sontori · 23-Янв-08 17:05(17 лет 5 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Закат американской империи / Le Déclin de l'empire américain / The Decline of the American Empire Год выпуска: 1986 Страна: Канада Жанр: драма, комедия Продолжительность: 1:36:31 Перевод: Субтитры Русские субтитры: есть Режиссер: Дэни Аркан В ролях: Доминик Мишель, Доротея Бериман, Пьер Курци, Луиза Порталь, Реми Жирар Описание: Канадские интеллектуалы средних лет, университетские профессора, готовятся к вечеринке и — разговаривают. Мужчины — до поры — отдельно, женщины отдельно. Потом, объединившись за столом, они продолжают дискуссии — все о том же, о сексе.
Мэтр квебекского кино Дени Аркан создал едва ли не самую точную и печальную (лишь по недоразумению считающуюся сатирической) картину о судьбах западного интеллектуализма и понятия свободы как таковой. Главная печаль в том, что интеллектуалы утеряли смысл жизни. В 60-70-е они мечтали о свободе для всех и пережили увлечения измами, но жаркие левацкие порывы остудил «Архипелаг ГУЛАГ». Тогда они возжелали свободы хотя бы для себя, как в последний бой ринулись в свободную любовь, которая показалась им вариантом если не анти-, то небуржуазного поведения. Но этот путь привел к отчуждению близких, эгоизму, одиночеству. Говорить о «закате американской империи» (в данном случае это синоним «свободного мира») можно, по фильму, именно потому, что стало ясно: свобода — это не более чем иллюзия. Во всяком случае — для людей мыслящих.
Спустя семнадцать лет Аркан снял продолжение — с теми же, но постаревшими героями, под другим, тоже вполне публицистическим названием — «Нашествие варваров». Поколение идеалистов-интеллектуалов начинает вымирать. Но хотя выводы и мрачны, почти до самого финала это комедия. Ведь и сам Аркан из этого поколения, а умный человек всегда судит себя с легкой иронией. Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: MP3 Видео: 576x304, 25 fps, XviD build 9 ~864 kbps avg, 0.20 bit/pixel Аудио: 44.100 kHz, MP3, 2 ch, ~128 kbps, язык: французский Субтитры: русский, английский
Рецензия от world-art.ru
Даже весьма либеральная на Западе моральная цензура в ряде стран проявила характер и запретила смотреть фильм «Закат американской империи» детям до 18 лет. Правильнее было бы запретить слушать. Что касается изображения, то здесь в картине все в достаточной мере благопристойно и не выходит за рамки намекающей визуальности, оставляющей за кадром то, что может резко потревожить общественную мораль. Но вот текст...
Порой кажется, что сценарист и режиссер Дени Аркан сочинил не фильм, а радиопьесу, которую можно слушать дома, занимаясь хозяйственными делами, или в кинотеатре, закрыв глаза, чтобы не отвлекал свет, льющийся с экрана. Лишь изредка прерываясь на десяток-другой секунд, текст катит тугой струей, включая в себя экскурсы в историю, сентиментальные воспоминания, имена знаменитых деятелей культуры, изящные шутки, непристойности, политические грубости и, наконец, прямую нецензурщину, тем более действенную, что научная терминология и заборная лексика в речи персонажей картины не разделяются запятой и не разводятся интонационно. Это единый поток, звуковое воплощение шокирующего начала ленты.
Важно и интересно, что подобными забавами пробавляется не люмпен-пролетариат и не обнищавшая буржуазия, а высокий слой канадской интеллигенции — ученые-историки со славой и званиями, вышедшими книгами и международной известностью, люди богатые и независимые. И если четверка мужского кружка иногда позволяет себе ограничиться намеками, то четыре женщины разговаривают без умолчаний, находя некую прелесть в бесконечном повторении «пряных» слов и физиологических терминов. Лишь за совместной трапезой оба пола кое-как соблюдают правила приличия, но, выведя непристойность в подтекст, забывать о ней не намерены и, когда возникает необходимость, с радостью швыряют ее в собеседника.
Достаточно ли сказанного для того, чтобы отбросить «Закат американской империи» за пределы искусства и представить его в качестве яркого примера загнивающей культуры?
Вероятно, для некоторых достаточно, и у меня нет сомнения в том, что утверждающие подобное руководствуются самыми благими намерениями, в том числе заботой о сохранении нравственности. Мне, однако, ближе другая позиция: преодолеть первоначальное недоумение, искреннее неприятие, желание хлопнуть дверью, вслушаться и всмотреться в фильм, поскольку, сделав это, мы поймем, что дело обстоит далеко не просто и в лексических переборах картины таится не столько циничная усмешка, сколько нечеловеческая тоска, хотя Дени Аркану, возможно, признаваться в этом не очень хочется.
Кажущаяся уникальность фильма на самом деле мнима. У него есть прямой предшественник —автор и прямая предшественница-картина. Автор угадывается сразу, тем более что он один раз упоминается в тексте ленты. Это Вуди Аллен, знаменитый писатель, режиссер и актер, кумир интеллектуалов, одно из первых имен западного кинематографа. Дени Аркан полушутливо пытается отделить себя от американского коллеги, но делать ему этого не стоит, поскольку именно Аллен разработал и блистательно осуществил на практике эстетику «словесного» кинематографа, чья визуальность тем более изысканна, что почти не видна, именно Аллен предложил мизансцену и монтаж, позволяющие добиваться кажущейся непрерывности прерывающегося текста, именно Аллен, бытописатель и философ нью-йоркской интеллигенции, придал общезначимый характер системе ее жизненной устроенности и духовной нестабильности. Аркан показал себя хорошим учеником хорошего учителя, корректно следующим его заветам, естественно, с поправкой на новые обстоятельства.
Картина, от которой отталкивается и с которой полемизирует канадский режиссер, была сделана Вуди Алленом в 1982 году и носит игривое название, передразнивающее заглавие шекспировской комедии: «Секскомедия в летнюю ночь». Запрограммированный обман состоит в том, что зритель, ожидающий в данном случае эротической разнузданности, получает нечто прямо противоположное: фильм чрезвычайно мягкий, ироничный, нежный, слегка подтрунивающий над людскими слабостями и нигде не позволяющий себе их высмеять.
Стремясь к спору с Алленом на его территории, Дени Аркан берет из ленты и летнюю ночь, и загородную виллу, где встречаются персонажи, и отдельные сюжетные ходы, и, наконец, заключенное в названии слово «секс». В «Закате американской империи» оно будет встречаться на каждом шагу, оставив далеко позади все другие слова человеческого языка.
Но прежде чем мужчины на вилле начнут готовиться к великолепному обеду, творя чудеса кулинарного искусства, а женщины займутся собой в Клубе здоровья, Аркан объяснит зрителям название своей картины. Он сделает это устами немолодой Доминик, которая тезисно проинформирует о том, что закат римской империи начался в тот момент, когда стабильность общества нарушилась из-за ожесточенного стремления каждого к личному счастью. Нечто подобное, по мнению героини, происходит и сейчас в американской империи, американском образе жизни, американской морали, почему близится и ее закат.
Для самой Доминик вопрос еще не очень ясен, она готова рассмотреть и другие возможности, но Дени Аркан не сомневается. Все, что вслед за этим продемонстрирует фильм, работает исключительно на концепцию «заката». Кажущаяся непохожесть судеб, характеров, жизненных устремлений обнаружит в результате полное тождество. Видимое наличие многочисленных вариантов в конце концов сведется к одному варианту.
Изначально заложенная конфликтность поколений в финале не подтвердится.
Внешне герои отличаются друг от друга. Один женат, другой разведен. Большинство мужчин предпочитает женщин, но один — мужчин. Одна из женщин хочет быть верной мужу, другая увлекается мазохистскими играми с малознакомым человеком, молоденькая студентка подрабатывает в массажном кабинете, профессионально продавая любовь.
Рассказы каждого очень подробны, в них нет ни надрыва, ни хвастовства, ни стыда за аморальность, ни гордости за аморальность. В результате десятки маленьких историй сливаются в одну бесконечную историю, столь же жизненную, сколь и литературную.
Многократно повторенная нецензурщина оборачивается рутиной, подлинные случаи кажутся придуманными анекдотами, наслаждение, получаемое от любовных игр, заменяется удовольствием от пересказов стародавних происшествий.
В фильмах Вуди Аллена, в том числе в «Секскомедии в летнюю ночь», всегда присутствует, при всей схожести одежды, манеры поведения, жизненных принципов его героев, нечто такое, что отличает их друг от друга и что, в конечном счете, обеспечивает их собственную интонацию в нудном одноголосии времени. У Дени Аркана — все едино, все на одно лицо, и выбора нет. Закат.
Более чем злую пародию на теорию «сексуальной революции», обещавшей гармонию на базе исключительно сексуальной удовлетворенности каждого члена общества, сотворил канадский режиссер. Поставил перед своими персонажами и соответственно перед обществом то зеркало, в которое и смотреться не хочется. Но посмотреть надо.
Так, значит, картина об этом? Конечно, об этом, но не только. В ней есть еще один весьма интересный пласт.
Доминик и Луизе, Реми и Пьеру — назовем персонажей фильма по именам — по сорок с небольшим. Значит, перед зрителями — молодые люди 60-х годов, студентами стоявшие в пикетах протеста против американской агрессии во Вьетнаме, жадно ловившие известия из Парижа о «майской революции» 1968 года и, с учетом канадской специфики, яростно отстаивавшие принцип самоопределения франкоязычной провинции Квебек. В кого же превратились юные герои 60-х, чем обернулась их политическая ангажированность, куда ушли нерастраченные силы? Превратились в сытый и пугливый истеблишмент, ангажированность обернулась взрывной ненавистью к политическому прошлому, нерастраченные силы ушли вначале на секс, а затем на грубые разговоры о нем.
Поколение, рожденное для революционных свершений, ничего не сделало. Само себя продало. Само себя обмануло. А молодые люди уже и свершать ничего не хотят.
Подстраиваются сзади старших, принимают, усмехаясь, участие в их эротических забавах, едят хорошую еду и учатся исторической науке в промежутке между массажем и поцелуями.
Мужество Дени Аркана в том, что он не отделяет себя от своих персонажей, не берет на себя роль верховного судьи. «Закат американской империи» — это и его закат, его мука, его кошмар. Иногда гипотетически хочется попросить его проредить материал, убрать повторы, сократить многословие. Хочется сказать, что изображенная им на экране «битва полов» зачастую отдает Августом Стриндбергом, а не современной жизнью. Хочется напомнить, что многократно использованное шоковое воздействие рискует обернуться и реально оборачивается в фильме пародией. Но я не уверен, что режиссер соблаговолит нас выслушать.
Впрочем, кто знает? Ведь в финале картины у злого, самоуверенного, жесткого Дени Аркана вдруг пробуждается желание перемены. Как у Вуди Аллена, как в «Осенней сонате» Ингмара Бергмана (вот еще одна лента, оказавшая влияние на «Закат американской империи»). И идет ночь прощений, и утро прощаний, и распутываются узлы, и выясняются отношения, которые, казалось, и выяснить никогда нельзя. И готовится завтрак, и говорят о милых пустяках, и две не очень любящие друг друга или просто равнодушные женщины садятся рядом за пианино, чтобы не слишком умело, но от всей души сыграть музыкальную пьесу. А затем в нескольких ракурсах покажут загородную виллу, тихую, без людей, которые внутри или уехали. И пойдет густой и белый, очень кинематографический снег. Эта идиллическая картина, не имеющая отношения к сюжету, и завершит ленту. Что здесь: успокаивающая деталь, белый снег надежды? Из содержания фильма вроде бы подобное не вытекает. Неважно. Раз режиссеру хочется, пусть так и будет.
это не я Да, этот фильм я тоже предпочел бы посмотреть с русским звуком, так как судя по всему текста в нем много (еще не смотрел, не знаю)... но так долго его искал хоть в каком-нибудь виде, что и этому рад
Фильм посмотрел с интересом, хотя содержание показалось неожиданным (после "Нашествия варваров"). Буду искать без субтитров, может быть кто-нибудь озвучит.
Попутно вопрос: как смотреть подобные фильмы (с субтитрами) на стационарном плейере, а не на компьютере?
aron
у меня Пионер (модель не помню), смотрит отлично. Главное, чтоб файлы одинаково назывались и лежали в одной папке. Плюс в настройках плеера выставить приоритетным языком русский
Не получается включить субтитры, пытаюсь смотреть на InterVideo Min DVD который для Висты, он субтитров как файлов вообще не видит. Может подскажете, чем и как нужно смотреть?
Remeslo777
на домашнем ноуте Виста. смотрю плеерами LightAlloy или GOMPlayer, никаких проблем.
Хотя дома этот фильм я не включал еще, но вот сейчас на работе, на ХР пробую - включается без проблем
да ви что?????
вообше нужно смотреть иностранное кино только с субтитрами.
дублированний перевод - ето просто кастрация фильма со всеми последствиями и потерей максималного удовольствия от фильма
Первый фильм из трилогии Канадского режиссера Дэнни Аркана.
Надо сразу принять ко вниманию, фильмы исключительно для интеллектуальной аудитории.
Режиссер снимает одних и тех же актеров на протяжении двадцати лет, диалоги которых построенные таким образом, что зритель словно слышит мнение людей различных социальных слоев общества находящихся в разном возрасте. В трех лентах зритель погружен в интеллектуальные рассуждения: о философии бытия, семье, сексуальных пристрастиях, политике, истории, религии, отношении государства к человеку, показывает абсурдные увлечения скучающих людей, все это вплетено в сюжет с помощью диалогов и сцен, кратко и объемно.
Фильмы Дэни Аркана рассчитаны на того зрителя, кто любит слушать, смотреть, думать, размышлять и рассуждать, для иных, увы, будет скуката-скукатище ……. Фильм первый
год 1986 : Закат американской империи https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2802470 Фильм Второй
год 2003: Нашествие варворов https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2799348 Фильм третий
год 2007: Век помрачения https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2168308