый минимум её в мёртвом поле уничтоженных врагов). Когда анализируешь это - понимаешь умом, когда слушаешь причитания Бухарина у Слёзкина - понимаешь это на чувственном уровне...
Первая книга мне понравилась больше, чем третья, а третья - больше чем вторая.
Нельзя не отметить Левашова. Он заставил звучать этот тяжёлый и тяжкий текст. У многих других исполнителей это сочинение превратилось бы в нудное и непонятное месиво. У Левашова же даже список ответственных квартиросъёмщиков воспринимается как "стигмат преступлений или несчастья", роковая метка - бывшая, но давно выскобленная на одной из стен так и не построенного коммунистического Собора Парижской Богоматери - Дворца Советов...