Для нас музыка – это жизненный путь. Мы растём с музыкой, с ней едим, пьём, спим. Музыканты не ограничены ни религиозными, ни духовными, ни какими-либо другими рамками. Они живут своей жизнью так, как диктует им музыка. Если музыке угодно, чтобы я относился к человеку определённым образом, то так оно и будет. Если музыке угодно, чтобы моя жизнь текла в определённом русле, то так тому и быть.
ЗАКИР ХУССЕЙНЗакир Хуссейн и его говорливые руки
Оригинал: арт-дайджест «Солонеба»
Музыкальный продюсер и композитор, университетский преподаватель и аранжировщик, автор музыки к кинофильмам и хореографическим постановкам, но прежде всего – один из величайших исполнителей всех времен на табла. Таков в нескольких словах портрет харизматичного перкуссиониста и мультиинструменталиста Устада Закира Хуссейна, руки которого, за неумолчную живость, техническую виртуозность и врождённую амбидекстрию, нередко удостаиваются эпитета «говорливые».
Закир Хуссейн (род. 9 марта 1951 г.) приходится сыном знаменитому мастеру игры на табла Алла Ракхе, который наряду с Рави Шанкаром, Али Акбар Ханом, Харипрасадом Чаурасией, Шивкумаром Шармой и другими прославленными исполнителями из Индии, совершил в 60-е годы революцию в сознании западного слушателя в отношении к индийской классике. Закир Хуссейн не только продолжил дело своего отца, популяризируя табла, как классический инструмент, но и ввёл его – через многочисленные мультикультурные коллаборации – в восприятие любителей джаза, рока и фьюжна. В 19-летнем возрасте Закир совершил американский тур с виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром. «Когда я впервые приехал в США в 1970 году, – вспоминает Закир, – я не играл ничего, кроме индийской классической музыки. Я приехал на гастроли с Рави Шанкаром. Обычно с ним играл мой отец, но в тот момент он не очень хорошо себя чувствовал, и мне пришлось заменить его. Всё закончилось тем, что я остался в Америке и в течение четырех или пяти лет играл концерты индийской классической музыки с Али Акбар Ханом, его сыном Ашишом, Рави Шанкаром и другими. Затем я начал сотрудничать с Микки Хартом, Джоном Маклафлином…»
Кстати, именно Маклафлин (известный также как Махавишну Джон Маклафлин и считающийся одним из пионеров жанра уорлд-мюзик) в 1974 году предложил Закиру Хуссейну, а также его индийским коллегам по музыкальному цеху, таким как Лакшминараяна Шанкар (скрипка), Викку Винаякрам (гхатам) и Рамнад Ражхаван (мриданга), создать группу Shakti, ставшую в последствии легендарной. Проект был настолько популярен, что в конце 90-х Маклафлин и Хуссейн снова объединили усилия, собрав фьюжн-коллектив Remember Shakti, к которому присоединились выдающиеся индийские музыканты – У. Шринивас (электромандолина), В. Селваганеш (канджира, гхатам, мриданга), Шанкар Махадеван (вокал), Шивкумар Шарма (сантур[9]) и Харипрасад Чаурасия (бансури). Соответственно, состав участников расширился, изменилось звучание, подход к исполнению, больше времени стало уделяться солирующим партиям.
Для полноты картины, среди тех, кто активно сотрудничал, записывался и гастролировал с Закиром Хуссейном, следует вспомнить таких исполнителей, как гуру джаза – Ян Гарбарек, Пат Мартино, Билли Кобэм, Питер Эрскин, Фэроу Сандерс, Чарльз Ллойд; фолк и рок-звёзды – Бела Флек, Ван Моррисон, Карлос Сантана, Джордж Харрисон; маэстро индийской классики – Викку Винаякрам, Упалаппу Шринивас, Амджад Али Хан, Султан Хан; выдающиеся перкуссионисты – Аирто Морейра, Глен Велез, Трилок Гурту, Джованни Идальго. Это лишний раз подтвердило, тот факт, что табла – универсальный инструмент. «Табла, – по мнению Хуссейна, – может легко вписаться в музыку практически любого стиля… Для ритмического инструмента гораздо проще влиться в любую музыку, чем для мелодического. Таким образом, имея за плечами опыт музицирования в Индии и будучи достаточно молодым, чтобы не быть связанным жесткой дисциплиной классического наследия, я был способен «вписаться» в любую музыку».
Приятным для Закира Хуссейна фактом является то, что кроме признания его уникальных способностей в кругу профессиональных музыкантов, его жизненная позиция была отмечена на государственном уровне. Так, в 1988 году в знак признания его выдающегося вклада в области искусства и образования Закир был награжден Падма Шри, а позже в 2002 году – Падма Бхушан, став самым молодым перкуссионистом, удостоенным подобных почестей от индийского правительства. Льющиеся, как из рога изобилия, всевозможные награды и премии (в том числе, две Грэмми и многократные признания “Лучшим перкуссионистом планеты” от влиятельных музыкальных изданий), к счастью, не стали для музыканта камнем преткновения в творчестве и жизни, которые для него переплетены воедино. Закир признается, что его жизнь «на 99.9% находится под влиянием музыки», поэтому кроме сочинительства и записи альбомов на культовых мировых студиях звукозаписи (ECM, Virgin, Chhanda Dhara и др.) табла-маэстро занимается продюсированием (создав собственный лейбл Moment Records), музыкальным преподаванием в университетах Мумбаи и Сан-Франциско, активно записывает саундтреки к кинофильмам, в некоторых из них появляясь в качестве актёра.
https://www.last.fm/ru/music/Zakir+Hussain/+wiki
Ракеш Чаурасия
Ракеш Чаурасия – индийский композитор и музыкант, играющий на бансури (индийской бамбуковой флейте). Он приходится племянником одному из самых известных индийских музыкантов Харипрасад Чаурасии и является одним из самых одаренных его учеников. Ракеш дает сольные концерты в самых престижных залах Япониии, Австралии, Европы, Америки и Южной Африки. Исполняет как классические индийские мелодии, так и современный репертуар. Он сотрудничает с индийской киноиндустрией, сочиняя и записывая саундтреки. Так же, как и его знаменитый дядя, Ракеш сотрудничает с разноплановыми артистами со всего света, среди которых испанский гитарист Марко Салаун, джазовый пианист Луи Банки, перкуссионист Тофик Куреши и прославленный таблист Устад Закир Хусейн.
https://www.last.fm/ru/music/music/Rakesh+Chaurasia