«Доктор Живаго» как исторический роман
Год издания: 2015
Автор: Поливанов К.
Жанр или тематика: Диссертация PhD
Издательство: Tartu: University of Tartu Press
ISBN: 978-9949-32-808-6 (print), 978-9949-32-809-3 (pdf)
Серия: Dissertationes Philologiae Slavicae Universitatis Tartuensis, 33
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 264
Тираж: нет данных
Описание:
Из Введения диссертации:
Центральная задача нашего исследования заключалась в уточнении жанровой специфики «Доктора Живаго» как исторического романа нового типа в контексте всего творческого наследия автора. Поэтому наряду с романом в работе анализируются лирика Пастернака, поэмы («Высокая болезнь», «Спекторский» и «Девятьсот пятый год»), проза (в первую очередь — автобиографическая, повесть «Охранная грамота» и очерк «Люди и положения»), письма, в которых поэт формулировал принципиальные суждения об истории и искусстве. Для адекватной интерпретации историзма Пастернака было необходимо выявить те материалы, которые могли быть использованы в работе над романом: написанные по свежим следам мемуары (в частности, публикации «Архива русской революции») и документальные свидетельства — декреты, указы, современную событиям периодику, свидетельствующую о характере изображения событий, и проанализировать документальные свидетельства более общего плана — прежде всего, современную событиям периодику, эпистолярные, дневниковые, мемуарные свидетельства о событиях, так или иначе отразившихся в тексте «Доктора Живаго».
В этой связи в работе
1) детально рассматриваются произведенный Пастернаком «отбор» исторических фактов и специфика их претворенного бытия (или значимого отсутствия) в тексте;
2) выявляются исторические лица, судьбы, идеи, характеры, отдельные черты которых прямо или косвенно отразились в обрисовке персонажей;
3) описывается нарративная техника символической схематизации времени и объясняется семантика многочисленных анахронизмов;
4) указываются интертекстуальные параллели и не названные прямо литературные и философские источники текста 4;
5) проводится сопоставление «истории», зафиксированной в шестнадцати повествовательных частях, и «истории», воссозданной Семнадцатой частью, что позволяет по-новому рассмотреть соотношение (взаимодействие) прозы и стиха в романном целом.
Наша цель — доказать, что принадлежность «Доктора Живаго» традиции исторического романа отнюдь не исчерпывается полидискурсивностью текста. Не менее существенно для нас будет показать, как эта традиция Пастернаком трансформируется, как запечатленные в романе события одновременно вписываются в историю, понимаемую традиционно, и в ту историю, начало которой автор и герои романа связывают с пришествием Христа, в историю священную.
Оглавление
Введение 7
Глава 1. В поисках жанра 25
1.1. Путь Пастернака-прозаика 25
1.2. «Интимизация истории» 26
1.2.1. Поэма «Девятьсот пятый год» 30
1.2.2. «Воспитание историка» 33
1.2.3. Понятие «истории» в переписке с М.И. Цветаевой 34
1.3. Концепция исторического романа Г. Лукача и генезис «Доктора Живаго» 37
1.4. Авторская характеристика «начала» романа 41
1.5. Литературные традиции исторического романа и их трансформации в «Докторе Живаго» 43
1.5.1. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина 44
1.5.2. «Повесть о двух городах» Ч. Диккенса 50
1.5.3. «Война и мир» Л.Н. Толстого 52
1.5.4. «Доктор Живаго» в диалоге с романами современников Пастернака 55
Глава 2. Идея «документального повествования»: Россия на пути к революции 67
2.1. Начало века (1903–1914) 67
2.2. Первая мировая война 74
2.3. Отречение Николая II 84
2.4. Весна–лето 1917 90
2.5. Московское становище 98
2.6. Октябрьский переворот 102
Глава 3. Идея «документального повествования»: Россия после перелома 106
3.1. «Диктатура пролетариата» 106
3.2. Гражданская война 111
3.2.1. Гражданская война в сюжете и композиции романа 111
3.2.2. События и персонажи 114
3.2.3. Источники сведений Пастернака о Гражданской войне 121
3.3. После Гражданской войны: «Годы безвременщины» 129
3.3.1. Исторические лица 129
3.3.2. «Обстоятельства»: Юрятин 130
3.3.3. «Обстоятельства»: Москва 134
3.4. «Доктор Живаго» и «предвестие свободы» 139
3.5. Оценки исторических событий 142
Глава 4. Прототипические модели в «Докторе Живаго» 150
4.1. Николай Веденяпин – Андрей Белый 151
4.2. Прототипы Юрия Живаго 159
4.2.1. Автор и герой 159
4.2.2. Дмитрий Самарин 164
4.2.3. Александр Блок 173
Глава 5. Поэтическая историософия «Доктора Живаго» 193
5.1. Христианская история и национальный вопрос 193
5.2. Парадоксы хронологии 205
5.3. Стихотворения Юрия Живаго — история и время сквозь призму вечности 218
Заключение 228
Список использованной литературы 235
Kokkuvõte 247
Abstract 255
Curriculum vitae 257
Публикации по теме диссертации 258
Dissertationes Philologiae Slavicae Universitatis Tartuensis 260