dimonp93 · 13-Авг-19 13:30(5 лет 11 месяцев назад, ред. 06-Ноя-19 23:06)
Объясняя религию Природа религиозного мышленияГод выпуска: 2019 Фамилия автора: Буайе Имя автора: Паскаль Исполнитель: Андрей Ильин Жанр: Антропология, Зарубежная психология, Религиоведение / история религий Прочитано по изданию: 9785916718683 Перевод: Мария Десятова Издательство: Аудиокнига ISBN издания: 9785001391173 Категория: аудиокнига Аудиокодек: MP3 Битрейт: 64 kbps Вид битрейта: переменный битрейт (VBR) Частота дискретизации: 44 kHz Количество каналов (моно-стерео): Стерео Музыкальное сопровождение: присутствует частично (в начале-конце глав и паузах) Время звучания: 13:30:52Описание: Откуда берется стремление верить в высшие силы? Как возникают религиозные представления, и отчего вера продолжает играть столь важную роль в жизни человека XXI века? Книга французского антрополога Паскаля Буайе описывает феномен религии с позиций эволюционной психологии. Подоплеку верований и религиозных обрядов ученый находит в принципах работы человеческого сознания. Одну за другой он опровергает распространенные «теории» происхождения религии – она возникла, чтобы объяснять непонятные природные явления и личные переживания, она утешает, она обеспечивает общественный порядок – и раскрывает перед читателем удивительные особенности устройства нашего разума.Источник: t.me/audio_booteka
1 В поисках истоков
Дать обиталище воздушному ничто
Гипотезы происхождения
Неожиданное разнообразие
Интеллектуальные гипотезы. Разум требует объяснений
Сознание как совокупность объяснительных механизмов
Эмоционально-ориентированные гипотезы. Религия дает утешение
Социальные гипотезы. Религия полезна для общества
Религия и общественное сознание
Сон разума. Религия как иллюзия
Зайти с другой стороны
Культура как мемы
Инструментарий 1: культура как мемы
Необходимо учесть искажение
В основе представлений лежат шаблоны
Культурные эпидемии
Инструментарий 2: культурная эпидемия
Озадачивающие вопросы
Дать обиталище воздушному ничто: простое решение vs совокупность причин
2 Как выглядят представления о сверхъестественном
Главное в религии – необычность?
Усвоение новых понятий
Немного терминологии
Шаблоны в религиозных представлениях. Шаг первый
Противоестественная биология
Противоестественное мышление
Шаблоны в религиозных представлениях. Шаг второй
Интуитивное в паранормальном
От каталога к экспериментам
Запоминание, противоестественность и странности
Свойства памяти (почти) неизменны в разных культурах
Противоречия имеют предел
Теологическая корректность
Дурацкие сказки или серьезная религия?
3 Какой разум для этого нужен
Гостевой взгляд на сознание
Поймать вора (с помощью систем логического вывода)
Хитросплетение. Системы логического вывода
Что знает каждый ребенок
Врожденное и приобретенное
Конфигурация и конфигураторы
Инструментарий 3: эволюционная психология
Жизнь в когнитивной нише
Человек жаждет информации
Человек сотрудничающий
Системы логического вывода в социальном взаимодействии
Отвлечение и сдерживающие факторы
Побочные продукты и то, что привлекает внимание
4 Откуда взялись боги и духи
Религия практична
Боги и духи как люди
Сверхъестественные действующие силы и опасные звери
Боги похожи на хищников?
Боги и духи как партнеры: воображаемые друзья
Стратегическая информация
Особенность богов и духов
Релевантность при передаче культурной информации
Антропологический инструментарий 4: релевантность и передача культурной информации
Релевантность существ, имеющих полный доступ
5 Почему боги и духи так важны
Законодатели, образцы для подражания и наблюдатели
Этические рассуждения и этические ощущения
Нравственные установки у детей
Склонность к сотрудничеству
Преодоление оппортунизма
Общие установки, переменчивые суждения
Обладатели полного доступа к информации и нравственная интуиция
Колдовство и беды
Сглаз и гневающиеся боги
Несчастье как социальный фактор
Причины и предпосылки несчастий
Несчастье как социальное взаимодействие
Сверхъестественные сущности как участники обмена
Паразитические свойства богов и духов
6 Почему религия ведает вопросами смерти
Замещенный страх и слабое утешение
Погребальные обряды. Что-то нужно делать
Тело как проблема
Заражение и его причины
Смерть, избегание хищников и интуиция
Что такое человек?
Когда в системах нет согласия
Трупы вызывают нарушение взаимосвязи
Сфокусированное горе и страх против страха вообще
Мертвые тела и сверхъестественные сущности
7 Почему возникли обряды
Действия, которые много значат (но имеют мало смысла)
Значимые институты
Интуитивное ощущение императивности происходящего
Навязчивые правила
Императивность и ритуальные предосторожности
Обмен с пассивным партнером
Отметить и обозначить
Стратегия игр – понятие чуждое
Магия общества
Релевантность ритуальных институтов
Трансцендентность на бытовом уровне: лазейка для богов и духов
Что делают боги (и что делают с ними)
Объяснение не лежит на поверхности
8 Откуда берутся религиозные доктрины, отчуждение и насилие
Одной доктрины мало
Нескольких доктрин слишком много
Местные специалисты
Происхождение гильдий
Концепции, предлагаемые учеными гильдиями
Гильдии и письменность
Мираж теологической корректности
Трагедия богослова
Общие боги – залог общности. (В самом деле?)
Понятие внутренней сущности и коалиционная интуиция
Фундаментализм и цена дезертирства
9 Почему люди верят
Дать обиталище воздушному ничто. Когнитивные искажения?
Вера и судебные прения
Простые представления в сложном сознании
Особые убеждения, особые люди, особые нейроны?
Источник веры в исключительном опыте?
Множественная релевантность высших сил
Что придает сверхъестественным сущностям достоверность?
Загадка вероисповедания
Провал «естественного» и успех «неестественного»
Как мы стали современными (и религиозными). Примечание к эпическому сценарию
Вселенский обмен слухами
Темный лес «невидимых рук»
Дополнительная литература
Благодарности
Библиография
"нелепые племенные суеверия" -- это примеры, доказательная база, материал, на основе которого Буайе делает выводы и обобщения. Антропология. Хорош именно подход. Лично мне зашло. Я всё собираюсь как-нибудь переслушать, поэтому внятно возражать не буду. Но предлагаю послушать 5ую серию подкаста heresyhub --- там как раз сжато/без воды/кратко/ярко/по делу и с выводами. рекомендую.
Для меня прослушивание связано с двумя проблемами:
1. мне трудно не хочется удерживать внимание на вялотекущих, малоинформативных начитках.
2. насыщенная деталями книга трудна для восприятия.
Медленную решаю предобработкой -- возникает вторая -- решается мобилизацией ресурсов внимания, переслушиванием отдельных глав.
Поэтому мне комфортно максимально предускорять аудиокниги. Эта книга 4:35:01. (первый пример)
Код:
mkdir spd;
for i in *.mp3;
ffmpeg -i $i -af atempo=2.0,atempo=1.3,silenceremove=0:0:0:-1:0.005:-45dB spd/$i
или медленне и чётче:
Код:
mkdir spd;
for i in *.mp3;
ffmpeg -i $i -af atempo=2.0,atempo=1.0,silenceremove=0:0:0:-1:0.10:-55dB spd/$i
8029543613 часов перечисление самых нелепых племенных суеверий, заявленная тема не раскрыта совсем)
всмысле?
в книге четко названа причина. СТРАХ
это коротки, если надо это тебе разжевать то в книге все разжовано. но кратко. то причина религий у всех людей одна - страх.
84185359но кратко. то причина религий у всех людей одна - страх.
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ:
**Однозначной причины существования и религии и присущих ей
характерных свойств быть не может, поскольку мы имеем дело со
следствием совокупной релевантности, то есть успешной активации
целого ряда разных систем сознания.** **Вопрос о происхождении веры в религиозном контексте обычно занимает скептиков. Это не обесценивает вопрос – отнюдь нет, – но становится понятно, почему на него обычно даются ответы, которые мне кажутся неудовлетворительными и даже сбивающими с толку.**