Андрей Платонович Платонов | Собрание сочинений Год: 2009-2011 Автор: Андрей Платонов Жанр: Классическая литература Издательство: Время Язык: Русский Формат: FB2 Качество: Изначально компьютерное (eBook) Описание: Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов) родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской.
С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза), т.к. нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.
Первая проба пера – юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань».
В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» – неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей – он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: 5 января 1951 года он умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
Перед вами — первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
Примеры страниц
Список книг
Том 1. Усомнившийся Макар
В эту книгу вошли рассказы 1920-х годов и стихотворения.
Оглавление
От издательства
Андрей Битов. Слово о Платонове
Рассказы 1920-х годов
Записи потомка
Память
Иван Митрич
Чульдик и Епишка
Поп
Мавра Кузьминична
Экономик Магов
Цыганский мерин
Из генерального сочинения
Демьян Фомич — мастер кожаного ходового устройства
Крюйс
Душевная ночь
История иерея Прокопия Жабрина
Луговые мастера
Бучило
Иван Жох
Песчаная учительница
Рассказ о потухшей лампе Ильича
Родоначальники нации, или Беспокойные происшествия
Лунные изыскания (Лунная бомба)
1. Проект Крейцкопфа
2. Трагедия на шоссе
3. Катастрофа при постройке
4. Изобретатель в тюрьме
5. В столице металлургии
6. Полет «Лунной бомбы»
7. Вести из межпланетного пространства
Антисексус
Государственный житель
Война
Московское общество потребителей литературы (МОПЛ)
Надлежащие мероприятия
Дикое место
Андрей Платонов, Борис Пильняк
Че-Че-О . (Областные организационно-философские очерки)
Усомнившийся Макар
Отмежевавшийся Макар
Ранние рассказы
Очередной
Маркун
Апалитыч
Волчек
Волы
В мастерских
Странники
Серёга и я
Белогорлик
Живая хата
Жажда нищего . (Видения истории)
Ерик
Поэма мысли
В звёздной пустыне
Володькин муж
Заметки
Невозможное
Сатана мысли (Потомки Солнца)
Приключения Баклажанова . (Бесконечная повесть)
Изобретатель света — разрушитель общества, сокрушитель адова дна
Данилок
<Доклад Управления работ по гидрофикации Центральной Азии>
Тютень, Витютень и Протегален
Потомки Солнца
Немые тайны морских глубин . (Роман из великой эпохи)
Рассказ не состоящего больше во жлобах
Написанное в соавторстве
Рассказ о многих интересных вещах
Стихотворения
Книга «Поющие думы»
«В моем сердце песня вечная…»
Странник
Среди страны
«Мы дума мира темного…»
Богомольцы
«Без сна, без забвенья шуршат в тесноте…»
«Ночь на дворе стоит сиротой…»
«Жить ласково здесь невозможно…»
«Мир родимый, я тебя не кину…»
Вечерние дороги
Ветхая Русь
Румяная мать
«Тою ночью, тою ночью чутко спали пашни, села…»
«Растет мое сердце во сне…»
Мать
«Сердце в эти дни смертельно и тревожно…»
Иван да Марья
Бегство
«Томится сила недр земного шара…»
«Резцом эпох и молотом времен…»
«Земля — дума, песня не пропетая…»
Мертвый
«В железной шапке льдов…»
Лесная говорушка
«Когда я думаю, я слышу музыку…»
Белый свет
«По деревням колокола…»
Песня
Дорога утром
О голом и живом
«Мы стареем, потому что мы живые…»
«Наверно, молодость придется истомить…»
«Древний мир, воспетый птицами…»
«Как тополи в тихие ночи…»
«Вечер душен. Ночь недалека…»
Степь
Мужик
Поход
Динамо-машина
Конец света
Стихотворения, не вошедшие в книгу «Поющие думы»
Птицы
«Я сердцем знаю…»
Сумрак
«Тихий свет сиянья угасания…»
При прощании
День
У города
«Не тихо и не шибко…»
«Долог зимний рассвет…»
Юноше
Рабы машин
Поезд
Над горами
Вечер после труда
На реке
Март
«Млеют в горячей весенней испарине…»
«Невысокие лозины…»
Молот
Песнь
Гудок
«Мы на канатах прем локомобиль…»
Красному Воронежу
Последний день
Италии
Знание
Субботник
Май
«Над голубыми озерами…»
Кузнецы
«Солнце жжет арбузы, зеленит огурцы…»
Праздник силы . (Ко дню всевобуча)
Дорога
Путь в горы
Напор
Оратор
«На реке вечерней, замирающей…»
Конный вихрь
Фронт
Мальчик
Домой
Мысль
Сын земли
Слепой
«Мы пройдем тебя до края…»
Много матерей
Дети
Во сне
«Тиха дорога, неизвестна…»
Последний шаг
Судьба
«Мир рожден улыбкой человека…»
Топот
Вселенной
«Познаны нами тайны вселенной…»
К звездным товарищам
Вечер мира
«Сгорели пустые пространства…»
«Тих под пустынею звездною…»
«Далью серебряной в утро росистое…»
«Я поэт разрушающих Вечность времен…»
«Среди нив, певучих в спелости…»
«В эти дни земля горячее солнца…»
«Небо вверху голубое…»
Ночь
Сказка
«Человек — цветущее растение…»
«В мире тихий ветхий вечер…»
Лунный гул
Стихи о человеческой сути
Рассказ о Непачовке
Небесная авиация
«Изобретатели!..»
Неоконченное
Счастливое время
Вождю оппозиции
Про электричество
Стихи на случай
<Марии>
«Предчувствия меня томят…»
«Вечер и Ты, моя мука и свет…»
«В мире есть чудо — свобода…»
«Баю-баю, Машенька…»
«Солнце — розовый ребенок…»
«Жизнь — далекая дорога…»
«Наступает Новый годик…»
«Буквы черною печалью…»
Комментарии
Нина Малыгина. Быть человеком — редкость и праздник
Комментарии к рассказам
Комментарии к стихотворениям .
Том 2. Чевенгур. Котлован
В этот том вошли роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Том 3. Эфирный тракт
В эту книгу вошли повести 1920-х — начала 1930-х годов «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек», «Ямская слобода», «Впрок», «Ювенильное море», «Хлеб и чтение». Повесть «Хлеб и чтение» (реконструкция текста Н.В. Корниенко) публикуется впервые. Повести «Эфирный тракт» и «Город Градов», издававшиеся раньше в искаженном цензурой и редактурой виде, публикуются в авторской редакции (из аннотации оригинального издания; в файле тексты представлены в старых вариантах). Том 4. Счастливая Москва
В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошла его проза 1930-х годов: роман «Счастливая Москва», восточная повесть «Джан» и рассказы, среди которых признанные шедевры — «Третий сын», «Фро», «Такыр», «Река Потудань»…
Оглавление
Счастливая Москва
Джан
Рассказы
«Первый Иван»
Факт
(Очерк про двух отсталых рабочих)
Товарищ пролетариата
Мусорный ветер
Такыр
Семейство
Московская скрипка
Глиняный дом в уездном саду
Третий сын
Бессмертие
Среди животных и растений
Фро
Река Потудань
Семен
(Рассказ из старинного времени)
Любовь к родине, или Путешествие воробья
Старик и старуха
На заре туманной юности
Старый механик
Юшка
Родина электричества
По небу полуночи
В прекрасном и яростном мире
(Машинист Мальцев)
Том 5. Смерти нет!
В эту книгу вошла проза военных лет, в том числе рассказы «Афродита», «Возвращение», «Взыскание погибших», «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди».
Оглавление
Божье дерево (Дерево Родины)
Дед-солдат
Неодушевленный враг
Крестьянин Ягафар
Старый человек Никодим
Броня
Рассказ о мертвом старике
Одухотворенные люди
Сампо
Седьмой человек
Добрый Кузя
Иван Толокно — труженик войны . (В сторону заката солнца)
Оборона Семидворья
Маленький солдат
Верное сердце
Бой в грозу
Никодим Максимов
Домашний очаг
Голубь и горленка
Взыскание погибших
Размышления офицера
Среди народа (Офицер и крестьянин)
Девушка Роза
Пустодушие
Иван Великий
Ветер-хлебопашец
Добрая корова
Офицер и солдат
На Горынь-реке
Прорыв на Запад
В Могилёве
В Белоруссии
На могилах русских солдат
Три солдата
Афродита
Внутри немца
Страх солдата
«Челюсть дракона»
Штурм лабиринта
Сержант Шадрин
Полотняная рубаха
Возвращение
Житейское дело
В далёком колхозе
Свежая вода из колодца
Из записной книжки
Том 6. Дураки на периферии
В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошли его пьесы, в том числе неоконченные «Избушка бабушки» и «Ноев ковчег», а также киносценарии.
Оглавление
Пьесы
Дураки на периферии
Шарманка
Высокое напряжение
14 Красных избушек, или Герой нашего времени
Голос отца
Без вести пропавший, или Избушка возле Фронта
Волшебное существо
Ученик Лицея
Неоконченное
<Избушка бабушки>
Первое действие
Ноев Ковчег (Каиново отродье)
Киносценарии
Песчаная учительница (сценарий)
Машинист (либретто)
Воодушевление (сценарий)
Отец-мать (сценарий)
Неродная дочь (кинематографический рассказ)
Семья Иванова (сценарий)
Том 7. Сухой хлеб
В этот том вошли рассказы о детях и для детей, в том числе неоконченные, а также русские и башкирские народные сказки в пересказе писателя.
Оглавление
Рассказы и сказки
Серёжка
Теченье времени
Июльская гроза
Корова
Великий человек
Вся жизнь
Уля
Алтеркэ
Железная старуха
От хорошего сердца
Избушка бабушки
Цветок на земле
Никита
Осьмушка
Разноцветная бабочка
Сухой хлеб
Пук-пук
Две крошки
Ещё мама
Неизвестный цветок
Неоконченное
Земля
Черноногая девчонка
Первый день на свете
Дар жизни
Афоня
В 2000 году
<Из записных книжек>
Башкирские народные сказки
Сказка о курае
Аминбек
Мудрый старик и глупый царь
Абзалил
Кто сильнее?
Падчерица
Благодарный заяц
Охотник Юлдыбай
Жадный богач и Зиннят-агай
Ленивая девочка
Молодой охотник
Сарбай
Курица и Ястреб
Лиса-сирота
Лиса-плотник
Два барсука
Почему гуси стали пёстрыми
Озорной кот
Русские народные сказки
Иван-Чудо
Безручка
Чудесный мальчик
Волшебное кольцо
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Умная внучка
Морока
Финист — ясный сокол
Солдат и царица
Том 8. Фабрика литературы
В этот том вошла литературная критика и публицистика 1920-1940-х годов.
Оглавление
Литературная критика
Об искусстве (Из дневника)
Достоевский
Ответ редакции «Трудовой Армии» по поводу моего рассказа «Чульдик и Епишка»
Поэзия рабочих и крестьян
Культура пролетариата
Пролетарская поэзия
Вечер Некрасова в Коммунистическом университете
Горький и его «На дне»
Симфония сознания (Этюды о духовной культуре современной Западной Европы)
Фабрика литературы (О коренном улучшении способов литературного творчества)
Против халтурных судей (Ответ В. Стрельниковой)
Лепящий улыбку
Пушкин — наш товарищ
Книги о великих инженерах
Пушкин и Горький
Страдания молодого единоличника
О грандиозном, но неуловимом
Летчик-писатель
Образ будущего человека
Электрик Павел Корчагин (Памяти Н.А. Островского)
Общие размышления о сатире — по поводу, однако, частного случая
Возражение без самозащиты
«Золотая Колыма» И. Гехтмана
Рассказы А.С. Грина
Творчество советских народов
Джамбул
Роман о детстве и юности пролетария
Гордубал, крестьянин из повести Карела Чапека
Агония (По поводу романа Р. Олдингтона «Сущий рай»)
Книга о человеческом достоинстве
О «ликвидации» человечества (По поводу романа К. Чапека «Война с саламандрами»)
Стахановец Басов (По поводу романа «Танкер Дербент» Ю. Крымова)
«Тоска по высоте»
Ярославский альманах
«Несоленое счастье»
«Клятва» Г. Фиша
Александр Архангельский
Навстречу людям (По поводу романов Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!» и «Иметь и не иметь»)
Седьмой номер журнала «Знамя»
Худое произведение (По поводу сборника начинающих писателей Красноярского края)
Реторта для изготовления человеков (О романе Л. Кассиля «Вратарь республики»)
«Ирина Годунова» А. Митрофанова
В порядке овощей
«Орел. Рассказ о нашем городе» С. Белякова
Курский литературный альманах
Два рассказа
«Земля в ярме» В. Василевской
Об административно-литературной критике (письмо в редакцию)
«Чекисты» М. Козакова
Новый Руссо
Вашингтон Ирвинг
«В поисках родины» А. Ершова
О рассказах В. Козина
«В родных долинах» П. Кучияка
Размышления о Маяковском
«Дальневосточная поэма» Б. Дальнего
Роман о гонении народа
«Малахитовая шкатулка» П. Бажова
«Литературный Сталинград»
Анна Ахматова
«О Маяковском» В. Шкловского
Рассказы К. Паустовского
«Неодетая весна» М. Пришвина
Ванда Василевская
«Пробуждение героя» Д. Алтаузена
«Избранные произведения» В.Г. Короленко
Путешествие в страну удэхейцев
«Саджо и ее бобры» Серой Совы
«Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова
«Великое противостояние» Л. Кассиля
«Власть над землей» В. Сафонова
«Пережитое» А. Церетели
«Академик Плющов» В. Закруткина
«Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири»
К столетию со времени смерти Лермонтова
Первое свидание с А.М. Горьким
Рассказы Василя Стефаника
«В окопах Сталинграда» В. Некрасова
«Финикийский корабль» В. Яна
Сказки русского народа
На переднем крае
Внутренние рецензии
«Последняя буква» А. Новикова
«Великий государь» В. Соловьева
«Днепр» В. Юрезанского
«Малец на баррикадах» Н. Бирюкова-Раменского
«Московская юность. Повесть о том, как строили метро» А. Ноздрина
«Твой дом» А. Кузнецовой
Неоконченное
Великая Глухая
Публицистика
Преображение
Ремонт земли
Христос и мы
Да святится имя твое
Душа мира
Герои труда: Кузнец, слесарь и литейщик
Знамена грядущего
Клуб-школа
«Чтобы стать гением будущего…»
Душа человека — неприличное животное
Жизнь до конца
Великая работа
Реввоенсовет Земли
Равенство в страдании
Земчека (Черный Реввоенсовет)
По родимому краю
О ликвидации катастроф сельского хозяйства
Огни Волховстроя
Страна бедняков (Очерки Черноземной области)
Питомник нового человека
О первой социалистической трагедии
Горячая Арктика
Преодоление злодейства
Страхование урожая от недорода (Новая задача четвертой пятилетки)
В томах многие произведения отсутствуют, такое впечатление, что это не указанное собрание сочинений, а компиляция "собрания" из ранее напечатанных изданий.
58531007В томах многие произведения отсутствуют, такое впечатление, что это не указанное собрание сочинений, а компиляция "собрания" из ранее напечатанных изданий.
RE:
toitoy писал(а):
"В томах многие произведения отсутствуют, такое впечатление, что это не указанное собрание сочинений, а компиляция "собрания" из ранее напечатанных изданий." Обращаю внимание читателей Платонова на полную без сокращений версию сс. в 8 томах в формате fb2: http://ruslit.traumlibrary.net/page/platonov.html Было бы правильно здесь перезалить, чтобы не распространять дефектную копию.
Давненько не встречал настолько беспомощных электронных книг. В "Чевенгуре" и "Котловане" куски текста пропущены, в "Реке Потудань" нефильтрованные после сканирования артефакты.
Описание:<...>
Перед вами — первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
1. Очень похоже, что это не собрание сочинений издательства "Время", а попытка частично или полностью скомпилировать это издание из более ранних публикаций. Считаю, что статус должен быть заменён на "Сомнительно".
Тем более, что в своём описании к третьему тому dude730 указывает: «(из аннотации оригинального издания; в файле тексты представлены в старых вариантах)».
123as писал(а):
Обращаю внимание читателей Платонова на полную без сокращений версию сс. в 8 томах в формате fb2: http://ruslit.traumlibrary.net/page/platonov.html
Было бы правильно здесь перезалить, чтобы не распространять дефектную копию.
2. Обращаю внимание внимательных читателей, что по указанной ссылке к томам с 5-го по 8-й имеется следующая приписка: «Тексты в файле собраны из разных источников, и могут не совпадать с бумажным изданием. Требуется сверка».
Так что никакого смысла в перезаливе, то есть замене одной компиляции на другую, нет.Творчество Платонова настолько самобытно, уникально – с одной стороны и так мало издавалось при жизни автора, вдобавок в искаженном цензурой виде – с другой стороны, что серьезный и бережный подход к его текстам особенно необходим. Если верить bооks.vremya.ru, «Собрание задумала и начала готовить к изданию дочь писателя Мария Андреевна Платонова. После ее безвременной кончины работу продолжил ее сын Антон Мартыненко. Выполняя просьбу наследников, собрание сочинений составила Н. В. Корниенко». Насколько я понимаю, что собрание сочинений изд-ва «Время» - единственное и наиболее полное собрание А. Платонова на данный момент (до тех пор, по крайней мере, пока не выйдет научное издание от ИМЛИ РАН – надеюсь, максимально текстологически уточнённое и выверенное).
Вера Калмыкова. Андрей Платонов. Собрание сочинений. Усомнившийся Макар: Рассказы 1920-х годов. Стихотворения; Эфирный тракт: Повести 1920-х — начала 30-х годов; Чевенгур: Роман, Котлован: Повесть; Архив А.П. Платонова. Книга 1
“…свежая творческая энергия жизни — “душа”…” Андрей Платонов. Собрание сочинений. Усомнившийся Макар: Рассказы 1920-х годов. Стихотворения; Эфирный тракт: Повести 1920-х — начала 1930-х годов; Чевенгур: Роман, Котлован: Повесть. — М.: Время, 2009; Архив А.П. Платонова. Книга 1. Научное издание. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. 2009 год оказался “годом Андрея Платонова” — так случилось благодаря двум изданиям, вышедшим к 110-летию писателя. Первое представляет собой три тома из восьмитомника, планируемого издательством “Время” (далее — Собрание), второе — публикацию архивных материалов из фондов ИМЛИ РАН (далее — Архив). Собрание изначально адресовано скорее “простому читателю”, чем “платоноведу”. В подготовке издания приняли участие член-корреспондент РАН Н.В. Корниенко (составитель), доктор филологических наук, профессор Н.М. Малыгина (научный редактор), И.И. Матвеева, В.В. Лосев и узнаваемый платоноведами, но скрывшийся за маской “Б. п.” (без подписи) автор комментария к “Чевенгуру”. Каждое художественное произведение, помещенное в Собрании, снабжено комментарием. Принцип научного комментирования массового издания сегодня широко распространен, и это не может не радовать. Вероятно, “первой ласточкой” в этом смысле оказалось издание двухтомника О.Э. Мандельштама (М.: “Художественная литература”, 1990; комментарии А.Д. Михайлова и П.М. Нерлера). Учитель, врач, старший школьник, студент, топ-менеджер или бильд-редактор, пополняющие личную библиотеку, не обязаны знать, что такое “тормоз Кунце-Кнорра” или кто такие герцоги Мекленбург-Шверинские. Тем более интересно “простому читателю”, как следует понимать те или иные “темные места” платоновской прозы. Также в первом томе Собрания помещены “Слово о Платонове” Андрея Битова и статья Нины Малыгиной “Быть человеком — редкость и праздник”. Об этом тексте хочется сказать отдельно, поскольку перед нами — талантливо написанный очерк жизни и творчества писателя. Обстоятельства биографические даются в тесной связи с творческими; видно, как в этих “сообщающихся сосудах” происходило движение мысли, формировался специфический язык уникального писателя, чья роль в русской прозе XX века, пожалуй, сопоставима с ролью Велимира Хлебникова в поэзии. Н.М. Малыгина подчеркивает, что Платонов, “рабочий по происхождению” и “сын рабочего”, стал “пролетарским писателем” не по социальному признаку, но по собственному выбору, велению души, мировоззрению. И, добавлю, — оказался и остался единственным “пролетарским писателем” в отечественной литературе, поскольку, право же, сочинения М. Герасимова, В. Казина, А. Серафимовича, С. Обрадовича, А. Гастева, Ф. Гладкова и др. сегодня представляют интерес, увы, только для историков. “Теперь, почти век спустя, ясно, что только один настоящий художник явился оправданием и результатом неудавшегося проекта пролетарской культуры. Андрей Платонов — единственный из пролетарских писателей, кто стал гениальным мастером литературы XX века”. Вновь добавлю: а также единственным подлинным “инженером человеческих душ”, относившимся и к языку, и к моделируемой в литературе картине мира и образу человека как инженер (см. главу “Полусамоучка, инженер по призванию” и следующие). Благодаря очерку Н.М. Малыгиной с личности и характера Платонова спадает флер некоторой таинственности. В самом деле, Булгаков и Олеша, Пастернак и Бабель, Ахматова, Цветаева и другие русские писатели советского времени давно обрели своих биографов. Катаев сыграл эту роль сам. Возвращение Сигизмунда Кржижановского в литературу явилось и биографическим, и эстетическим фактом… И лишь Платонов оставался своего рода terra incognita. Долгое время “основной массив писательского Архива наследниками не передавался никому и оставался закрытым” (Архив, с. 5), и лишь с девяностых годов, когда М.А. Платонова стала старшим научным сотрудником ИМЛИ, членом Платоновской группы, ситуация изменилась. Очерк Н.М. Малыгиной содержит анализ эволюции мировоззрения писателя, его обращения к крестьянской теме, раннемосковского и тамбовского периодов творчества; рассказ о начале профессиональной литературной работы, взаимоотношениях с М. Горьким, Б. Пильняком, А. Фадеевым и др., о травле, которой Платонов подвергался в связи с рассказом “Усомнившийся Макар” и “бедняцкой хроникой” “Впрок”, о его деятельности в качестве военного корреспондента. Жанр биографического предварения к комментариям выдержан, хотя вряд ли задача была легкой. Основной корпус материалов Архива составляют публикации “динамических транскрипций автографов” Платонова, писем и документальных материалов. Ответственный редактор — Н.В. Корниенко. Авторский коллектив — А.Е. Антонова, А.В. Гущина, Б. Дооге, Н.И. Дужина, Н.В. Корниенко, Д.С. Московская, Е.А. Роженцева, Л.Ю. Суровова, Н.В. Умрюхина. Задача Архива, сформулированная Натальей Корниенко в предисловии “От редактора”, — “стать трудом-спутником готовящегося научного Собрания сочинений А.П. Платонова”. Каждый текст Архива, как это и естественно для научного издания, сопровождается подробным комментарием. Для культурных читателей-“непрофессионалов” несомненной ценностью станет эпистолярное наследие Платонова 1921—1945 годов. Благодаря ему внутренний облик Платонова-человека обретает конкретность и оказывается необыкновенно привлекательным. Несмотря на все сегодняшние изменения в структуре чтения и на заметное в читательской среде снижение интереса к трудам литературоведов, писательская личность своей притягательности не утратила. Во многих пунктах обнаруживаются естественные точки пересечения между Собранием и Архивом. Н.М. Малыгина упоминает о роли отдельных лиц в судьбе писателя — среди них, например, А.Г. Божко-Божинский, глава Республиканского треста по производству и ремонту мер и весов, который в 1932 году принял Платонова на работу в качестве старшего инженера-конструктора. В Архиве Е.В. Антонова публикует два интереснейших письма Платонова к его руководящему тезке. Первое содержит просьбу о предоставлении работы, второе представляет собой шуточную “речь на годовщину назначения Божинского в “Росметровес”” (май 1933-го). Платонов пишет адресату: “Природа, живя, конечно, исключительно по законам диалектики, глубоко изученными Вами, специально оборудовала Вас чрезвычайным, металлургического оттенка, голосом, пропорционально облегчив надстройку над горлом, ибо историческая роль этой надстройки все время к тому же уменьшается”. Специфическая лексика, прозрачные даже и сейчас намеки на чрезмерное в советскую эпоху администрирование создают особый “воздух”, без которого самое внимательное чтение произведений писателя не дает полноты представления о его эпохе. Меж тем количество пересечений между Архивом и Собранием кажется недостаточным. Пролетарский писатель Платонов — один из неожиданных, но правомочных наследников эстетики и мировоззрения русского символизма и в то же время — представитель литературного авангарда, усвоивший многие его эстетические принципы. Об этом красноречиво свидетельствуют, в частности, письма Платонова к жене. Следует признать, что Архив трудно воспринять как “труд-спутник” грядущего научного издания ИМЛИ за отсутствием последнего (вышел только первый том, содержащий рассказы, стихотворения и статьи). Так, например, публикация в Архиве черновиков и вариантов повести “Впрок” предшествует публикации основного текста “бедняцкой хроники” в научном издании, а в Собрании она есть. Архив невольно воспринимается как дополнение к Собранию, три тома которого уже существуют. Поэтому читатель и станет обращаться к тексту и комментариям, изданным в Собрании. К тому же Архив, будучи, в соответствии с задачей, изданием монографического характера, не дает и не может дать широкого контекста творчества писателя. Место Андрея Платонова в литературе невозможно понять, исследуя только выбранные места из его Архива. Эта проблема решаема лишь при чтении текстов и подробном комментировании их. Меж тем создается впечатление, что оба творческих коллектива недостаточно корреспондировали друг с другом. Это тем более странно, что в обеих группах участвовала Н.В. Корниенко. О недостатках обоих изданий говорить нужды нет. Идеальных комментаторов не существует в природе. Что же касается ошибок, то они типовые и касаются инициалов, дат, расшифровки вышедших из обихода реалий и др. Пожалеть следует о том, что сегодня издательства оставили практику советских лет — после прочтения сигнального экземпляра вклеивать в каждую книгу листок с замеченными опечатками. Но отдельные недочеты не могут умалить ценности работы, проделанной двумя авторскими коллективами. Хочется пожелать им разве что большей сплоченности — тем более что цель здесь оправдывает средства: читателя следует развернуть лицом к писателю Платонову, а Платонова — к читателю. Это ли не благородная задача?Журнал «Знамя» 3, 2010
Вера Копылова
«Как раз к ярмарке закончен выпуск полного собрания сочинений Андрея Платонова в 8 томах. Кстати, издание получило премию «Книга года»-2011. Впервые все художественные произведения Платонова выходят в одном собрании, а главное — при подготовке издания историческая справедливость была максимально восстановлена. Платонов — один из самых искромсанных советской цензурой писателей. Архив позволил восстановить оригиналы произведений».Газета "Московский комсомолец" №25742 от 10 сентября 2011
Так что из уважения к творчеству Андрея Платоновича Платонова, титаническому объему работы, проделанной Натальей Васильевной Корниенко, а также ко всем читателям, предпочитающим формат fb2, прошу раздающего указать, в каком объеме раздаваемый материал соответствует единственному на данный момент восьмитомному полному Собранию сочинений Андрея Платонова, вышедшему в издательстве "Время".