Винсент и Тео / Vincent & Theo
Год выпуска: 1990
Страна: Франция, Великобритания, Нидерланды
Жанр: драма
Продолжительность: 2:14:04
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: есть
Режиссер: Роберт Олтмэн /Robert Altman/
В ролях: Тим Рот /Tim Roth/, Пол Рис /Paul Rhys/, Джип Вийнгаарден /Jip Wijngaarden/, Йоханна Тер Стееге /Johanna Ter Steege/, Владимир Йорданофф /Wladimir Yordanoff/, Жан-Пьер Кассель /Jean Pierre Cassel/, Бернадет Жиро /Bernadette Giraud/, Эдриэн Брайн /Adrian Brine/, Жан Франсуа Перрье /Jean-Francois Perrier/, Винсент Валье /Vincent Vallier/
Описание: Олтмэн затрагивает такую монументальную тему, как взаимоотношения Винсента Ван Гога (Тим Рот) и его брата Тео в исполнении Пола Риса (те, кто читали их переписку, знают, о чем речь), и у него это получается. Режиссер предлагает зрителю такую "обнаженку", после которой "Караваджо" Дерека Джармана кажется "Мурзилкой", и даже Керк Даглас на великолепном голливудском полотне "Жажда жизни" - тенью художника. Зритель видит знаменитую картину "Подсолнухи", продаваемую в 1990 году на аукционе в "Кристи", и, Олтмэн, один из самых "чокнутых" на звуке режиссеров кино, монтирует саундтрек торговли между Винсентом и Тео, который посвятил свой менеджерский талант облегчению участи художника. Пока братья спорят из-за денег, их богатый дядюшка продолжает посылать каждый месяц некую сумму Винсенту, чтобы тот мог продолжать свое творческое, но (тогда) абсолютно некоммерческое плавание. Есть и общеизвестные фрагменты, включающие восхищение Винсента проститутками и мучения Тео от сифилиса. Сюжет прослеживает нелегкую дружбу с Гогеном, нарастающую психическую нестабильность, постоянные финансовые неприятности и затруднения Тео с его художественной галереей, его беспокойные ухаживания и брак с Йо Бонгер (Тер Стееге). Судьба двух неординарных личностей и есть "экшн" в этой ленте. Оператор Жан Лепин снял фильм потрясающе - это праздник природы и человеческих форм, данный не в лоб, а как бы в перефирийном зрении. Это видение настоящего художника. Ни один художник или любитель искусства (любого) не должен пропустить этой картины. Само творчество, его процесс запечатлены на экране. (Иванов М.)
Рецензия Сергея Кудрявцева:
Историко-биографическая арт-драма
Это — не первое обращение к драматической судьбе великого голландского живописца Винсента Ван Гога. И не единственная из киноверсий его жизни и творчества, созданных накануне и в год столетия со дня смерти мастера постимпрессионизма. Честно говоря, не лучшая попытка запечатления на экране трагедии художника, который не был признан современниками, влачил жалкое существование и окончил свой путь в приюте для умалишённых. Первоначальный оригинальный сюжетный ход (на аукционе «Кристи» в 1990 году холст «Подсолнухи» продаётся за $50 миллионов, а за сто с лишним лет до этого его автор пребывает в нищете и безвестности) вскоре забывается. Повествование концентрируется вокруг взаимоотношений Винсента Ван Гога с родным братом Теодором или просто Тео, который посвятил свой менеджерский талант ради облегчения участи гениального живописца.
Но дальше общеизвестного и очевидного Роберт Олтмен, один из самых необычных и как бы европеизированных режиссёров Америки, будто и не пытается продвинуться, чтобы проникнуть по ту сторону биографической хроники художника и его брата-мецената. Не пользуется и возможностью поведать в более вольном, субъективном стиле фантазии о самом творце и его нетленных полотнах, которым было суждено пережить бренное тело внешне обычного человека, одержимого «жаждой искусства». Новелла о Ван Гоге в «Снах» Акиры Куросавы тоже не относится к числу особо удачных, но хотя бы является новаторской и экспериментальной. А несколько визуально выразительных сцен с Ван Гогом в момент творчества, которые всё-таки имеются в ленте Олтмена, не меняют впечатления от неё как от добросовестного, бесстрастного, почти академического и затянутого рассказа (в оригинале — четырёхсерийного).
Американские критики, которые не всегда были доброжелательны к своему замечательному соотечественнику, особенно в 80-е годы, когда этот постановщик испытывал кризис, неожиданно воздали хвалу «Винсенту и Тео». За то, что фильм якобы совсем непохож на голливудские кинобиографии о мучающихся художниках, нетипичен для самого Роберта Олтмена (с этим можно согласиться) и является его наиболее личной работой, которая свидетельствует, что истинные творцы (включая Олтмена) опережают своё время. Как бы то ни было, именно после данной картины, созданной в Европе, лучший американский режиссёр 70-х годов вновь воспрянул духом и создал условную сатирическую трилогию 90-х («Игрок»-«Короткий монтаж»-«Готовое платье») на уровне своих лучших лент.
Доп. информация: За основу взял релиз:
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1679381 (DVD9). Поджал Шринком примерно на 25%. Убрал меню и допы. Языки и титры оставил. Описание позаимствовал там же, за что очень благодарен автору DVD9.
Качество: DVD5 (сжатый)
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR
Аудио: Russian (Dolby AC3, 2 ch), English (Dolby AC3, 2 ch)