gita_man ·
02-Ноя-10 00:40
(спустя 2 года, ред. 02-Ноя-10 00:40)
Спасибо выложившему интересную книгу И.Волгина. Приношу свои извинения профессору Волгину за несправедливое сетование о недостаточной-де любви к Достоевскому, точнее, некоторой его сухости к автору "Братьев Карамазовых": и знает, и любит ФМ (хотя, может, и устал от этой любви). Но ладно об этом. Определённо книга вызывает интерес - именно фактической стороной дела, т.е. жизни Фёдора Михайловича, включая и оценку Волгиным художественности его произведений (особенно понравилась сравнительная характеристика творческих особенностей написания своих произведений Достоевским и Толстым, честно сказать, не ведал похода к творчеству двух великих с такой стороны, и если это не "торение" уже чьей-то тропы, но автора книги, то - браво ему. Но... вместе с тем, что, может быть, и годным для ушедших в прошлое наших советских времён, столь, кстати, бездарно и столь бесславно похеренных горе-перестройщиками и горе-реформаторами - ныне уже не годно никуда. Сегодня, оказавшись перед бездной по чудовищнейшим результатом катаклизменных российских "реформ", уничтоживших саму основу будущего совершенного общества: ОБЩИННОЖИТИЙНОСТЬ, и которую, если мы, ныне спящие мёртвым сном россияне, не возвратим вновь, то я за этот мир - и ломаного гроша не дам. А по сему: темнить, что-то недоговаривать, а тем более врать, есть, мягко сказать (очень мягко) - лукавство. В этом свете автором книги явлена: не только односторонность, но и мутно-неопределённость, в первую очередь, своего воззрения на российскую историю "эпохи Достоевского". Конечно, ныне автор книги советского периода (1986) существенно претерпел свои мирозренческие взгляды и если судить по фильму "Жизнь и смерть Достоевского" (от 2004 года) его авторства, то на прямо противоположные, но в том-то и беда, что он не приблизился к истине, а наоборот удалился и его взгляды 25-летней давности - были куда истинней современных. Ах, несчастная наша российская интеллигенция - никогда-то ты не была права: ни когда возникла - в разночинский период (т.е. в период Достоевского), ни в советский, ни в нынешний - "общечеловеческий", в который, кстати, истина была утрачена - уже абсолютно, быв полуистинной: как в период Достоевского (Православие-Частносоциальность, т.е. истинно-ложный), так - и в советский период (Атеизм-Общинносоциальность, т.е. ложно-истинный). Ныне же: Атеизм-Частносоциалсть, т.е. ложно-ложный. Требна же такая Идея: Православие-Общинносоциальность, т.е. истинно-истинная, до чего Россия так и не дошла, рухнув в роковых 90-х годах до предверия бездны, именно которая - и прописана Иоанном Богословов в Откровении. В одном Достоевский прав (как, впрочем, и в православности своей и это - ЖЕЛЕЗНО): только богоносный русский народ - спасёт сей дряннейший западнейший еврейший мир от его погибели. Мало того - будет учить его уму-разуму, поведя его к совершенному обществу. Всё-таки, с Волгиным - было бы неплохо войти в общение.
P.S. В анализе общественно-политическом - один сплошной софизм. Заидеологизированно в духе "партийности литературы" - чрезмерно. Что же до несчастного Победоносцева, то он выглядит сущей пародией, коему вовсе отказано в человеческом, но являет собой лишь одну государственно-политическую выгоду александровского времени. Но это всё мелочи, главный же для меня вопрос: что именно произошло в сердцах и головах интеллигенции, которой, просто, "вывернули мозги" наизнанку, когда сменили идее-курс на прямо противоположный? Это ОЧЕНЬ бы хотелось узнать у профессора Волгина, да и не только у него. Здесь, наверное, и десяти Достоевских вместе взятых - мало будет исследовать это. Впрочем, то, что произошло в грядущем итоговом 20-м веке - и в кошмарном бреду не могло привидится автору "Братьев Карамазовых" и его "слеза ребёнка" спроть многомиллионножертвенности двух мировых войн, а также советских ГУЛАГОВ и гитлеровских концлагерей - переходит в детский лепет. Если найдётся время - надо будет сделать глубокий Анализ ушедшего 20-го века. Но... даже который с наступившим 21-м веком - и близко не может тягаться по значимости и ответственности для судеб мира последнего.