Черные камни Год выпуска: 2010 Автор: Жигулин Анатолий Исполнитель: Герасимов Вячеслав Издательство: Нигде не купишь Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 96 kbpsОписание: Русский поэт, Анатолий Владимирович Жигулин родился в Воронеже в 1930 году. В 1949 году был арестован и осужден по 58-й статье как один из создателей молодежной революционной организации "Коммунистическая партия молодежи" (КПМ). Был освобожден в 1954 году, вернулся на родину, где окончил лесотехнический институт. Тогда же начал печататься в местных газетах. В 1959 году вышел первый сборник его стихов. Широкую известность принесла Жигулину опубликованная в начале перестройки автобиографическая повесть "Черные камни" (1988). Перу поэта также принадлежат книги стихов "Память" (1964), "Прозрачные дни" (1970), "Соловецкая чайка" (1979), "Калина красная, калина черная" (1979), "Жизнь, нечаянная радость" (1980), "В надежде вечной" (1983), цикл стихов "Сгоревшая тетрадь" (1987).
В основе автобиографической повести Анатолия Жигулина "Черные камни" - реальное дело молодежной коммунистической организации антисталинской направленности, действовавшей в Воронеже в 1948-1949 гг. Организация была раскрыта, члены ее арестованы. О пережитом в воронежской тюрьме, в сибирских и колымских лагерях рассказывает книга.Доп. информация: Общее время звучания: 10:55:35.
Релиз Клуба Любителей Аудиокниг, спасибо! Благодарность уважаемому daysleeper за предоставленную книгу и работу, проделанную им для того, чтоб мы могли эту книгу послушать! Спасибо!!!Релиз группы:
Меня удивляет,что за три месяца так мало слушателей скачоло эту книгу. Я по 1992г жил на Колыме и немножко слышал,поверьте, о колымских лагерях. В 1988 г я случайно наткнулся в одном из толстых журналов,кажется ОКТЯБРЬ на ЧЕРНЫЕ КАМНИ и был потрясен правдивостью и стилем. И вообще я считаю эту книгу - лучшей о ГУЛАГЕ
есть ещё великий Шаламов, да и у Жжёнова есть отличная книга "От Глухаря до Жар-птицы". Герасимов читает прекрасно. Жаль, качество звука местами оставляет желать лучшего.
Книга сильная. РЕКОМЕНДУЮ.
Анатолий Жигулин Забытый случай Забытый случай, дальний-дальний,
Мерцает в прошлом, как свеча...
В холодном БУРе на Центральном
Мы удавили стукача. Нас было в камере двенадцать.
Он был тринадцатым, подлец.
По части всяких провокаций
Еще на воле был он спец. Он нас закладывал с уменьем,
Он был "наседкой" среди нас.
Но вот пришел конец терпенью,
Пробил его последний час. Его, притиснутого к нарам,
Хвостом начавшего крутить,
Любой из нас одним ударом
Досрочно мог освободить. Но чтоб никто не смел сознаться,
Когда допрашивать начнут,
Его душили все двенадцать,
Тянули с двух сторон за жгут... Нас кум допрашивал подробно,
Морил в кондее сколько мог,
Нас били бешено и злобно,
Но мы твердили:
"Сам подох..." И хоть отметки роковые
На шее видел мал и стар,
Врач записал:
"Гипертония", -
В его последний формуляр. И на погосте, под забором,
Где не росла трава с тех пор,
Он был земельным прокурором
Навечно принят под надзор... Промчались годы, словно выстрел...
И в память тех далеких дней
Двенадцатая часть убийства
Лежит на совести моей. 1964
Прослушал данное "произведение"... решил оставить свой комментарий ,начал искать нормы довольствия заключённых. Натолкнулся на данный комментарий по теме ГУЛАГа и хоть , тут сказано о "великом Шаламове"... короче читайте :
Majestik2005 писал(а):
Если учесть, что "уважаемый" Шаламов был осужден за его приверженность к троцкизму.
А как известно главный идеолог Лейба Давидович Бронштейн он же Троцкий, который кстати очень хотел "мы утопим Россию в крови", утопить, искоренить, выпустить кровь из народа Росии.
Следовательно, Шаламов сам нашел, что искал для себя, возможно он себя олицетворял с "велико мученником".
Даже учитывая тот факт, что после первой отсидки ему, все же позволили вернуться в Москву, не все уголовники имели такие привилегии.
Ну да ладно, речь не о привелегиях.
но человек упорно хотел из себя выдавить "обиженного".
Хотел, вот и выдавил на второй срок, если сильно хочется то почему бы и нет.
Любое государство, всегда "лояльно" к таким "запросам".
Возможно опять не по теме, отойдем от "запросов".
Так вот в своем труде, а именно "Леша Чеканов, или однодельцы на Колыме", Шаламов пишет: "«Человек может доплыть в две недели». Это – норма для силача, если его держать на колымском, в пятьдесят – шестьдесят градусов, холоде по четырнадцать часов на тяжелой работе, бить, кормить только лагерным пайком и не давать спать... Две недели – это и есть тот срок, который превращает здорового человека в доходягу. Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"".
Очень поучительно, если учесть, что "силач" может доплыть в две недели, то каким образом физическому хлюпику удалось таки выжить?
А вот и ответ Шаламова: "Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"
Представьте себе ВОСЕМЬ лет, морочил головы лагерному начальству.
Немного отступления от жизни Варлама.
Из слов самого Шаламова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану".
Цитата Шаламова: "На Колыму нас везли умирать".
Возникает вопрос, если везли на Колыму умирать, то какая нужда заставляла лагерных сотрудников Шаламова ложить в больничку?
Либо сам Шаламов подтверждает свои слова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану", в том, что если красиво сбрехнуть, то можно и пробить жалость в читателе.
Ладно жалость к себе он "пробил". Так вот зачем, если везли умирать людей, отправляли в больничку для поддержания здоровья?
Но это не вяжется с "лагерями уничтожения".
Если в лагерях смерти всех расстреливали, не забываем по какой статье был осужден "благоверный". Может, это всетаки особые виды начальства лагеря, на невинного Шаламова?
Возможно, все возможно! Давайте еше рассмотрим одну выдержку из "легендарного" рассказа. Шаламов пишет: "В изоляторе гоняют следственных на работы, стремясь выбить хоть один рабочий час из транзитного дня, и следственные не любят этой укоренившейся традиции лагерей и транзиток.
Но я ходил на работу не затем, конечно, чтобы попытаться выбить какую-т о норму в ямке из камня, а просто подышать воздухом, попросить, если дадут, лишнюю миску супа.
В городе, даже в лагерном городе, каким был поселок Ягодный, было лучше, чем в изоляторе, где пропахло смертным потом каждое бревно. За выходы на работу давали суп и хлеб, или суп и кашу, или суп и селедку." Вот же все таки какой "лагерь уничтожения", не за трудовую норму, а за простой выход на работу могут дать лишнюю миску супа.
По видимому Варламу Шаламову было не с чем сравнивать, вот если бы он знал как содержали военнопленных в немецких лагерях, то свой "лагерь уничтожения" показался бы ему раем. Маленькая справка.
Воспользуемся "вики".
Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛАГа в 1948 году (на 1 человека в день в граммах)[27]:
Хлеб 700 (800 для занятых на тяжёлых работах)
Мука пшеничная 10
Крупа разная 110
Макароны и вермишель 10
Мясо 20
Рыба 60
Жиры 13
Картофель и овощи 650
Сахар 17
Соль 20
Чай суррогатный 2
Томат-пюре 10
Перец 0,1
Лавровый лист 0,1
Вот и ссылка. Для сравнения, немецкий концлагерь времен второй мировой. "6 августа 1941 года верховное командование немецкой армии издало распоряжение относительно продовольственного рациона советских военнопленных; согласно этому распоряжению, на 28 дней каждому из них полагалось:
6 кг хлеба - 200 гр. в день,
400 г мяса - 15 гр. в день,
440 г жиров - 15 гр в день и
600 г сахара - 21 гр в день."
Вот ссылка прилагается. Можно продолжать цитировать "мученика" Варлама Шаламова, а можно просто читать вдумчиво и оценивать столь "весомый" фантастический "труд".
Спилберг отдыхает.
Удивительное стихотворение свободного человека. Бурундук Раз под осень в глухой долине,
Где шумит Колыма-река,
На склоненной к воде лесине
Мы поймали бурундука. По откосу скрепер проехал
И валежник ковшом растряс,
И посыпались вниз орехи,
Те, что на зиму он запас. А зверек заметался, бедный,
По коряжинам у реки.
Видно, думал:
"Убьют, наверно,
Эти грубые мужики". - Чем зимой-то будешь кормиться?
Ишь ты,
Рыжий какой шустряк!..-
Кто-то взял зверька в рукавицу
И под вечер принес в барак. Тосковал он сперва немножко
По родимой тайге тужил.
Мы прозвали зверька Тимошкой,
Так в бараке у нас и жил. А нарядчик, чудак-детина,
Хохотал, увидав зверька:
- Надо номер ему на спину.
Он ведь тоже у нас - зека!.. Каждый сытым давненько не был,
Но до самых теплых деньков
Мы кормили Тимошу хлебом
Из казенных своих пайков. А весной, повздыхав о доле,
На делянке под птичий щелк
Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк. 1963
Интересная книга интересного человека. Политзаключенный, пользующийся уважением (или, по крайней мере, расположением) блатных - редкий, наверное, случай. До того читал Евгению Гинзбург, тоже написано - не оторвешься, но все же насколько другая судьба, другой характер.
Песня памяти оставшихся на Колыме http://www.youtube.com/watch?gl=UA&v=YUFYQnM3swU Под единою крышею
Номера без имен:
Кто "бухаринский выкормыш",
Кто "троцкистский шпион", Кто за связи с "министрами",
Кто за выслугу лет,
И надежд на амнистию
Нет.
Отношение Анатолия Жигулина к своим трагическим страницам на протяжении всей своей жизни - вот мерило мудрости. Человек, попавший в такую передрягу по малолетней глупости - о чем он и сам не раз писал - и оставшийся не только Человеком с большой буквы, но и талантливым, не скатившимся в политиканство художником дорогого стоит. Все без исключения его "лагерные" стихи напрочь лишены злобы в отличие от многих иных певцов ГУЛАГа и при том светлы и свободны даже в самых трагических строфах, да и в строках "Черных камней" чувствуется голос человека,пытающегося на примере своей грустной истории донести, "как делать нельзя".
Сначала вроде бы показалось интересно, но после 10 часов прослушивания его жевания соплей каждой секунды его следствия и цитирования собственных стихов - надоело. Я думал дождусь того когда перейдет описывать лагерную жизнь, но так и не дослушал этого жевателя соплей. Пожалейте свое время. Никакого настоящего или твердого Человека в том что прослушал не заметил. Он просто от рождения отрешенный романтик и словоблуд, который отгорожен от реальности теми идиотско-восторженными и самовлюбленными очками через которые видит мир. Тут твердости нет, с тем же успехом можно назвать твердым ребенка или умственного идиота попавшего в передрягу. У меня самого в семье были жертвы Сталинского террора, но они погибли, хотя никаких анти-режимных подпольных организаций со своими "особыми отделами" они не создавали, оружие не приобретали, не прятали и не чинили, и в портрет Сталина не стреляли. Жертвой сталинского террора, например, был мой прадед, кавалер Ордена Ленина и Боевого Красного Знамени, который посвятил свою жизнь защите Родины. Но он погиб, а этот слабоумный кретин живет и здравствует, и размазывает сопли по своей загубленной молодости.
63039676Сначала вроде бы показалось интересно, но после 10 часов прослушивания его жевания соплей каждой секунды его следствия и цитирования собственных стихов - надоело. Я думал дождусь того когда перейдет описывать лагерную жизнь, но так и не дослушал этого жевателя соплей.
Пожалейте свое время
Пожалейте наши мозги, не пишите такого больше и не позорьтесь.
Книга абсолютно мужская, никаких соплей и нытья здесь и в помине нет, просто много щемящей грусти о погибших друзьях, совсем молодых, вчерашних школьниках. Вёл себя Жигулин в Берлаге так, как единственно возможно было. Мог бы некоторые вещи и опустить (вроде заброски с пиками на "сучью" зону в составе "воровской" команды для участия в рейде), но этого делать не стал, описал всё как есть. Безусловно, 50-е - это не 30-е, в 30-х никто с Колымы не возвращался, не для того эти концлагеря создавались. Одна из лучших книг, которые читал на эту тяжёлую тему
Спасибо за такую замечательную книгу !
Читал стихи Жигулина в детстве и что-то слышал о его аресте. Как поэт он не очень известен, но, конечно, настоящий литератор, и этим его воспоминания сильны и высоки, сильно превышают средний уровень лагерных записок. К тому же он большой умница, крепок душой и духом, один из организаторов оппозиционной Коммунистической Партии Молодёжи ( 1948 год !) с малюсеньким арсеналом оружия, будучи 18 лет от роду. И все ж дошли до нас, хоть и не сразу,
В разгуле разыгравшихся стихий
Шаламова колымские рассказы,
Жигулина колымские стихи
45469528Можно продолжать цитировать "мученика" Варлама Шаламова, а можно просто читать вдумчиво и оценивать столь "весомый" фантастический "труд".
Спилберг отдыхает.
Чего вы хотите от "сына священника на Аляске", да еще "знавшего 4 иностранных языка", но "умершего в СССР от безработицы"? Тут не Спилберг отдыхает, а сам Иоанн с его "Апокалипсисом" = бредом "поврежденного".
45469528Прослушал данное "произведение"... решил оставить свой комментарий ,начал искать нормы довольствия заключённых. Натолкнулся на данный комментарий по теме ГУЛАГа и хоть , тут сказано о "великом Шаламове"... короче читайте :
Majestik2005 писал(а):
Если учесть, что "уважаемый" Шаламов был осужден за его приверженность к троцкизму.
А как известно главный идеолог Лейба Давидович Бронштейн он же Троцкий, который кстати очень хотел "мы утопим Россию в крови", утопить, искоренить, выпустить кровь из народа Росии.
Следовательно, Шаламов сам нашел, что искал для себя, возможно он себя олицетворял с "велико мученником".
Даже учитывая тот факт, что после первой отсидки ему, все же позволили вернуться в Москву, не все уголовники имели такие привилегии.
Ну да ладно, речь не о привелегиях.
но человек упорно хотел из себя выдавить "обиженного".
Хотел, вот и выдавил на второй срок, если сильно хочется то почему бы и нет.
Любое государство, всегда "лояльно" к таким "запросам".
Возможно опять не по теме, отойдем от "запросов".
Так вот в своем труде, а именно "Леша Чеканов, или однодельцы на Колыме", Шаламов пишет: "«Человек может доплыть в две недели». Это – норма для силача, если его держать на колымском, в пятьдесят – шестьдесят градусов, холоде по четырнадцать часов на тяжелой работе, бить, кормить только лагерным пайком и не давать спать... Две недели – это и есть тот срок, который превращает здорового человека в доходягу. Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"".
Очень поучительно, если учесть, что "силач" может доплыть в две недели, то каким образом физическому хлюпику удалось таки выжить?
А вот и ответ Шаламова: "Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"
Представьте себе ВОСЕМЬ лет, морочил головы лагерному начальству.
Немного отступления от жизни Варлама.
Из слов самого Шаламова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану".
Цитата Шаламова: "На Колыму нас везли умирать".
Возникает вопрос, если везли на Колыму умирать, то какая нужда заставляла лагерных сотрудников Шаламова ложить в больничку?
Либо сам Шаламов подтверждает свои слова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану", в том, что если красиво сбрехнуть, то можно и пробить жалость в читателе.
Ладно жалость к себе он "пробил". Так вот зачем, если везли умирать людей, отправляли в больничку для поддержания здоровья?
Но это не вяжется с "лагерями уничтожения".
Если в лагерях смерти всех расстреливали, не забываем по какой статье был осужден "благоверный". Может, это всетаки особые виды начальства лагеря, на невинного Шаламова?
Возможно, все возможно! Давайте еше рассмотрим одну выдержку из "легендарного" рассказа. Шаламов пишет: "В изоляторе гоняют следственных на работы, стремясь выбить хоть один рабочий час из транзитного дня, и следственные не любят этой укоренившейся традиции лагерей и транзиток.
Но я ходил на работу не затем, конечно, чтобы попытаться выбить какую-т о норму в ямке из камня, а просто подышать воздухом, попросить, если дадут, лишнюю миску супа.
В городе, даже в лагерном городе, каким был поселок Ягодный, было лучше, чем в изоляторе, где пропахло смертным потом каждое бревно. За выходы на работу давали суп и хлеб, или суп и кашу, или суп и селедку." Вот же все таки какой "лагерь уничтожения", не за трудовую норму, а за простой выход на работу могут дать лишнюю миску супа.
По видимому Варламу Шаламову было не с чем сравнивать, вот если бы он знал как содержали военнопленных в немецких лагерях, то свой "лагерь уничтожения" показался бы ему раем. Маленькая справка.
Воспользуемся "вики".
Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛАГа в 1948 году (на 1 человека в день в граммах)[27]:
Хлеб 700 (800 для занятых на тяжёлых работах)
Мука пшеничная 10
Крупа разная 110
Макароны и вермишель 10
Мясо 20
Рыба 60
Жиры 13
Картофель и овощи 650
Сахар 17
Соль 20
Чай суррогатный 2
Томат-пюре 10
Перец 0,1
Лавровый лист 0,1
Вот и ссылка. Для сравнения, немецкий концлагерь времен второй мировой. "6 августа 1941 года верховное командование немецкой армии издало распоряжение относительно продовольственного рациона советских военнопленных; согласно этому распоряжению, на 28 дней каждому из них полагалось:
6 кг хлеба - 200 гр. в день,
400 г мяса - 15 гр. в день,
440 г жиров - 15 гр в день и
600 г сахара - 21 гр в день."
Вот ссылка прилагается. Можно продолжать цитировать "мученика" Варлама Шаламова, а можно просто читать вдумчиво и оценивать столь "весомый" фантастический "труд".
Спилберг отдыхает.
Мама (Колымский лагерь после ВОВ) говорила, что только за выполненную норму давали пайку.
Народ, или как большинство из вас подержанных интелектуалов называет его сегодня быдло, хохлы - ватой, наверное устал от солженициновости, шаламовщины, сколько же можно сыпать пепел на голову, очнитесь 21 век во дворах наших домов, в 2119 году точно так же распнут и нынешних. Вам станет легче? Умным, пожалуйста не советуйте мне почитать Муму или посмотреть дом2, я же посмеюсь внутри себя над вашим ...
45469528Прослушал данное "произведение"... решил оставить свой комментарий ,начал искать нормы довольствия заключённых. Натолкнулся на данный комментарий по теме ГУЛАГа и хоть , тут сказано о "великом Шаламове"... короче читайте :
Majestik2005 писал(а):
Если учесть, что "уважаемый" Шаламов был осужден за его приверженность к троцкизму.
А как известно главный идеолог Лейба Давидович Бронштейн он же Троцкий, который кстати очень хотел "мы утопим Россию в крови", утопить, искоренить, выпустить кровь из народа Росии.
Следовательно, Шаламов сам нашел, что искал для себя, возможно он себя олицетворял с "велико мученником".
Даже учитывая тот факт, что после первой отсидки ему, все же позволили вернуться в Москву, не все уголовники имели такие привилегии.
Ну да ладно, речь не о привелегиях.
но человек упорно хотел из себя выдавить "обиженного".
Хотел, вот и выдавил на второй срок, если сильно хочется то почему бы и нет.
Любое государство, всегда "лояльно" к таким "запросам".
Возможно опять не по теме, отойдем от "запросов".
Так вот в своем труде, а именно "Леша Чеканов, или однодельцы на Колыме", Шаламов пишет: "«Человек может доплыть в две недели». Это – норма для силача, если его держать на колымском, в пятьдесят – шестьдесят градусов, холоде по четырнадцать часов на тяжелой работе, бить, кормить только лагерным пайком и не давать спать... Две недели – это и есть тот срок, который превращает здорового человека в доходягу. Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"".
Очень поучительно, если учесть, что "силач" может доплыть в две недели, то каким образом физическому хлюпику удалось таки выжить?
А вот и ответ Шаламова: "Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения, и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет"
Представьте себе ВОСЕМЬ лет, морочил головы лагерному начальству.
Немного отступления от жизни Варлама.
Из слов самого Шаламова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану".
Цитата Шаламова: "На Колыму нас везли умирать".
Возникает вопрос, если везли на Колыму умирать, то какая нужда заставляла лагерных сотрудников Шаламова ложить в больничку?
Либо сам Шаламов подтверждает свои слова: "необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану", в том, что если красиво сбрехнуть, то можно и пробить жалость в читателе.
Ладно жалость к себе он "пробил". Так вот зачем, если везли умирать людей, отправляли в больничку для поддержания здоровья?
Но это не вяжется с "лагерями уничтожения".
Если в лагерях смерти всех расстреливали, не забываем по какой статье был осужден "благоверный". Может, это всетаки особые виды начальства лагеря, на невинного Шаламова?
Возможно, все возможно! Давайте еше рассмотрим одну выдержку из "легендарного" рассказа. Шаламов пишет: "В изоляторе гоняют следственных на работы, стремясь выбить хоть один рабочий час из транзитного дня, и следственные не любят этой укоренившейся традиции лагерей и транзиток.
Но я ходил на работу не затем, конечно, чтобы попытаться выбить какую-т о норму в ямке из камня, а просто подышать воздухом, попросить, если дадут, лишнюю миску супа.
В городе, даже в лагерном городе, каким был поселок Ягодный, было лучше, чем в изоляторе, где пропахло смертным потом каждое бревно. За выходы на работу давали суп и хлеб, или суп и кашу, или суп и селедку." Вот же все таки какой "лагерь уничтожения", не за трудовую норму, а за простой выход на работу могут дать лишнюю миску супа.
По видимому Варламу Шаламову было не с чем сравнивать, вот если бы он знал как содержали военнопленных в немецких лагерях, то свой "лагерь уничтожения" показался бы ему раем. Маленькая справка.
Воспользуемся "вики".
Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛАГа в 1948 году (на 1 человека в день в граммах)[27]:
Хлеб 700 (800 для занятых на тяжёлых работах)
Мука пшеничная 10
Крупа разная 110
Макароны и вермишель 10
Мясо 20
Рыба 60
Жиры 13
Картофель и овощи 650
Сахар 17
Соль 20
Чай суррогатный 2
Томат-пюре 10
Перец 0,1
Лавровый лист 0,1
Вот и ссылка. Для сравнения, немецкий концлагерь времен второй мировой. "6 августа 1941 года верховное командование немецкой армии издало распоряжение относительно продовольственного рациона советских военнопленных; согласно этому распоряжению, на 28 дней каждому из них полагалось:
6 кг хлеба - 200 гр. в день,
400 г мяса - 15 гр. в день,
440 г жиров - 15 гр в день и
600 г сахара - 21 гр в день."
Вот ссылка прилагается. Можно продолжать цитировать "мученика" Варлама Шаламова, а можно просто читать вдумчиво и оценивать столь "весомый" фантастический "труд".
Спилберг отдыхает.
Благодарю за честность. Нынче, это редкое качество.
Достойная внимания и уважения книга. Нет сомнения в правдивости автора. Спасибо ему.
Не желающие знать правду о сталенщине либо тупы, либо им это удобно.
Очень хорошая книга. Стоит прочесть, и не одну её. Настоящий ужас.
Но хочу ли я, чтобы в отместку у домов тех, кто творил и творит описанное, остановилась казённая машина, выбежали одинаковые люди и выбили двери, топча сторожей и горничных, заламывали преступников, крича матом, вытаскивали бы их в опричных традициях, а ночами устраивали бы допрос у следователя узнаваемой внешности под крики, угрозы, пытки?
Нет, я этого не хочу. Если б хотел, то в чем отличие между мной и ними (живыми и мёртвыми, гипсовыми вождями и забытыми палачами-предателями, их жёнами и коллегами)? А я хочу отличаться от них.