Первый совет отца перед съемками: Делай кино по средствам. Посчитай финансы и после этого придумай историю. Средств у меня не было, поэтому я придумал историю, которая не требовала ни диалогов, ни света (по принципу дебютного фильма Люка Бессона). Камера Bolex 16mm позволяла снимать 30 секунд без остановки. Большая часть бюджета ушла на адаптер для объектива, который стоил жутких 700 франков (я и сейчас об этом помню). Пленку позаимствовали на разных съемках, урезанная съемочная группа состояла исключительно из друзей.
Нам удалось снять невероятные планы для используемой техники («эпический» транс-тревелинг с изменением скорости движения). Но по окончании съемок у меня закончились деньги. Чтобы найти средства на пост-продакшн, я отснял смонтированный фильм, который показывался на экране монтажной, на видео и стал ходить к потенциальным продюсерам. В то время я работал на съемках клипов, и мне предложили сделать из него клип. Нет, спасибо. Наконец я встретил Кристофа Россиньона, который занимался «короткометражками» в Productions Lazennec, молодой и модной в те времена компании. Кристоф, инженер по профессии и мастер по починке телевизоров, как раз чинил ксерокс, когда я ввалился в его офис, одетый в костюм для велоспорта, как Феликс в «Метиске». Мой первый вопрос: «Могу я затянуть велосипед через окно?».
Он помог мне закончить работу со звуком и монтажом фильма. Наше сотрудничество началось тут, но оно могло бы погибнуть в зародыше. Мы организовали «премьеру» в Max Linder, знаменитом парижском кинотеатре, в воскресенье в 9 утра. Приглашена вся семья, профессионалы, специалисты. В пятницу вечером в 19 я прошу у Кристофа проверить, есть ли у Max Linder проектор, который раздельно воспроизводит пленку со звуком и с изображением. Киномеханик удивленно смотрит на нас и заявляет: на 35 мм такого уже давно нет. «Но мы не на 35 мм», уверенно говорит Кристоф. «Но месье, у нас нет проектора на 16 мм!!!», отвечает механик через скрипящий микрофон. Вечер воскресенья, 19 часов. Невозможно показать фильм. 200 приглашений уже роздано. Я посмотрел на Кристофа с четкой мыслью, что больше никогда не буду с ним работать.
Воскресным утром в 9 часов Кристоф нашел и установил проектор 16 мм. И мы смогли увидеть фильм, как полагается, согласно стандарту THX того времени, с табличкой перед началом «Фьерро»: цвет черно-белый, формат, звук моно… Лучший показ моей жизни.
Я хотел бы поблагодарить киномеханика, если он о нас еще помнит, Кристофа, который как настоящий волшебник всегда имеет в рукаве туз про запас. Спасибо Georges Diane, моему соседу и владельцу Bolex, он снимал все мои фильмы до ASSASSIN(S). Спасибо SOLANGE LABONNE, а не Fabienne LABONNE, как это написано в титрах моей же рукой. Спасибо Alain BRENA (я никогда не говорил, что у тебя был трамплин, чтобы прыгать). Szusza и Tamas (мой брат). Laurent PASCAUD, с которым я начал снимать кино на S8, когда нам было по 12 лет. Я хочу закончить, открыв тайну, которую ревностно хранил до сегодняшнего дня. «Вошь Фьерро» был смонтирован моей матерью Chantal REMY, монтажером, рядом с которой я провел все своей детство, играясь в коробках от фильмов, с рулонами и рулонами пленки. Спасибо, мама, за то, что ты открыла мне глаза на все, то что предлагает нам жизнь, и на необходимость восставать против того, что не должно существовать. Я люблю тебя.
http://www.mathieukassovitz.com/izno/passe/real/films/fierrot_le_pou.html