Взвод / Platoon
Год выпуска: 1986
Страна: США, Великобритания
Жанр: Военная драма
Продолжительность: 01:59:27
Перевод:
Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Том Беренджер, Уиллем Дефо, Чарли Шин, Форест Уитакер, Франческо Куинн, Джон С. МакГинли, Ричард Эдсон, Кевин Диллон, Реджи Джонсон, Кит Дэвид, Джонни Депп
Описание:
Вьетнамская война, которую американцы считают своим национальным позором, стала темой целого ряда великолепных фильмов. Но наибольшего признания сыскали три из них:
«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы,
«Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика и
«Взвод» Оливера Стоуна.
А все дело в том, что перечисленные ленты не только предельно правдиво и даже натуралистично показывают эту войну, но и поднимают серьезные вопросы. Что такое война? Зачем она нужна? Как меняется человек, прошедший через все это? При этом из трех названных фильмов «Взвод», пожалуй, является наиболее структурно простым и понятным. Такое ощущение, что Стоуна мало интересовали чисто внешние эффекты – здесь нет ни визуального эстетства «Оболочки», ни зрелищных сцен типа вертолетной атаки в «Апокалипсисе». Вместо этого режиссер предлагает нам откровенное и безжалостное повествование о бессмысленной кровавой бойне, ломающей людей, превращающей их в настоящих зверей. Именно «Взвод» считается наиболее правдивой лентой о вьетнамской компании.
В сентябре 1967 года куда-то в приграничный район между Вьетнамом и Камбоджей прибыл рядовой 25-го пехотного полка Крис Тэйлор. Прибыл, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит подлинный Ад. Не потусторонний, вымышленный, сочиненный писателями или художниками, а натуральный, здешний, вполне земной Ад, на территории которого схлестнулись друг с другом сержант Боб Барнс и сержант Илайес Гродин. Они тоже думали, что будут воевать с партизанами-вьетконговцами, но оказалось, что иногда приходится драться со своими...
Казалось бы, к середине 1980-х тема Вьетнамской войны уже была основательно отработана в американском кино. Восемью годами раньше за «Оскар» сражались «Охотник на оленей» Майкла Чимино и «Возвращение домой» Хэла Эшби, а спустя еще год вышел шедевр Копполы «Апокалипсис сегодня».
Правда, впоследствии «вьетнамский вопрос» был дискредитирован лихо паразитирующими на нем боевиками типа «Рембо. Первая кровь» и «Редкая доблесть», где произошла своеобразная ревизия уроков той проигранной войны – в сторону «позитивного фактора». Но небывалый успех «Взвода» (в том числе и кассовый) говорил о том, что эта тема для немалого числа американцев оставалась все также актуальной.
Однако перед тем ветеран войны Оливер Стоун, кавалер ордена «Бронзовой звезды» и медали «Пурпурное сердце», полученной за ранение в первом же патруле, в течение 10 лет не мог найти деньги на постановку собственного сценария, обобщавшего его личные впечатления о пятнадцати месяцах службы во Вьетнаме, где в общей сложности погибли 60 тысяч его соотечественников. «Взвод», ставшийся для режиссера главным проектом жизни, как раз и начинается с осознания того непреложного факта, что война – это прежде всего смерть.
В то время как главный герой Крис Тейлор прибывает с такими же, как и он, новобранцами на место своей дальнейшей службы, одновременно происходит загрузка самолета трупами американских солдат. Очень скоро вчерашним добровольцем, пополнившим собой ряды пехотного взвода, специализирующегося на зачистке от партизан мелких крестьянских поселений, будет двигать уже совершенно иная цель – как можно быстрее вырваться из этого ада.
Но прежде Тейлору придется пройти школу умения убивать, а параллельно – наблюдать за тем, как в смертельное противоборство друг с другом вступают два сержанта, Барнс и Элиас, чей конфликт становится смыслоопределяющим в данной истории. Если Барнс впал в экстаз от почти неограниченной возможности убивать всех и вся, то Элиас даже в условиях войны, где, по сути, нет правых и виноватых, попытался противостоять беспределу вседозволенности.
И хотя европейским критикам, чьи вкусы формировались не в последнюю очередь на антивоенных шедеврах, «Взвод» показался произведением поверхностным и где-то даже тенденциозным, нельзя, тем не менее, не восхититься способностью Стоуна передавать саспенс войны, который возникает из почти абсолютной иллюзии личного присутствия в эпицентре творящегося вокруг ужаса. И в этом смысле финальный бой американских пехотинцев с вьетконговцами может быть поставлен в ряд самых выразительных и напряженных военных сражений в истории кинематографа.
Далеко не все соотечественники с готовностью откликнулись на стремление Стоуна явить миру окопную правду о полузабытой войне и, как результат, реанимировать все еще кровоточащие вьетнамские раны (сам Стоун через три года еще раз попытается осмыслить этот опыт в фильме «Рожденный четвертого июля»). Но, несмотря на острейшую конкуренцию в борьбе за главный «Оскар» по итогам 1986-го года, именно этот фильм решили поддержать киноакадемики, вручившие «Взводу» четыре статуэтки – за фильм, режиссуру, звук и монтаж.
Полный список наград и премий
1987 – Оскар
Победитель в категориях:
Лучший фильм
Лучший режиссер - Оливер Стоун
Лучший звук - Саймон Кэй, Ричард Д. Роджерс, Джон Уилкинсон
Лучший монтаж - Клэйр Симпсон
Номинирован в категориях:
Лучший актер второго плана - Уиллем Дефо, Том Беренджер
Лучшая операторская работа - Роберт Ричардсон
Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Оливер Стоун
1987 – Золотой Глобус
Победитель в категориях:
Лучший фильм (драма)
Лучшая режиссерская работа - Оливер Стоун
1987 – Берлинский кинофестиваль
Победитель в категории:
Серебряный медведь - Оливер Стоун
Интересные факты
- Изначально Чарли Шин был отвергнут создателями в силу слишком молодого возраста и роль предложили его старшему брату Эмилио Эстевезу. Но у проекта возникли финансовые трудности и съемки отложили на два года. Когда съемки возобновились, Эмилио уже был связан другими обстоятельствами, и Чарли получил роль.
- На роль рядового Криса Тейлора, сыгранную в конечном итоге Чарли Шинном, также пробовались Киану Ривз и Кайл МакЛохлан, а сержанта Боба Барнса (Беренджер) собирался играть Кевин Костнер.
- Оливер Стоун сыграл небольшое камео – офицера, находящегося в бункере.
- Закадровый текст в картине читает Чарли Шин, также, как это делал его отец (Мартин Шин) в «Аполипсисе сегодня».
- Актеры прибыли на Филиппины за две недели до начала съемок, чтобы пройти подготовку в настоящем военном лагере. Они жили там, проходя подготовку обычных солдат. Беренджер сбросил за это время 9 килограммов.
- На каске героя Джонни Деппа выведено имя его тогдашней спутницы Шерелин Фенн. Её инициалы также выгравированы на гитаре героя Деппа.
- Актёрам, перед съемкой сцены, где солдаты курят травку, пришлось на самом деле попробовать её. Но, по словам Уиллема Дефо, к моменту съемок весь эффект от наркотика пропал и актёры чувствовали себя ужасно – в таком состоянии они оказались неспособны играть свои роли
- Произведение, являющееся основной музыкальной темой фильма, называется "Adagio for Strings", его написал Сэмюэл Барбер, причём написано оно было ещё в 1936 году.
- На рекламном плакате фильма буквы «o» в названии заменены личными солдатскими жетонами армии США, известными среди солдат как «собачьи жетоны».
- Министерство обороны США отказалось оказывать какую-либо помощь в создании фильма, посчитав его «непатриотическим».
- В конце фильма напалмовую атаку производит истребитель F-5 ВВС Филиппин.
- Ночное сражение, происходящее в конце фильма, основано на реально имевшем место сражении за американскую базу огневой поддержки Burt (2 января 1968), в котором Оливер Стоун принимал участие.
Первая жертва войны - это невинная душа.
Взвод - это мрачный и незабываемый памятник (The Washingtoh Post) всем солдатам, чьи души потеряли свою невинность в джунглях Вьетнама.
Фильм повествует о молодом рядовом Крисе Тэлоре (Чарли Шин), который прибывает во Вьетнам и быстро понимает, что он должен сражаться не только с вьетнамцами, но и с физическим истощением, всепоглощающим страхом и жестокой злобой, зарождающейся внутри него.
Фильм Взвод - это попытка взрослого человека показать то, каким много лет назад он был сам.
И какой он видел ту войну, которую прошел простым солдатом.
Правда, главное в фильме - всё-таки не война, а люди.
Фильм посвящается мужчинам, которые сражались и погибли на войне во Вьетнаме.
С точки зрения солдата - это, пожалуй, лучший фильм на эту тему.
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: NTSC 16:9 (720x480) VBR, Auto Pan&Scan
Звук: Русский DD5.1 (384Kbps), Английский DD5.1 (448Kbps)
Субтитров нет
Отдельно многоголосую дорожку можно скачать
здесь